Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело
 

Я ИДУ С УРОКА
НЕ ЛЮБО - НЕ СЛУШАЙ

Моя карьера Деда Мороза
Воспоминания бывшего милиционера

Дед Мороз во мне проснулся сразу, как только я в первый раз примерил на себя костюм. Когда я его надел, мой голос сам изменил свой тембр. Я заговорил басом, походка замедлилась, движения расширились и укрупнились. Я почувствовал, как перевоплощаюсь в Дедушку Мороза, который прилетел с Северного полюса или из Великого Устюга.
А служил я тогда московским милиционером. Хотя родился и первые семь лет жил в Новосибирске, где мама с трех лет водила меня в знаменитый Театр оперы и балета. Мы с ней пересмотрели все детские спектакли: “Щелкунчик”, “Доктор Айболит”, “Конек-Горбунок”. Это был восторг до слез. А на вопрос: «Кем ты хочешь быть?» – всегда отвечал: “Юрием Никулиным” (очень я любил этого артиста).

Сам я непьющий

Под Новый год в нашем отделении милиции снарядили служебную экспедицию. Мы – это я, водитель и сопровождающие меня лица (две единицы) – ездили по домам сотрудников отряда и поздравляли детишек.
Было очень смешно. Когда приезжали на место, я в облике Деда Мороза шел с ребенком разговаривать, а сопровождающие лица в это время с родителями на кухне за наступающий год прикладывались. Сам я непьющий, поэтому без сопровождающих лиц мне никак нельзя было: ведь известно, что родители в таких случаях стараются напоить Деда Мороза.
Детки во все глаза на меня смотрели. Кто помладше – молчат, я больше выступаю – песенки, душевный разговор. А которые постарше – так те сами говорят, спрашивают разное. Тут уж мне надо не ударить в грязь лицом – мастерство сказочного диалога проявить. Ведь очень важно поддержать в ребенке зыбкое чувство волшебства. Чтобы у него не осталось сомнений в новогоднем чуде. Чтобы радость общения с Дедом Морозом хранилась потом в памяти светлым, добрым праздником.

Продолжая служить Мельпомене

В один прекрасный день я ушел из милиции. Командир дивизиона милиционер Козлов (кстати, он уже генерал) считал, что, уходя, я обрекаю себя на жизнь, полную лишений и опасностей, когда жена – учитель плюс двое маленьких детей. Но он и представить себе не мог, какой самодовлеющий метод изображения жизни овладевал мной тогда!
И вот вместе со Снегурочкой я совершал новогодние рейды по микрорайону. Заказы были не только от жителей, но и от школ.
В школьный новогодний праздник я обычно включался по ходу действия. Тут надо было знать много загадок, использовать площадные присказки и раешные потешки, новогодние детские анекдоты и стишки. Так я оттачивал свое ораторское искусство, продолжая служить Мельпомене.

Не хочу хвастать

Когда ходили по квартирам, преимущество Снегурочки по сравнению с милиционерами было особенно ощутимо. Те-то к концу смены обычно нахрюкивались до поросячьего визга.
Мы приходили в дом. Снегурочка сразу же шла к ребенку – подготавливать его к встрече с Дедом Морозом. А я шел к родителям – спрятать в красный мешок их подарок ребенку. Потом я представал перед ребенком, и мы со Снегурочкой пели нашу песенку. Ну а потом уж как получится. Приходилось и с собакой играть, и котят кормить, и кукол спать укладывать, и байки всякие рассказывать, и плясать.
Не хочу хвастать, но то, что мы делали для детей, не делала ни одна фирма “Заря”. У них ведь конвейер по всей Москве, график, заработок, заветные сто граммов. А у нас всё по-домашнему. Индивидуальный подход к каждому ребенку. От дома к дому ходили с песнями и прибаутками. Поздравляли прохожих. Просто так.

Индивидуальный подход

В одном доме пятилетний малыш показал нам свою любимую игрушку – “Паровозик из Ромашково”. И нам пришлось вместе с малышом разыграть по ролям весь его любимый мультфильм. Малыш просто сиял от счастья!
В одной квартире нам пришлось разговаривать с малышом в присутствии пьяного папаши. Малыш был печальный и какой-то взрослый. Папаша сидел тут же и смотрел телевизор, делая вид, что в комнате никого нет. Наверное, тяжелая работа или недостаток в детстве душевного тепла приводят таких папаш к этому печальному результату.
А в другом месте нас встретила действительно взрослая девочка одиннадцати лет. И вдруг она оказалась восторженным и веселым человечком, который верит в сказку и много мечтает. Она показывала свои рисунки и рассказывала свои стихи. Это было так трогательно, что Дед Мороз ушел со слезами на глазах.
Пришли один раз к трехлетнему мальчику. А у него огромный строительный разноцветный конструктор. Нам со Снегурочкой самим стало интересно, и мы построили вместе с малышом круглый замок с причудливыми арками и разнообразными башенками. Получился настоящий дворец в стиле барокко. Ребенок так обрадовался, что сразу же стал заселять дом игрушечными зверюшками…

Номер не прошел

И вот однажды 31 декабря в 22.00 я завершил обход детей и поехал домой – теперь уже к своим собственным детям. Ниночке было тогда три годика, Васе – годик.
Пришел Дед Мороз, принес подарки, отработал по полной программе… Но как только я вышел за дверь (жена потом рассказала), Ниночка и говорит: “Папа сичас пилиоденется и плидет!”
Номер не прошел! Своих детей мне никогда не удавалось разыграть, наверное, они меня по глазам вычисляли.

Само собой

Когда мои дети пошли в садик, тут само собой пришло время и мне с ним познакомиться.
Садик оказался необычным. Здесь работали неравнодушные, фонтанирующие идеями люди. Вот и Новый год был у них фантастическим, таящим в себе некую загадку. А чтобы разгадать ее, детям нужно преодолеть всяческие препятствия.
Преодолев их, дети встречаются наконец с Дедом Морозом – со мной, значит. В моих руках возникала гитара, и звучала песенка. Дети легко включались в игру, импровизированную сказку, легко и естественно существовали в сказке. Некоторые даже расстраивались, когда сказка заканчивалась. Утешением служил подарок и… фотография с Дедушкой Морозом в обнимку.
Много раз меня приглашали на роль Деда Мороза. Я работал в самых разных местах, но все равно старался выкроить время, чтобы поучаствовать хотя бы в нескольких детсадовских представлениях.
Так продолжалась моя карьера Деда Мороза.

По сценарию роно

А однажды меня пригласили в другой, самый обычный садик, где заведующая первым делом достала сценарий детского новогоднего утренника, утвержденный еще 20 лет назад каким-то вышестоящим органом, и попросила меня посещать репетиции.
Да-а, по сравнению с нашим садиком… Никакой самодеятельности! Никаких неожиданностей! Зачем что-то выдумывать, когда уже все давно утверждено роно!
Но детишки везде одинаковы, всем хочется праздника. Поэтому я старался изо всех сил, чтобы и им было весело.

Снова на посту

Спустя 10 лет мой очередной ребенок пошел в садик, тем самым поставив меня на неизбежный новогодний пост.
Как-то раз я из кожи вон лез, представляя Деда Мороза. Моя трехлетняя Анечка подошла к старшему брату Васе и сказала:
– Я хочу к папе.
– А где папа? – спросил Вася.
И Аня аккуратненько, пальчиком, чтобы никто не видел, прямехонько показала на Деда Мороза.
Номер опять не прошел.

Призыв к папам

В конце хочу призвать всех пап не отстраняться от миссии Деда Мороза. Сам получаешь большое удовольствие, проживая эти ситуации со своим малышом.
Даже если у вас нет особых актерских способностей, смело нацепите бороду, возьмите в руки посох, глубоко вздохните и скажите басом: “Здравствуйте, детишки! С Новым годом!”
Вот увидите, этого ребенок вам никогда не забудет!

Папа троих детей,
педагог театрального кружка,
творческий псевдоним
Томас ЛОПАДОР
(за 30 лет)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru