ДОКУМЕНТЫ N 111
Не всем несчастным семьям субсидии
одинаковы...
При определении размера субсидии обычно
возникает много вопросов. Начисляется субсидия
помесячно, с учетом платежей за каждый
конкретный месяц. Субсидии, как и прежде, будут
рассчитываться в пределах социальной нормы
жилой площади. Новелла состоит в том, что
субсидию должны выдавать с учетом
дополнительной площади, предоставляемой больным
по состоянию здоровья. Ранее действующее
законодательство исходило из того, что за
дополнительную площадь субсидию не надо
рассчитывать и платить за нее тяжело больной
человек должен полностью из собственных средств.
Размер субсидии будет определяться с учетом
нормативов потребления коммунальных услуг –
электричества, газа, горячей и холодной воды,
отопления, вывоза бытовых отходов. Расходы для
всех граждан на оплату жилья начисляются исходя
из цен, установленных в соответствии со
стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг,
на содержание и ремонт жилья для нанимателей по
договору социального найма.
В пункте Положения 20 есть очень позитивная
новация, стимулирующая экономное отношение к
ресурсам коммунальных сетей: если семья
оплачивает электричество, тепловую энергию, воду
и сетевой газ по счетчику, расходы на оплату этих
услуг начисляются исходя из нормативов
потребления даже в том случае, когда показания
счетчиков ниже этих нормативов.
Пункт 21 комментируемого Положения стимулирует
переход от натуральных льгот к денежной
компенсации. Если у человека есть льготы по
оплате жилья и коммунальных услуг, то есть
скидки, то расходы уменьшаются на размер этих
скидок. Жители, которые будут продолжать
пользоваться льготой, получат меньшую субсидию,
поскольку их расходы будут меньше. Однако в
случае предоставления льгот по оплате жилья и
коммунальных услуг в виде денежной компенсации
расходы на оплату жилья и коммунальных услуг
уменьшению не подлежат, и, таким образом,
становится выгоднее иметь денежную компенсацию,
которая не включается в ваш налогооблагаемый
доход при расчете субсидии, а не натуральную
льготу. Предполагается, что полная замена
натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере
произойдет в 2006 году, и указанная норма придает
стимул на перспективу.
В пункте 22 Положения дана первая формула расчета
субсидии: если среднедушевой доход семьи выше
прожиточного минимума, установленного органами
государственной власти субъекта. Среднедушевой
доход семьи определяется делением
среднемесячного совокупного дохода семьи на
количество членов семьи (пункт 30). Федеральный
стандарт максимально допустимой доли
собственных расходов в совокупном доходе семьи
(а он установлен в процентах, как известно)
умножается на совокупный доход семьи и делится
на 100. Полученную цифру надо отнять от расходов на
оплату жилья и коммунальных услуг. Это и будет
размер субсидии. Чтобы определить совокупный
доход семьи, надо среднедушевой доход умножить
на количество членов семьи (пункт 31). По этой
формуле можно самому определить, каков будет
предполагаемый размер субсидии.
Необходимо обратить внимание, что в пункте 23 при
среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного
уровня формула расчета субсидии меняется,
появляется поправочный коэффициент.
Среднедушевой доход семьи делится на величину
прожиточного минимума – получим поправочный
коэффициент. Вот почему необходимо
информировать о понижении прожиточного уровня.
Как только доходы повышаются, этот коэффициент
равен единице и формула будет такой же, как в
первом случае.
Очень важен пункт 26 Положения, в котором
говорится об упрощении системы перерасчета
субсидии в случае изменения тарифов, условий и
порядка предоставления субсидий. Перерасчет
будет делаться автоматически, у получателя не
станут требовать каких-либо документов, им не
придется лишний раз стоять в очередях к
заветному окошку. Если же у самого гражданина
произошли какие-то события, влияющие на
изменение размера доплат, тогда он сам вынужден
будет собирать необходимые документы.
В разделе IV хочу обратить внимание на пункт 28. При
определении дохода семьи к членам семьи относят
проживающих совместно супругов, их детей и
родителей. Это не совсем точная формулировка. К
членам семьи относятся родители и их
несовершеннолетние дети. Очень часто взрослые
дети (молодые семьи) ведут отдельное хозяйство.
Если в квартире живет несколько поколений –
родители и взрослые дети, то их нельзя считать
одной семьей, если они сами не признают этого.
Типичная ситуация, когда старушка-мать не может
оформить себе субсидию на оплату жилья и
коммунальных услуг из-за того, что дети, внуки
иногда и не живут вместе с ней, и не помогают ей
материально, но прописаны, а справок о доходах не
приносят. Их автоматически считают одной семьей,
а на самом деле это не так. Получается, что
мать-пенсионерка страдает. Дальше прописана
более корректная формулировка: другие
родственники могут быть признаны членами семьи,
если они проживают совместно с получателем
субсидии и ведут с ним общее хозяйство. Если
семья большая, три поколения, и они дружно живут
вместе, считают себя одной семьей, то это их
право.
Состоящие в браке родители, одинокий родитель, их
несовершеннолетние дети, а также супруги
считаются одной семьей независимо от того,
раздельно или вместе они проживают. Как правило,
живут супруги все равно вместе, а
зарегистрированы могут быть по разным адресам. И
здесь некоторые недобросовестные граждане
пытались получить необоснованную льготу.
При расчете совокупного дохода семьи в старый
порядок вносятся коррективы. Учитываются все
виды доходов, за исключением денежных
эквивалентов полученных гражданами льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг и социальных
гарантий, установленных органами власти РФ,
субъектов Федерации, органами местного
самоуправления (пункт 29 «а»). Обратите на это
внимание, так как такой подход влияет на размер
субсидии льготника, уменьшая ее.
В разделе VI отмечено, что все граждане за жилье и
коммунальные услуги будут платить в полном
объеме, подчеркивается – без уменьшения на сумму
субсидий. Человек сам выбирает банк, куда на
банковский счет или вклад до востребования, то
есть на персонифицированный социальный счет,
будет перечисляться субсидия. Если по состоянию
здоровья он не может открыть
персонифицированный счет, то будет получать
субсидии через организации связи.
Поощрять будут тех, у кого субсидии
перечисляются именно на персонифицированные
социальные счета: субсидии не станут уменьшать,
даже если уменьшатся реальные платежи из-за
нарушения потребительских свойств, объемов или
режима предоставления жилищных и коммунальных
услуг. Например, если в доме долгое время не было
горячей воды и всем жильцам уменьшили оплату, то
субсидию не уменьшат тем, кому ее перечисляют на
персонифицированный счет. Если субсидия не
перечисляется на персонифицированный счет, то ее
уменьшат, если вам был сделан перерасчет за то
время, пока воды не было.
Последний раздел VII Положения разъясняет, в каких
случаях приостанавливается и прекращается
перечисление субсидий. Если человек не платит за
жилищно-коммунальные услуги или если он не
сообщил о повышении среднедушевого дохода, о чем
мы уже говорили выше, выплату приостановят.
Полностью прекращается предоставление субсидии,
если семья переехала или изменился ее состав,
вырос доход и она потеряла право на субсидию, или
подавала ложные сведения, или не погасила
задолженность по оплате за жилищные и
коммунальные услуги в установленный срок без
уважительной причины.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|