Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
ОРИЕНТИРЫ 

Василий КРАЮХИН

Давайте дадим учителю свободу!

Решили в Чехии. И отменили единую для всех школ страны образовательную программу

Недавно Министерство образования и науки России объявило о том, что Базисный учебный план, входящий в образовательный стандарт, будет примерным.
Оппоненты министерства усматривают в этом нарушение конституционных прав граждан. Они считают, что нужно вычислить некий минимум содержания образования и закрепить его в стандарте. Этот минимум, который обязана дать своим ученикам каждая школа России, и будет гарантией равного права доступа к образованию, которое декларирует Конституция.
Тем временем в Чехии министерство образования отменило общую для всей страны образовательную программу. Директорам чешских школ предписывается в течение двух лет выработать свою собственную программу обучения. Как же эта идея стыкуется с конституцией Чехии, где тоже есть запись о равном праве на образование?

Министр образования Чехии Петра Бузкова объясняет, в чем заключается суть реформы:
– Раньше у нас была единая государственная программа, обязательная для всех школ страны. Она определяла, чем должен заниматься учитель на первом, втором, третьем уроке, что ученик должен знать в конце первого месяца обучения. Новые стандарты, разработанные министерством образования, будут только в общих чертах определять те знания, которыми должен обладать выпускник.
Теперь каждой школе предстоит разработать собственную программу. Возможно, где-то учителя и директор решат, что работают вполне качественно и современно, и ничего менять не будут. В других школах, наоборот, поменяют все радикальным образом.
Кто и как будет следить за тем, чтобы учеба не превратилась в анархию? В одной школе решат, что дети слишком перегружены, и оставят только уроки пения и рисования,
в другой, наоборот, заучат ребятишек до потери сна и рассудка…
– В системе предусмотрен двойной контроль, – рассказывает заместитель министра образования Карел Томек. – Директор школы будет следить за тем, чтобы все учителя соблюдали программу, которую школа продекларировала. А за директором присмотрит государственная инспекция по образованию. Ее первая задача та же – проверить, выполняет ли школа свою собственную программу. А вторая – определить, соответствует ли она целям государственных образовательных стандартов.

Тут же возникает вопрос: а как же конституционные гарантии равных прав на образование? Ведь по факту каждая школа будет учить разному. Один школьник выучит про параболу и гиперболу, а второму про них не расскажут.
– Конституция гарантирует всем гражданам равные права доступа к качественному образованию, – объясняет Карел Томек. – Образовательный стандарт определяет обязательное количество уроков в неделю. Каким образом конкретная школа распределит эти часы между отдельными классами и предметами, зависит только от директора. В одной школе первоклашки могут проводить за партами 15 часов в неделю, в другой – 25. В одной школе могут, допустим, в пятом классе преподавать историю пять раз в неделю, в другой – один раз. Но общее количество всех уроков за девять лет должно быть одинаковым для каждой школы.
Но у наших сторонников жесткой регламентации есть еще один аргумент в пользу своей позиции. Учителя нельзя оставлять без инструкций и ценных указаний, а то он такого напреподает!
Вот и в чешской прессе неоднократно звучало мнение, что учителям категорически нельзя давать свободу. В особенности учителям истории. Иначе у всех детей будут в итоге разные представления о том, что было в чешской истории хорошо, а что плохо.
– Проблема обучения истории специфична, – говорит директор НИИ педагогики в Праге Ярослав Ержабек. – Мне больше всего не нравится, что реформу критикуют преподаватели вузов. Они ведь сами пять лет готовят учителей истории и потом критикуют своих же студентов и говорят, что они не готовы самостоятельно учить в школах и определять программу. По нашим данным, история является в настоящее время самым нелюбимым школьным предметом. Учителя боятся отказаться от изучения дат и фактов. Мы надеемся, что благодаря реформе хотя бы некоторые прогрессивные учителя решатся преподавать свой предмет более современными методами.

По материалам сайта www.ilovecz.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru