Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА
НЕ ДЛЯ СРЕДНИХ УМОВ

 

Многие дети хотят казаться старше и солиднее, чем они есть на самом деле. Особенно подростки. Прямо на лету хватают подсказки, которые мы вольно или невольно демонстрируем своими приоритетами, замечаниями, суждениями, оценками, и складывают из них образ умного, успешного, престижного взрослого. А учителя и рады стараться!..
Недавно одна знакомая преподавательница похвасталась блестящим рефератом своего ученика: «Можете меня поздравить! Смотрите, какая логика, какой серьезный стиль изложения! Вот бы все дети так умели работать!»
Но нам не захотелось разделять ее восторгов. Наоборот, стало грустно. Неужели же пределом учительских мечтаний является всего лишь подобие наукообразия?! Неужели эта псевдонаучная навороченность и есть некий идеал ученической работы? Судя по толстенным томам типа «300 золотых школьных сочинений» и посещаемости «рефератных» сайтов – да. А собственная речь ученика – где она? Поминай как звали? И это что, на всю жизнь?
Некоторым из учеников, впрочем, может повезти, и их речь потом каким-то образом начнет очищаться от школярских штампов. Процесс этот долгий. И поначалу (особенно после окончания вуза) попытки быть искренним порой оборачиваются, например, не слишком умелой шутливой просторечностью. Подлинная же искренность и простота приходит (или возвращается?) с возрастом.
Сегодняшние материалы – некая скромная иллюстрация этого долгого пути от школярского желания во что бы то ни стало казаться умным к незатейливой простоте, когда исчезает страх быть самим собой и называть вещи своими именами.

Вячеслав БУКАТОВ,
Мария ГАНЬКИНА

 

Сложный концепт с максимальной легкостью
Выдержки из ученического реферата по теме “Народные игры”

Вступление. Народные забавы состоят из нескольких видов деятельности, которые настолько взаимосвязаны и переплетены, что их часто трудно отделить друг от друга. Одно из значений слова “игра” в четырехтомном словаре Академии наук формулируется как “занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т.п.”. Конечно, народные игры не имеют отношения к спорту, но другие части определения вполне релевантны. Народные игры используются “для заполнения досуга, для развлечения” не только в первичной, исходной функции (т.е. в народе), но и в качестве элемента различных современных мероприятий.
Отметим, что игра представляет собой довольно сложный концепт. Недаром ему в начале июня 2004 г. в Институте языкознания РАН будет посвящена конференция под названием “Концептуальные поля ИГРЫ”. Кстати, в объявлении об этой конференции приведены концептуальные ряды, входящие в семантическую сферу игры: 1) борьба, состязание, соревнование, поединок; 2) представление, действо, лицедейство, спектакль, ритуал, маскарад; 3) забава, шутка, затея, причуда, развлечение, потеха, баловство, розыгрыш, флирт.
Подчеркнем, что народные забавы должны осуществляться с максимальной легкостью.

Селезень. Выбирается один водящий мужского пола, называемый селезнем. Остальные становятся по окружности, держась за руки. Селезень начинает ходить вдоль этой окружности с внутренней стороны, выбирая симпатичную ему девушку – “утку”. Конечно, желательно, чтобы девушек было побольше, но и мужская сила в цепочке не помешает, как мы увидим далее.
Когда селезень показывает на утку, она отпускает своих соседей и уходит за пределы круга, а они берут за руки уже друг друга. Теперь перед селезнем встает задача поймать утку, т.е. схватить ее так, чтобы она не вырвалась. В этот момент они вполне могут находиться по разные стороны круга. Игровое пространство – внутри круга и в непосредственной близости от него с внешней стороны.
Остальные участники стараются помешать поимке. А именно: они расступаются и поднимают сцепленные руки там, где хочет пробежать утка, и наоборот: сходятся поближе и крепче держатся за руки там, где хочет пробежать селезень.
Когда утка находится по другую сторону круга, то селезень вынужден продираться к ней. Селезню приходится гораздо труднее, чем утке: тут нужна и сила, и ловкость, и гибкость, и проворство, а также, что немаловажно, хитрость.
Например, он может сделать вид, что хочет проползти под чьими-то руками, а когда они опустятся для предотвращения этого маневра, резко перепрыгнуть через них. Конечно, в своих действиях селезень должен стараться не причинить боль остальным игрокам.
Поймав утку, селезень получает право ее поцеловать в награду. Она занимает произвольное место в окружности, а он выбирает себе новую жертву. Если селезень устает, то может тоже встать в окружность, а его роль начинает выполнять другой представитель мужского пола.
То же происходит, если селезень долго не может поймать утку. Тут уж ему некого винить, кроме самого себя: выбрал-то ее он сам! А для объективности имеет смысл ограничить время, выделяемое ему (точнее, любому селезню) на одну операцию поимки.

Растяпа. Для этой игры девушек и ребят должно быть неравное количество, причем в идеальном случае разница равняется единице (допустим в дальнейшем изложении, что больше оказалось парней).
Ребята становятся по кругу на расстоянии нескольких шагов друг от друга, а девушки танцуют внутри круга под определенную песню (или музыку) с уговором не топтаться на одном месте, а двигаться по часовой стрелке (с возможными отклонениями в сторону центра и обратно). Потом мелодия неожиданно обрывается (каждый раз в разных местах). Танцевавшие должны как можно быстрее спрятаться за спину любого из ребят, схватившись за него.
Если девушка понимает, что парень, к которому она устремилась, уже оказался занят, то ей надо попытаться найти другого парня, еще не занятого.
По поводу личных предпочтений. Если у танцующей девушки (назовем ее проницательной) есть основания полагать, что ее соседка (которую назовем капризной) не будет прятаться за стоящего совсем близко от нее парня (по причине личной неприязни), то проницательная девушка может устремиться именно к нему.
Итак, в чем же смысл игры? Поскольку, как мы помним, девушек больше, чем ребят, как минимум одной из них не достается места. Она должна выйти на середину круга и громко крикнуть: “Я – растяпа!” После этого, если количественное соотношение участников по полу не изменилось в обратную сторону, игра начинается заново, а “растяпа” участвует в ней на общих основаниях.

Выпускник педагогического колледжа
Егор АРТЕМЬЕВ
(около 20 лет)


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru