ПРИРОДА ШКОЛЫ
И вот еще один год на исходе. И что-то
опять происходит в нашем образовательном
королевстве. Новые управленческие революции,
амбициозные планы – и молодые энергичные «люди
дела» все активнее заявляют себя в
педагогической власти. Тут бы и порадоваться:
может, и вправду сдвинется что-то в заколдованной
нашей системе, и раскинется наконец над нею
бескрайнее небо в алмазах?..
А радости почему-то нет.
И в канун Нового года снова и снова вспоминаешь
истории, доставшиеся от года прошедшего и
лежащие на сердце грузом печального недоумения.
Простые истории о том, с какой легкостью
«человеческое» в нашей жизни подменяется
«функциональным», и про то, как беззащитен
человек перед железобетонной логикой
«производственных отношений». И вопрос вовсе не
в том, что где-то нарушаются чьи-то права, за
которые нужно бороться, а в чем-то неизмеримо
более обыденном и не имеющем никаких правовых
решений: в том, что кто-то утрачивает
человеческое достоинство, утрачивает
способность чувствовать и сострадать, и никакие
организационные меры здесь невозможны, потому
что атрофия совести не лечится организационными
мерами.
Никогда не разговаривайте с
журналистами
Одна знакомая учительница рассказала
мне историю о притеснениях и бедах, которые
начались после того, как работа ее ученика не
прошла утверждение в медальной комиссии. Будто
бы после этого ей и другим словесникам школы
запретили подавать заявления на аттестацию в
ближайшие три года: сначала, мол, тетради
проверять научитесь! Историй о произволе
администрации во время прохождения учителем
аттестации я знаю немало, но эта была особенно
интригующей. На мой вопрос: «Кто запретил?» – был
ответ: «Не знаю. Но все в городе и районе говорят о
каком-то таком приказе, даже люди, не имеющие к
школе отношения…»
Вроде бы глухие, ничем не подкрепленные слухи. Но
следствием этих слухов стало то, что
заволновались учителя других школ: подавать
работы в медальную комиссию – себе дороже!
И вот я решила встретиться с начальником
управления образования этого района, чтобы между
прочим расспросить и об этой ситуации.
…Сначала мы просто непринужденно разговаривали
об ответственности руководителя за слова,
сказанные подчиненным: «Да, есть граница, за
которую переходить нельзя, она проведена
законом. Но ситуации бывают разные. И люди разные.
Всегда исходишь из целесообразности. Одни
понимают слова, другие только приказы».
Но вот речь зашла об истории с запретом на
аттестацию, и мой собеседник стал предельно
собранным и настороженным:
– Откуда эта информация идет? Абсолютно
непонятно. Никакого приказа не было. Покажите мне
этот приказ!
– Приказа я видеть не могла, речь идет о прошлом
годе.
– Не видели, а зачем же говорите?
– Приказа не было?
– Не было.
– А можно посмотреть книгу приказов за прошлый
год?
– Друзья мои, книга приказов – слишком серьезный
документ для корреспондента. И самое главное:
почему это я должен вам этот документ давать? Вы
говорите о приказе – вот вы и показывайте мне
этот приказ.
– Но я о нем только слышу. И мне бы хотелось
убедиться, что такого приказа нет…
– И следующий момент: почему вы говорите о
словесниках школы, когда речь шла всего лишь об
одном учителе, ученик которого не прошел на
медаль?
– Так, значит, об одном учителе был приказ?
– Ну да, об одном. К другим это никакого отношения
не имело. И мало ли что люди говорят! Мнения
бывают разные. А я задаю простой вопрос: вы точно
знаете, что я как председатель аттестационной
комиссии кого-то лишил права прохождения
аттестации?
– Вы просто не имеете на это права.
– Не имею. Поэтому я этого и не делал. И значит, не
о чем говорить. Откуда пошел разговор? Я не знаю
природы его происхождения. Если хотите, давайте
сядем в машину и поедем к тому, кто это вам
рассказал. Пусть при мне это скажет.
– Зачем? Этому человеку здесь дальше жить и
работать.
– А мне что делать? Мне надо этого человека
жестко и даже жестоко наказать.
– Обратите внимание, как вы остро реагируете!
– Да. Он подлежит наказанию, потому что не имел
права так говорить. Так кто этот человек?
– Какая разница? Но теперь я вижу: жалоба, похоже,
была небезосновательна.
– Порядочный человек должен называть фамилию:
Иванов Иван Иванович не прав. Никаких
преследований у нас нет и быть не может.
– Вы говорите «не может», а общий тон разговора
говорит, что очень даже может!
– Если вы ведете речь о некомпетентности
управления…
– Да нет же, речь о другом. Учителей припугнули, и
они пожаловались...
– Кто припугнул? Кого? Я поговорю с ними так же,
как с вами сейчас разговариваю, и никаких
неприятностей у них не будет. А кстати, вы сами-то
как относитесь к тому, что слишком много
претендентов на медаль? Медаль-то должна быть
заслуженной! А если в медальной работе комиссия
находит пять ошибок? Куда смотрели учителя? За
что они деньги получают? Пусть сначала сами
правила выучат.
Что ж, подобная позиция среди управленцев
образования встречается довольно часто:
собственные представления о педагогической
целесообразности они формулируют как закон. Эти
представления начинают играть роль
государственной политики образования на местах,
формировать соответствующую атмосферу в школах.
А судить о том, насколько сладко искушение
«вершить судьбами», можно по последствиям
приведенного выше разговора. Собрав – на всякий
случай всех! – словесников района, мой
собеседник, как мне сообщила моя знакомая, «всем
устроил разнос и запретил разговаривать с какими
бы то ни было корреспондентами без его
разрешения».
И ничего с таким начальником не поделаешь, потому
что по-другому проявить власть он просто не
способен.
Увы.
Людмила КОЖУРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|