ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МЕРИДИАН
Анастасия ЖИДКОВА,
Елена КАРТАШОВА
School Bus
От хозяйственной повозки – до парка
развлечений на колесах
ГЕРОИ
В нашей стране есть герои, которые
всегда остаются безвестными,
Хотя эти люди первыми знакомят детей со школой.
“Наверное, это учителя” – решат многие.
Но я говорю о водителях школьных автобусов,
которые встречают детей на дороге.
На мгновение представьте себя в водительском
кресле
И вы поймете – это профессия, которую не
променять ни на какую другую.
Только подумайте, как радуются дети, когда
встречаются в автобусе с одноклассниками,
И вспомните: вы должны вести этот автобус в любую
погоду.
Работа учителя в классе с двадцатью или
тридцатью детьми – это не пикник.
Но каково шоферу, который везет шестьдесят детей
по заснеженным дорогам!
Он, как почтальон, должен трудиться, невзирая на
туман, снег, дождь и темень ночи.
Но позади него в салоне – шестьдесят детей, и
каждый со своими радостями и горестями.
Ребенку может быть тяжело в школе, где спокойно и
безопасно.
Но он вряд ли забудет слова водителя: “Доброго
вечера, увидимся утром”.
Спросите у школьников: кто из ваших знакомых
заслуживает славы и почета?
И я держу пари – водитель школьного автобуса
будет среди тех, кого они назовут.
Автор стихотворения – Дэвид Арнольд,
куратор учебного округа Браунстоун в штате
Иллинойс,
бывший президент Ассоциации поддержки
образования округа
Правила дорожного движения
штата Вашингтон
Вы обязаны остановиться перед школьным
автобусом, который не движется и мигает красными
огнями, вне зависимости от того, находится он на
вашей стороне дороги, противоположной стороне
или на перекрестке, к которому вы подъезжаете.
После того как красные огни школьного автобуса
перестанут мигать, внимательно посмотрите, нет
ли на дороге детей, и не начинайте движения, пока
все они не покинут дорогу.
Необходимо уступать дорогу любому транзитному
автотранспортному средству (автобусу), который
подал соответствующий сигнал и выезжает на
проезжую часть. |
1928 год. Один из первых школьных автобусов в США
Школьный автобус. Сороковые годы
Школьные автобусы начала девяностых
Современный школьный автобус, перевозящий
учеников одной из школ Бронкса. Нью-Йорк
|
Специализированный школьный
автобус – изобретение чисто американское. В 1910
году власти тридцати американских штатов решили
организованно возить детей к месту учебы,
позаимствовав для этого хозяйственные повозки у
местных фермеров. Но уже в 20–30-е годы в сельской
местности США началось активное строительство
дорог, и лошади в упряжке сменились “лошадиными
силами” под капотом.
Первые модели школьных автобусов – фургон с
деревянными стенками, покрытый холщовым тентом.
У автобуса не было ни фар, ни зеркал, ни сидений,
он скорее подходил для перевозки овощей на рынок.
Затем корпус автобуса был удлинен, снабжен
дополнительными ребрами жесткости и очень
низким шасси, чтобы в случае столкновения
автобус с детьми не перевернулся. Два года спустя
компанией был разработан и выпущен первый
полностью металлический автобус сварной
конструкции.
В современных школьных автобусах особое
внимание уделяется безопасности детей. Например,
модель “Энвайрбас-2000” фирмы “Blue Bird”
разрисована голографическими надписями “Дети”,
хорошо различимыми даже в солнечную погоду,
снабжена мигающими цветными фонарями. Привычная
желто-черная окраска и крупная надпись “SCHOOL BUS”
на “лбу” привлекут внимание водителя и заставят
его быть более осмотрительным.
“Энвайрбас-2000” оснащен навигационной системой.
С ее помощью водитель получает информацию о
пробках, авариях, объездах, погоде. Кроме того,
система будет сообщать центральному диспетчеру
о местоположении “экипажа”, поломках, отказе
радиосвязи, захвате автобуса злоумышленниками. В
дополнение – особый радар, который постоянно
контролирует расстояние до ближайшего
автомобиля или другого объекта.
Ну а если столкновение все-таки произошло, то
пассажиров помимо штатной двери можно
эвакуировать через аварийную заднюю дверь и
четыре боковых окна. Они обозначены специальной
световозвращающей пленкой и выдавливаются как
изнутри, так и снаружи.
Для детей-инвалидов существует “Энвайрбас-2000” в
специальном исполнении – с лифтом.
Оригинальный кузов каркасно-модульной
конструкции позволяет делать автобусы разной
длины – от крох до гигантов длиной 13,5 метра.
Кстати, маленькие автобусы пользуются особой
популярностью. В штатном расписании небольших
учебных заведений, как правило, отсутствует
должность водителя: за рулем сидят сами учителя.
А с небольшим автобусом непрофессионалу
справиться легче.
Любопытно, что на базе моделей школьных
автобусов выпускается специальный транспорт для
полиции и перевозки заключенных.
Единственный экземпляр
Немецкие конструкторы тоже давно
работают над специальными школьными автобусами,
и их машины выглядят не менее эффектно, чем
носатые “крокодилы” из США. Например, “Mercedes
Citaro” в “школьном” исполнении по желанию детей
раскрасили не только снаружи, но и внутри. Теперь
желтые пластиковые сиденья с красными и синими
спинками и яркие поручни улучшают настроение
маленьким и взрослым пассажирам.
А достаточно консервативная немецкая фирма
“Setra” пошла еще дальше. Ее инженеры, видимо,
решили поездку в школу сделать сродни
воскресному походу в парк развлечений. “Почему
дети должны путешествовать в таких же скучных
автобусах, как взрослые?!” – с недоумением
воскликнули конструкторы и пригласили в свой
дизайн-центр 20 школьников для консультации.
Теперь на первом этаже нового автобуса
расположены автоматы с напитками и сладостями.
Здесь же можно резаться в компьютерные игры с
помощью Sony Playstation. А те, кто устал, отправляются на
второй этаж – дремать в креслах и слушать музыку
по четырехканальной аудиосистеме с наушниками.
Да… катаясь в школу на таком, с позволения
сказать, автобусе, дети еще, чего доброго,
потребуют введения семидневной учебной недели.
Видимо, предупреждая такое развитие событий,
конструкторы выполнили автобус в единственном
экземпляре.
Маршруты и высокие технологии
Раньше маршруты школьных автобусов в
США прокладывались на основе бумажных карт.
Сегодня разработка маршрутов школьного автобуса
становится задачей “хай-тек”. В США уже более
чем в 50 школьных округах для этих целей
используется мощное программное приложение и
электронные карты системы SMARTR for Schools. Эта
программа позволяет оптимизировать маршрут
автобуса, распределяя учащихся по ближайшим к их
дому автобусным остановкам. Система
“приложение” показывает фотографии учащихся,
входящих на каждой остановке, ведет
бухгалтерский учет, проводит инвентаризацию
транспортных средств – анализирует информацию о
количестве автобусов, оборудовании, двигателях.
В ходе использования этой программы выяснилось,
что только в одном образовательном округе шесть
маршрутов вполне можно отменить и сэкономить
таким образом $125000.
Школьный автобус – гарантия
безопасности?
По мере увеличения количества школьных
автобусов по всему миру участились случаи аварий
с их участием.
В апреле этого года на севере Греции школьный
автобус упал в ущелье, погибли 24 учащихся, еще 29
детей получили ранения.
В январе 2002 года в Таиланде столкнулись грузовой
трейлер и школьный автобус, 12 человек погибли и
десятки получили ранения.
Каждый год на дорогах США погибают 800 школьников
и 150000 получают травмы. Однако только 2% случаев
приходится на ДТП со школьными автобусами, в 74%
случаев ребенок попадает в ДТП, если он едет в
обычном автомобиле. Данная статистика наглядно
показывает эффективность государственной
политики в области безопасности школьных
перевозок.
Россия не США. Совсем другой климат,
люди, средства. Разумеется, что по уровню
развития школьных перевозок США дадут нам сто
очков вперед. Еще бы – там эта сфера развивалась
с начала 20-х годов. Но мы можем изрядно сэкономить
времени, средств и сил на уже давно существующих
чужих разработках. Разве сложно, например,
перенять пункт “о всеобщем трепетном отношении
к школьным автобусам” из американских правил
дорожного движения? И внести изменения в наши
ПДД?
Возможно, что знание того, как организована
перевозка школьников в США, поможет тем, кто
отвечал за российские программы “Школьный
автобус”.
Поэтому мы приводим ниже ссылки на англоязычные
сайты, посвященные этой тематике.
http://www.schoolbusfleet.com
Сайт журнала “Школьный автобус”. Новости
индустрии, исследования по безопасности,
аналитика рынка, тест-драйвы автобусов.
http://www.blue-bird.com/
Сайт производителя школьных автобусов компании
«Синяя птица».
http://www.ncsbs.org/ Сайт
Национальной коалиции за безопасность школьных
автобусов. Статистика катастроф, инструкции по
безопасности для родителей и детей, проекы
улучшения системы школьных перевозок.
http://www.yellowbuses.org/
Сайт Национальной школьной транспортной
ассоциации США.
http://busexplorer.com
Сайт, посвященный маркам школьных автобусов,
моделям и техническим характеристикам машин.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|