ШКОЛА И ОБЩЕСТВО
Когда самолет, на котором мы летели в
Элисту, начал снижаться, я попробовала сквозь
сумерки разглядеть, что же там, внизу. Внизу
лежала бурая земля и вились редкие ленточки
дорог. Попадались еще белые пятна – овраги, из
которых не выдувается снег. Я старалась
вспомнить, что я знаю о Калмыкии. В голове
вертелось единственное: «…И друг степей калмык».
Потом припомнила, что недавно в Элисте был
далай-лама.
И оказалось, что о Калмыкии я не знала ровным
счетом ничего. Не знала, что здесь есть Ворота
счастья, под которыми нужно пройти, загадав
желание. Оно обязательно должно исполниться,
если только у человека чистые помыслы. Еще я не
знала, что Эрнст Неизвестный поставил в Элисте
памятник, который называется «Исход». Рельсы,
вдоль которых вместо верстовых столбов – камни с
числами: 1942, 1943, 1944, и так до 1956… Не знала, что в
пяти километрах от Элисты есть хурул, буддийский
храм, вокруг которого звенит воздух – от
бесчисленных колокольчиков, подвешенных под
кровлей.
Сходя с трапа самолета ЯК-40, который благополучно
выполнил рейс «Москва – Элиста», я знала только,
что в Калмыкии проводится педагогический
марафон, в котором принимает участие «Первое
сентября».
Целый год образования
Министерство образования Калмыкии
придумало, как привлечь внимание государства к
проблемам школы
Уходящий год был объявлен в Калмыкии
Годом образования. Эта идея, как ни странно,
уникальная. Нигде больше в России такого не
выдумали. Но ведь не в названии дело, а в том, что
оно помогло министерству образования Калмыкии
раздобыть деньги на новые парты и доски,
оборудование для кабинетов физики и химии и
прочие вещи, которые именуются материальной
базой. Калмыкия – республика небольшая и
небогатая. Просто так получить дополнительные
деньги на школу из республиканского бюджета (а
тем более вырвать из федерального) не получается.
Карты новые захотели? По истории? А по какому,
собственно, поводу? Значит, нужно придумывать
повод. В Калмыкии понимают, что никто и ничего не
сделает за них. В этом смысле калмыки находятся в
гораздо более выгодном положении, чем иные
регионы России, где чиновники от образования и
прочие деятели от него же считают, что
“государство должно нас обеспечить”. Хотя
государство так не считает. А если что-то и
выделяет, это может обернуться самыми унылыми
последствиями.
Например, памятная всем история с
реструктуризацией сельских школ. На федеральном
уровне родилась идея – закрыть малокомплектные
школы и возить детей из небольших деревень на
школьных автобусах в “большие” школы. Идею
стали весьма настоятельно претворять в жизнь,
хотя все прекрасно знают, что школа в деревне –
центр культурной жизни. Закрыть ее – убить
деревню. Про качество школьных автобусов и наших
дорог вообще разговор отдельный. Однако же
некоторые регионы согласились на такую
поддержку. Проще плыть по течению, чем против
него. В Калмыкии не закрыта ни одна
малокомплектная школа. По течению решили не
плыть, от дареных автобусов отказались.
Но это не про Год образования. Это про то, что
можно плыть туда, куда тебе надо. Трудно, но можно.
Рассчитывая при этом на свои собственные силы.
Можно даже делать не только необходимое, а
чуть-чуть больше.
Этим “чуть-чуть больше” оказались в Калмыкии
акции, которые провело в нынешнем году
министерство образования республики. Название
одной из них – “Искусство – детям Калмыкии”.
Суть ее такова. В Калмыкии немногим более трехсот
тысяч населения. Сто с лишним тысяч живут в
столице. Остальные – в сельской местности. Не
всякого ребенка родители могут привезти в
Элисту, сводить в театр или в картинную галерею.
В рамках акции известные калмыцкие артисты,
художники, писатели сами приезжали в сельские
школы. Беседовали с детьми, устраивали для них
мастер-классы. Одновременно в школах проходили
выставки. И ни одна сельская школа (а их в
республике около двухсот) не осталась за бортом.
А все расходы министерство образования взяло на
себя.
– А то началось бы… – сказал министр. – Кто за
бензин платит? Кто питание обеспечивает?
Договоры, передоговоры. Легче самим все сделать.
Другая акция министерства образования Калмыкии
– “Родная школа”. Мысль до гениального проста:
пусть школа найдет своих выпускников и устроит
общий праздник, на который соберутся все – и
учителя, и ученики, бывшие и нынешние. Школьникам
полезно посмотреть, кем стали их предшественники
(ведь это немножко заглянуть и в свое будущее,
да?). Выпускники хоть ненадолго вернутся в свою
школу, подышат веселым воздухом школярства.
Учителя увидят результаты своего труда, узнают,
кем стали их несносные или примерные ученики.
Кроме того, на большие праздники не принято идти
без подарков. Например, первые выпускники одной
из сельских школ подарили ей 30 тысяч рублей. Это
не вымогательство, а подарки. По-калмыцки –
“дем”. И кто же будет помогать школе, как не ее же
собственные ученики, которые во взрослой жизни
стали успешными людьми? Принять такую помощь
учителям гораздо легче и приятнее, чем ждать
милостей от государства.
Оказалось, что Год образования в одной отдельно
взятой республике – чрезвычайно полезная штука.
Хотя бы в том смысле, что он дал лишний повод
вспомнить об образовании. Но не затем, чтобы
поразмышлять, как бы его удешевить и привести к
общему знаменателю.
Ксения ТОЛОКОННИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|