Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №86/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Когда все – свои
Фильм о войне без войны

БОГДАН СТУПКА И НАТАЛьЯ СУРКОВА С “ЗОЛОТЫМИ ОВНАМИ”

Анималистический жанр можно по праву назвать древнейшим жанром изобразительного искусства. Возраст наскальных рисунков и извлекаемых археологами при раскопках фигур зверей и птиц исчисляется тысячелетиями. Искусство всех времен и народов обильно насыщено «звериной» символикой – будь то скульптурные культовые изображения, монументальные росписи, посуда или украшения. И поныне творчество художников-анималистов связывается в нашем представлении с древнейшей традицией: восхищаясь неисчерпаемостью и совершенством форм животного мира, вкладывать человеческий смысл в изображение его обитателей.
Произведения московского скульптора Андрея Марца (1924–2002 гг.) помимо упомянутого смысла отличает точно найденный, соразмерный человеку и его восприятию масштаб. К каким бы из его грациозных созданий мы ни обращались, нас не покидает впечатление их сугубой рукотворности. Оленей, коньков, диковинных морских рыб и даже грозных хищников хочется трогать, брать в руки, ощущая их вес и объем.
Интерес А.Марца к анималистике проявился давно – с первых посещений зоопарка во время учебы в художественной школе. Впоследствии, когда он закончил Московский институт имени В.И.Сурикова, этот интерес стал преобладающим, определив основное русло творчества мастера – скульптуру малых форм.
Русская поэзия знает блестящее по своей метафоричности произведение – «Зверинец» В.Хлебникова, в котором каждое животное или птица узнаются по нескольким точно подмеченным чертам, пробуждающим широкий поток ассоциаций. Например, «олень – лишь испуг, цветущий широким камнем». Тот же пафос выделения наиболее характерного, работающего на образ ощутим и в скульптурах А.Марца, по мнению которого «главное, чтобы в каждой вещи ясно звучал ее мотив, выявляемый через образ, форму, характер материала». Как немного на первый взгляд понадобилось художнику, чтобы перед нами предстал воспетый в народных сказках шелкогривый конь или бегущая по своим делам лукавая лисичка. Литые металлические тела животных и выполненные из проволоки грива коня и лисьи лапки активно контрастируют друг с другом. Здесь нет упора на зоологическое правдоподобие, так как художника прежде всего волнует правда искусства. Отсюда его постоянное стремление к декоративности и ритмичности («Два конька»), к фактурному разнообразию и экспрессии («Муравьед», «Ощетинившийся кабан»). Добиться всего этого можно только при хорошо развитом чувстве материала, знании его пластических возможностей и технологии обработки.
Материалом А.Марцу чаще всего служил металл. В его руках он не только сохраняет все свои качества и особенности, но и как бы заново обретает их. Без видимого для нас, зрителей, труда, без навязчивой демонстрации приемов скульптор легко и свободно создавал тот или иной образ, не страшась лишний раз показать сделанность вещи – металлический блеск срезов, ажурность проволочных конструкций, литейные и сварочные швы. Впрочем, иногда фактурное решение не связывается напрямую с обработкой металла. Например, объемно переданные ритмичные полосы на теле зебры или рыбы вызывают ассоциации с обработкой податливой глины. Но так или иначе, любой прием, как бы ни был он удачен сам по себе, не становился для А.Марца самоцелью, не абсолютизировался, а стало быть, и не служил тормозом его дальнейших исканий.
В анималистике иногда склонны видеть широкое поле для басенных поучительных иносказаний. А.Марц был далек от этого литературного подхода к данному жанру. Опираясь на увиденное в природе, он творил на ее основе собственный поэтичный мир. Часто обращаясь к изображению одних и тех же животных, он настойчиво искал новые образные решения, новые пластические ходы. В его мастерской мирно сосуществовали целые семейства зверей, рыб и пернатых, и ни в одной из работ нельзя было обнаружить инерции самоповтора.
Выявляя эмоциональное начало и звучание мотива в целом, А.Марц часто словно прорывался сквозь наружную объемлющую форму, показывая внутреннее – объемлемое – пространство. Примером тому сквозные волнообразные отверстия в боках трубящего оленя («Северный олень»), черный зев глубоководной рыбы («Удильщик и скарпена»), рваные аморфные пустоты в изогнутых телах гиен. Пластическая экспрессия его произведений, начиная с 60-х годов и вплоть до последних лет творчества, постоянно нарастала. Причем это не обязательно выражалось в передаче стремительного движения («Носорог») или откровенной ярости («Кабан»). Самые статичные позы и спокойные состояния даны с такой скульптурной наполненностью, что даже небольшие по размерам произведения воспринимаются с максимальным напряжением и остротой. Показательны в этом смысле изображения обитателей подводного мира. Скульптор не упрощает диковинность их непривычных для нашего глаза форм, но и не следует, разумеется, всем их прихотливым особенностям. Убедительность его «Глубоководного удильщика», например, в гармоничном равновесии – противопоставлении плотной массы тела и многочисленных, ритмично расположенных, тонких отростков, в самой устойчивости конструкции. В этом и иных произведениях скульптора привлекает умение показать напор жизненной энергии, вырывающейся на поверхность зримыми формами мышц, витых рогов, острых игл.
К 80-летию со дня рождения мастера в Московском музее современного искусства на Петровке прошла большая его выставка.
Многие произведения А.Марца давно переселились в лучшие музеи и галереи, но, наблюдая их там и на современных выставках, невольно примеряешь их к пространству жилых интерьеров. Начисто лишенные сладкой умильности «шикарных» безделушек, звери, птицы и рыбы А.Марца воспитывают наш глаз подлинной красотой свободного пластического выражения, помогая постичь прекрасные мгновения бытия живой природы, ее поэзию, делающую нас добрее и человечнее.

Сергей КУДРЯВЦЕВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru