Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Анастасия ЖИДКОВА,
Елена КАРТАШОВА

School Bus

От хозяйственной повозки – до парка развлечений на колесах

ГЕРОИ

В нашей стране есть герои, которые всегда остаются безвестными,
Хотя эти люди первыми знакомят детей со школой.
“Наверное, это учителя” – решат многие.
Но я говорю о водителях школьных автобусов, которые встречают детей на дороге.

На мгновение представьте себя в водительском кресле
И вы поймете – это профессия, которую не променять ни на какую другую.
Только подумайте, как радуются дети, когда встречаются в автобусе с одноклассниками,
И вспомните: вы должны вести этот автобус в любую погоду.

Работа учителя в классе с двадцатью или тридцатью детьми – это не пикник.
Но каково шоферу, который везет шестьдесят детей по заснеженным дорогам!
Он, как почтальон, должен трудиться, невзирая на туман, снег, дождь и темень ночи.
Но позади него в салоне – шестьдесят детей, и каждый со своими радостями и горестями.

Ребенку может быть тяжело в школе, где спокойно и безопасно.
Но он вряд ли забудет слова водителя: “Доброго вечера, увидимся утром”.
Спросите у школьников: кто из ваших знакомых заслуживает славы и почета?
И я держу пари – водитель школьного автобуса будет среди тех, кого они назовут.

Автор стихотворения – Дэвид Арнольд,
куратор учебного округа Браунстоун в штате Иллинойс,
бывший президент Ассоциации поддержки образования округа

Правила дорожного движения штата Вашингтон

Вы обязаны остановиться перед школьным автобусом, который не движется и мигает красными огнями, вне зависимости от того, находится он на вашей стороне дороги, противоположной стороне или на перекрестке, к которому вы подъезжаете.
После того как красные огни школьного автобуса перестанут мигать, внимательно посмотрите, нет ли на дороге детей, и не начинайте движения, пока все они не покинут дорогу.
Необходимо уступать дорогу любому транзитному автотранспортному средству (автобусу), который подал соответствующий сигнал и выезжает на проезжую часть.

 

1928 год. Один из первых школьных автобусов в США
1928 год. Один из первых школьных автобусов в США
Школьный автобус. Сороковые годы
Школьный автобус. Сороковые годы
Школьные автобусы начала девяностых
Школьные автобусы начала девяностых
Современный школьный автобус, перевозящий учеников одной из школ Бронкса. Нью-Йорк
Современный школьный автобус, перевозящий учеников одной из школ Бронкса. Нью-Йорк

Специализированный школьный автобус – изобретение чисто американское. В 1910 году власти тридцати американских штатов решили организованно возить детей к месту учебы, позаимствовав для этого хозяйственные повозки у местных фермеров. Но уже в 20–30-е годы в сельской местности США началось активное строительство дорог, и лошади в упряжке сменились “лошадиными силами” под капотом.
Первые модели школьных автобусов – фургон с деревянными стенками, покрытый холщовым тентом. У автобуса не было ни фар, ни зеркал, ни сидений, он скорее подходил для перевозки овощей на рынок.
Затем корпус автобуса был удлинен, снабжен дополнительными ребрами жесткости и очень низким шасси, чтобы в случае столкновения автобус с детьми не перевернулся. Два года спустя компанией был разработан и выпущен первый полностью металлический автобус сварной конструкции.
В современных школьных автобусах особое внимание уделяется безопасности детей. Например, модель “Энвайрбас-2000” фирмы “Blue Bird” разрисована голографическими надписями “Дети”, хорошо различимыми даже в солнечную погоду, снабжена мигающими цветными фонарями. Привычная желто-черная окраска и крупная надпись “SCHOOL BUS” на “лбу” привлекут внимание водителя и заставят его быть более осмотрительным.
“Энвайрбас-2000” оснащен навигационной системой. С ее помощью водитель получает информацию о пробках, авариях, объездах, погоде. Кроме того, система будет сообщать центральному диспетчеру о местоположении “экипажа”, поломках, отказе радиосвязи, захвате автобуса злоумышленниками. В дополнение – особый радар, который постоянно контролирует расстояние до ближайшего автомобиля или другого объекта.
Ну а если столкновение все-таки произошло, то пассажиров помимо штатной двери можно эвакуировать через аварийную заднюю дверь и четыре боковых окна. Они обозначены специальной световозвращающей пленкой и выдавливаются как изнутри, так и снаружи.
Для детей-инвалидов существует “Энвайрбас-2000” в специальном исполнении – с лифтом.
Оригинальный кузов каркасно-модульной конструкции позволяет делать автобусы разной длины – от крох до гигантов длиной 13,5 метра. Кстати, маленькие автобусы пользуются особой популярностью. В штатном расписании небольших учебных заведений, как правило, отсутствует должность водителя: за рулем сидят сами учителя. А с небольшим автобусом непрофессионалу справиться легче.
Любопытно, что на базе моделей школьных автобусов выпускается специальный транспорт для полиции и перевозки заключенных.

Единственный экземпляр

Немецкие конструкторы тоже давно работают над специальными школьными автобусами, и их машины выглядят не менее эффектно, чем носатые “крокодилы” из США. Например, “Mercedes Citaro” в “школьном” исполнении по желанию детей раскрасили не только снаружи, но и внутри. Теперь желтые пластиковые сиденья с красными и синими спинками и яркие поручни улучшают настроение маленьким и взрослым пассажирам.
А достаточно консервативная немецкая фирма “Setra” пошла еще дальше. Ее инженеры, видимо, решили поездку в школу сделать сродни воскресному походу в парк развлечений. “Почему дети должны путешествовать в таких же скучных автобусах, как взрослые?!” – с недоумением воскликнули конструкторы и пригласили в свой дизайн-центр 20 школьников для консультации.
Теперь на первом этаже нового автобуса расположены автоматы с напитками и сладостями. Здесь же можно резаться в компьютерные игры с помощью Sony Playstation. А те, кто устал, отправляются на второй этаж – дремать в креслах и слушать музыку по четырехканальной аудиосистеме с наушниками. Да… катаясь в школу на таком, с позволения сказать, автобусе, дети еще, чего доброго, потребуют введения семидневной учебной недели. Видимо, предупреждая такое развитие событий, конструкторы выполнили автобус в единственном экземпляре.

Маршруты и высокие технологии

Раньше маршруты школьных автобусов в США прокладывались на основе бумажных карт. Сегодня разработка маршрутов школьного автобуса становится задачей “хай-тек”. В США уже более чем в 50 школьных округах для этих целей используется мощное программное приложение и электронные карты системы SMARTR for Schools. Эта программа позволяет оптимизировать маршрут автобуса, распределяя учащихся по ближайшим к их дому автобусным остановкам. Система “приложение” показывает фотографии учащихся, входящих на каждой остановке, ведет бухгалтерский учет, проводит инвентаризацию транспортных средств – анализирует информацию о количестве автобусов, оборудовании, двигателях. В ходе использования этой программы выяснилось, что только в одном образовательном округе шесть маршрутов вполне можно отменить и сэкономить таким образом $125000.

Школьный автобус – гарантия безопасности?

По мере увеличения количества школьных автобусов по всему миру участились случаи аварий с их участием.
В апреле этого года на севере Греции школьный автобус упал в ущелье, погибли 24 учащихся, еще 29 детей получили ранения.
В январе 2002 года в Таиланде столкнулись грузовой трейлер и школьный автобус, 12 человек погибли и десятки получили ранения.
Каждый год на дорогах США погибают 800 школьников и 150000 получают травмы. Однако только 2% случаев приходится на ДТП со школьными автобусами, в 74% случаев ребенок попадает в ДТП, если он едет в обычном автомобиле. Данная статистика наглядно показывает эффективность государственной политики в области безопасности школьных перевозок.

Россия не США. Совсем другой климат, люди, средства. Разумеется, что по уровню развития школьных перевозок США дадут нам сто очков вперед. Еще бы – там эта сфера развивалась с начала 20-х годов. Но мы можем изрядно сэкономить времени, средств и сил на уже давно существующих чужих разработках. Разве сложно, например, перенять пункт “о всеобщем трепетном отношении к школьным автобусам” из американских правил дорожного движения? И внести изменения в наши ПДД?
Возможно, что знание того, как организована перевозка школьников в США, поможет тем, кто отвечал за российские программы “Школьный автобус”.
Поэтому мы приводим ниже ссылки на англоязычные сайты, посвященные этой тематике.

  • http://www.schoolbusfleet.com   Сайт журнала “Школьный автобус”. Новости индустрии, исследования по безопасности, аналитика рынка, тест-драйвы автобусов.

  • http://www.blue-bird.com/   Сайт производителя школьных автобусов компании «Синяя птица».

  • http://www.ncsbs.org/  Сайт Национальной коалиции за безопасность школьных автобусов. Статистика катастроф, инструкции по безопасности для родителей и детей, проекы улучшения системы школьных перевозок.

  • http://www.yellowbuses.org/   Сайт Национальной школьной транспортной ассоциации США.

  • http://busexplorer.com   Сайт, посвященный маркам школьных автобусов, моделям и техническим характеристикам машин.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru