ДОКУМЕНТЫ N 111
Огульно штрафовать запрещено
В номерах 109 и 110 «Документов» мы начали
публикацию нормативных актов и судебных
постановлений по проблеме правомерности
произвола контрольных инстанций в школах и иных
бюджетных учреждениях.
В сегодняшней вкладке мы рассматриваем
процедуру проведения административного
расследования, а также публикуем
решение суда, в соответствии с которым
директор образовательного учреждения был
освобожден от административной ответственности
в связи с грубыми нарушениями проверяющими
требований закона.
Кодекс РФ об административных
правонарушениях (принят Федеральным законом от
30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. изменений и дополнений от
31.12.2002) содержит перечень случаев и оснований для
проведения административного расследования при
производстве по делу об административном
правонарушении.
Административное расследование –
предусмотренная законом процедура выяснения
фактических обстоятельств предполагаемого
правонарушения, которая является гарантией
объективности выводов должностных лиц о наличии
события правонарушения, а также виновности
конкретного лица в его совершении. Для лиц,
привлекаемых к административной
ответственности, эта процедура является
гарантией соблюдения его прав при привлечении к
ответственности.
Так, основанием для проведения
административного расследования при
производстве по делу об административном
правонарушении является возникновение
необходимости использования специальных
познаний в науке, технике, искусстве или ремесле
и получения соответствующего экспертного
заключения, а также совершения иных
процессуальных действий.
Решение о проведении административного
расследования принимается должностными лицами,
уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ
составлять протоколы об административных
правонарушениях. В нашем случае это чаще всего
главные государственные санитарные врачи
городов, районов, государственные инспектора
городов (районов) субъектов Российской Федерации
по пожарному надзору, государственные
инспектора труда.
Данное решение уполномоченными должностными
лицами принимается в виде специального
мотивированного процессуального документа –
письменного определения – одновременно с
решением вопроса о возбуждении дела об
административном правонарушении.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в
определении о возбуждении дела об
административном правонарушении должны быть
указаны дата и место составления определения,
должность, фамилия и инициалы лица, составившего
определение, повод для возбуждения дела, а также
данные, указывающие на наличие события
административного правонарушения, статья КоАП
РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая
административную ответственность за данное
административное правонарушение.
Часть 4 ст. 28.7 КоАП РФ устанавливает, что
административное расследование проводится по
месту совершения или выявления
административного правонарушения.
Общие процессуальные сроки для проведения
административного расследования составляют
один месяц с момента возбуждения дела об
административном правонарушении.
Срок проведения административного
расследования по письменному ходатайству
должностного лица, в производстве которого
находится дело об административном
правонарушении, может быть продлен вышестоящим
должностным лицом только в исключительных
случаях и на срок не более одного месяца.
Следует отметить, что согласно ст. 24.4 КоАП РФ
лица, участвующие в производстве по делу об
административном правонарушении, имеют право
заявлять в письменной форме ходатайства,
подлежащие обязательному рассмотрению судьей,
органом, должностным лицом, в производстве
которых находится данное дело. Данное право
позволяет подозреваемому в совершении проступка
лицу письменно изложить доводы в свою защиту. По
поводу данных доводов должен быть дан
мотивированный ответ. Можно реализовать данное
право, ходатайствуя о приобщении к делу
документов, письменных объяснений очевидцев,
иных доказательств, которые свидетельствовали
бы о невиновности подозреваемого директора в
совершении проступка, либо его полной
непричастности к случившемуся, либо об
отсутствии причинно-следственной связи между
его действиями и наступившими последствиями.
Лица, рассматривающие дело об административном
правонарушении, принимают мотивированное
решение об отказе либо об удовлетворении
поступивших ходатайств, о чем письменно
уведомляют заявителя.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства
выносится судьей, органом, должностным лицом, в
производстве которых находится дело об
административном правонарушении, в виде
определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Лица, рассматривающие дело об административном
правонарушении, в случае удовлетворения
письменных ходатайств, поступивших от
участников производства по делу об
административном правонарушении, либо в случае
необходимости в дополнительном выяснении
обстоятельств дела могут продлить срок
рассмотрения дела, но не более чем на один месяц.
О продлении указанного срока судья, орган,
должностное лицо, рассматривающие дело, также
выносят мотивированное определение.
По окончании административного расследования
уполномоченным должностным лицом составляется
протокол об административном правонарушении в
сроки, указанные в ст. 28.7 КоАП РФ, либо выносится
постановление о прекращении дела об
административном правонарушении. Указанные
документы могут быть обжалованы в вышестоящий
административный орган или в суд в случае
несогласия лица, привлекаемого к
ответственности, с выводами, полученными в ходе
проведенного расследования, либо в связи с
грубыми нарушениями установленной законом
процедуры расследования, которые могли повлечь
нарушение его права на участие в нем и отразиться
таким образом на его результатах.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|