Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПРИРОДА ШКОЛЫ
КРУГ ВОПРОСОВ

Частные школы под прессом общих проблем
Сохранится ли в России негосударственное образование?

Последние решения российских законодателей ведут к резкому повышению платы за обучение в негосударственных школах. Из законодательства изъяты гарантии поддержки негосударственного образования.
Так, поправками к Закону “Об образовании” отменено нормативное финансирование негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Частные школы лишены налоговых льгот, фактически образовательные учреждения приравнены к банкам и казино, чего нет ни в одной цивилизованной стране мира.
Раньше в законе было положение, дающее НОУ приоритет в аренде зданий. Сейчас при продлении аренды чиновники имеют право выставить здание на тендер, в котором могут участвовать коммерческие фирмы.
Последствия всех этих отечественных ноу-хау начнут проявляться “по мере поступления неприятностей”. С 1 января 2005 года перестает работать норма о нормативном финансировании. С 2006 года начинает действовать новый Налоговый кодекс, и тогда негосударственным школам придется платить налог на имущество. По всей вероятности, к этому бремени добавится налог на землю.
Первый эффект поправок в Закон “Об образовании” уже ощутили родители учеников региональных школ.
– Прежде плата за обучение поднималась на 10–15 процентов в год. Но с ноября мы были вынуждены увеличить ее на 30 процентов. И еще как минимум на столько же придется поднять в будущем году, – говорит директор Краснодарской частной школы № 1 Елена Вершигора. – В итоге стоимость обучения приблизится к 200 долларом в месяц, что для нашего региона запредельная сумма. Некоторым родителям придется забрать детей из школы.
В конечном счете отдельные школы просто будут вынуждены закрыться.
Чего хотели законодатели? Разрушить негосударственное образование?
Вероятно, нет.
Образовательное законодательство было изменено в числе множества прочих законодательных актов, в рамках перераспределения функций федеральных и местных органов управления, приведения законодательства в соответствие с Налоговым кодексом, отмены тех законов, которые не выполняются или выполняются частично.
Но именно эта гарантированная поддержка государства позволила негосударственным школам выжить и пройти период становления. Теперь их судьбу будут решать региональные чиновники, обязанные прежде всего выполнять федеральное законодательство.
Государству нужны средства на более важные цели.
А что такое частные школы? Зачем они нужны?..
В какой-то мере это отношение можно понять. Вокруг частных школ много мифов, о них высказываются самые разные, нередко взаимоисключающие суждения. И если попытаться разобраться по существу, то окажется, что совсем не просто ответить на вопросы: какие изменения произошли с частными школами за годы их существования? Что представляют собой частные школы сегодня и каковы основные тенденции развития негосударственного образования?

В зоне риска

На сегодняшний день, согласно статистике Ассоциации негосударственных образовательных учреждений, в России существует около 550 негосударственных школ. Из них 240–250 – в Москве, 70 с небольшим – в Санкт-Петербурге.
Большинство учеников частных школ – это ребята из семей, принадлежащих к среднему классу, то есть семей менеджеров среднего звена, предпринимателей. Дети топ-менеджеров и владельцев крупного бизнеса среди учеников НОУ составляют около 15 процентов.
По оценке специалистов Московского департамента образования, “до 30 процентов детей, обучающихся в негосударственных школах Москвы, имеют три и более фактора риска, связанные с неблагоприятными условиями жизни, ослабленным физическим и психическим здоровьем.
Это НОУ с формальной точки зрения.

Мотивы и перспективы

Официально статус негосударственного образовательного учреждения был введен в России в 1992 году Законом “Об образовании”. Однако первые частные школы появились еще раньше. Тогда они существовали как кооперативы либо общества с ограниченной ответственностью.
О чем размышляли, чего хотели достичь люди, взявшиеся за создание своей школы?
Первая, самая многочисленная группа учредителей – это те, кто открывал частную школу, чтобы учить там собственных детей. Заметим, что со временем дети вырастали, после чего во многих, хотя и не во всех, случаях интерес учредителей к школе снижался.
Другие НОУ учредили бизнесмены, считавшие собственную школу элементом имиджа либо просто решившие заработать деньги на образовании. Это самый худший вариант, так как деловые люди, как правило, не обременяли себя размышлениями о долгосрочной перспективе и не вкладывали средства в развитие образовательного учреждения, в частности в повышение квалификации учителей. Правда, менталитет бизнесменов тоже меняется.
И наконец, некоторые частные школы создали педагоги, которые имели собственный взгляд на то, какой должна быть школа, и хотели реализовать свои идеи. В основном это были творческие, увлеченные учителя и администраторы, мечтавшие о школе без палочной дисциплины и формализма.

Папы из… НОУ

Во многом развитие НОУ определили родители. Поначалу выбор частной школы диктовало стремление создать для ребенка максимально комфортные условия. Безопасность, хорошее питание, разнообразные возможности для досуга во второй половине дня... Родителям было важно оградить ребенка от унижений, конфликтов, дурного влияния одноклассников и других издержек “большой школы”. Про качество обучения тогда думали мало: “Пусть не учат, но и не калечат”.
Через некоторое время родители стали все больше интересоваться уровнем преподавания в частной школе. Эта тенденция усиливалась по мере того, как из государственных школ уходили квалифицированные учителя-предметники. Директор одной региональной негосударственной школы сказал, что сегодня 60 процентов родителей приходят в частную школу за тем, чтобы у их ребенка были просто нормальные условия обучения. Запрос на “знания” подскочил с введением ЕГЭ.
Современные папы и мамы уже не доверяют рекламе и в выборе школы ориентируются преимущественно на опыт своих друзей и знакомых. Многие родители сами контролируют качество обучения в частной школе: периодически их дети сдают тесты “на стороне” – в государственных спецшколах или независимых центрах.
Все больше родителей хотят “строгой, требовательной школы”. Директор НОУ “Образ” Татьяна Смирнова привела как показательный пример слова одного из родителей: “Я готов платить за дорогую школу, но пусть это будет школа, где детей будут ставить на горох”. “Люди устали от общей неупорядоченности и попустительства”, – объясняет Смирнова.
В то же время возникла прослойка родителей, которые вдумчиво и серьезно относятся к образованию своего ребенка. Это успешные молодые люди, нередко выпускники частных школ, которые “сами себя сделали”, обладают широким кругозором, психологическими знаниями. “Им важно максимально раскрыть личностный потенциал ребенка, – говорит директор санкт-петербургской школы “Взмах” Елена Морозова. – Они хотят, чтобы, к примеру, ребенок учил математику не столько для того, чтобы куда-то поступать (он (она) у нас гуманитарий), но потому, что математика развивает логическое мышление”. И хотя в общей массе такие родители пока еще в меньшинстве, с каждым годом их становится все больше.
Елена Морозова поделилась еще вот каким интересным наблюдением: “В последнее время я часто общаюсь с папами. Если раньше образованием ребенка в основном занималась мама, то теперь – 50/50”.

Особые требования

Учредителей, которые создавали школу, основываясь на грамотной с точки зрения менеджмента концепции, были считанные единицы. “За редким исключением концепция развития представляла собой пухлую папку практически бесполезных документов, – рассказывает доктор психологических наук, директор Международного центра экспертизы и проектирования образовательных систем Витольд Ясвин. – Но в случае необходимости эту папку можно предъявить проверяющим”.
Проблема не только в том, что руководство НОУ имеет свою специфику. В негосударственных школах оказалось много людей без опыта педагогической работы либо без опыта административной работы в школе. И то, что для директора обычной школы было прописной истиной, директору частной школы приходилось постигать путем проб и ошибок.
За прошедшие 15 лет появились специалисты по экспертизе и проектированию образовательной среды. Но их все еще крайне мало. Кроме того, далеко не каждая, даже сильная частная школа может позволить себе нанять такого специалиста.
“У нас есть небольшой отдел развития, но это серьезная нагрузка на бюджет, – говорит Елена Морозова. – Для нас это трудный выбор: купить несколько компьютеров или пригласить еще одного сотрудника в отдел развития”.
Подбор кадров – большая проблема для руководителя НОУ. По определению психолога, специалиста по консалтингу в образовании Марины Битяновой, негосударственной платной школе нужны особые завучи и особые учителя.
“Заместитель директора в негосударственной школе должен быть менеджером образовательного процесса. Это человек, который видит школу как систему отношений специалистов и понимает, где что работает, а где – западает. Он должен уметь делегировать педагогу ответственность, передать определенные способы управления той или иной деятельностью”.
Частная школа предъявляет высокие требования к коммуникативной компетенции администратора, к его умению слышать людей, способности быть понимающим, тактичным и убедительным. Эмоциональный комфорт в общении с руководящим сотрудником частной школы обязателен.
К сожалению, в государственной школе заместитель директора, как правило, либо решает все вопросы за учителей, либо начинает давить на них и становится очень жестким.

Какие учителя нужны частной школе?

Школа “Взмах” сейчас открывает новые филиалы. “Людей, которые приходят из обычных школ, мы, как правило, не берем, – говорит директор школы Елена Морозова. – Опыт показал, что школьные учителя очень быстро теряют детей. Вроде бы все нормально, особых жалоб нет, а дети уходят из школы. Почему? А им неинтересно. Редкий учитель государственной школы способен “гореть” сам и поддерживать детский интерес в каждый момент урока”.
Зачастую, как отмечает Марина Битянова, учителя неправильно трактуют меру свободы, которая появляется у детей в небольшой группе. “12 человек создают в классе совсем другую атмосферу, нежели 25. Эта атмосфера интерпретируется как недисциплинированность и невоспитанность. “Боже! Какие ужасные дети в частных школах!” На самом деле это совершенно нормальные ребята. Просто малая группа требует особых способов работы. А учитель в течение 30 минут урока проводит фронтальный опрос шести человек”.
Еще одно важное умение: работа в условиях внешнего заказа. Учитель в государственной школе часто царь и Бог: он сам определяет отношения с родителями и может позволить себе ничего не знать о семье ребенка. Учитель в частной школе не высшая инстанция. Он работает в рамках концепции школы и заказа родителей. Это не значит, что ему нужно подстраиваться под заказ. Он должен оставаться профессионалом, сохранять свое достоинство, отстаивать ценности школы, но соотносить их с запросами родителей.
В частной школе есть кураторы, менеджеры, воспитатели, психологи, логопеды. Учителю необходимо научиться взаимодействовать с разными специалистами. Это настоящая командная работа, к которой большинство учителей государственных школ не готовы.
В последнее время в ситуации с кадрами наметились некоторые подвижки. Ведущие НОУ стали открывать собственные обучающие центры, курсы, педагогические лаборатории и сами готовить учителей.

Откат на… школы

Помните начало перестройки? Из всех динамиков звучали слова о “новом мышлении”. Были провозглашены гласность, плюрализм, частная инициатива, человеческий фактор. Было время, когда в Москве ежегодно открывались десятки частных школ. Сегодня открываются единицы. И дело отнюдь не в снижении спроса на негосударственное образование. Спрос есть. Дело в изменении общей атмосферы в стране.
Значение поддержки или по крайней мере лояльного отношения со стороны власти становится особенно очевидным при знакомстве с положением дел в регионах. На вопрос: «Почему в вашем регионе нет негосударственных образовательных учреждений?» – нередко приходится слышать: “Наши чиновники говорят: пока мы здесь, в области частных школ не будет”. Нетрудно догадаться, как скажутся на позиции местных чиновников “поправки” в федеральной образовательной политике.
Показательно, что “изменение температуры” в государственной политике заметно влияет на детей. Вот что рассказала об этом Елена Морозова: “В первые годы к нам приходили воодушевленные ребята, которые с удовольствием учились и легко многого достигали. Спустя некоторое время атмосфера в классах резко переменилась. Казалось, что дети ни во что не верят, ничего не хотят и уже успели разочароваться в жизни. Видимо, этот настрой передался детям от родителей. И только в последние несколько лет это настроение стало как-то компенсироваться. Дети словно устали быть в депрессии. Но в политике государства становится все больше диктата. Я с досадой и боязнью ожидаю нового упадка духа”.
В период кризиса с особой остротой встает вопрос: на какие ценности ориентироваться? Какие отношения между властью, общественными институтами и гражданами выстраивать?
Новые идеалы (частная инициатива, предприимчивость, свободная творческая личность) были провозглашены, но в стране оказалось очень мало людей, способных мыслить проектно, создавать эффективные способы воплощения этих ценностей в разных сферах жизни, в том числе в образовании. В итоге власть повернула “вспять” – к испытанным авторитарным методам управления. Для многих очевидно, что это тактика без стратегии, которая никуда не ведет. Но что и когда придет ей на смену – вовсе не так очевидно. Образ будущего стал более неопределенным, размытым.
И по большому счету сегодня руководителям школ приходится самим предугадывать и домысливать: каким быть российскому обществу через 5–10–15 лет? И какое образование поможет детям стать успешными и счастливыми в этом обществе?
Ничего себе задачка для директора и педколлектива новообразованной школы!

На распутье

Что же происходило все эти годы с самими НОУ?
Они разделились на две группы. Одни школы стали слепо следовать за изменением социальной конъюнктуры (таких в первые годы было большинство), другие – попытались определить и воплотить в жизнь собственные педагогические приоритеты.

Флюгеры

НОУ, главной целью которых было зарабатывание денег на образовании, старались сыграть на популярных идеях: личностно-ориентированный подход, индивидуализация, самоуправление… На деле это часто выливалось в заискивание перед родителями и потакание детским прихотям.
Несоответствие слов и дел со временем все более раздражало родителей. К частной школе стали относиться как к месту, где “детям устраивают веселую жизнь, но ничему не учат”, “ребята растут, как цветы в оранжерее, инфантильными, безвольными, не адаптированными к социальной жизни”. В итоге часть школ ушла в другую крайность: жесткое авторитарное обращение с детьми, полная регламентация их пребывания в школе.
В конечном счете “НОУ-флюгеры” расплатились за собственную бесхребетность остановкой в развитии. Эксперты говорят о таких школах: “В них все – и образование, и материальная база – осталось на том же уровне, как в первые годы работы. Прошло 10 лет, а школа нисколечко не продвинулась”, “Такое впечатление, что школа хватается за все, но ничего не может довести до хорошего уровня”.

Дверь в заграничный колледж

По мере того как усиливался интерес родителей к качеству обучения, появлялось все больше школ, нацеленных на локальный прагматичный результат. Этот путь выбрали, например, школы, вошедшие в систему Международного бакалавриата, отрывающую дверь в зарубежные вузы и колледжи. Такое образовательное учреждение, как правило, основные ресурсы направляет на выполнение программы Международного бакалавриата. На остальное, в том числе на серьезную воспитательную работу, у школы не остается ни сил, ни средств.
К этой же категории можно отнести школы, сделавшие главный акцент на профильное обучение (по сути – на репетиторство), а также школы, специализирующиеся на лингвистической подготовке. Скажем, одна из московских школ работает на то, чтобы ее выпускникам Институт иностранных языков был уже не нужен.

Для будущих премьеров

Другие НОУ попытались совместить высокий уровень преподавания и особое воспитательное воздействие на детей: воспитание самодисциплины, собранности, умения держать себя в рамках определенного статусного положения. В такой школе вся жизнь детей жестко регламентирована. Очень большое значение придается формальным вещам: одинаковой для всех форме одежды, правильному, четко определенному для каждой ситуации тону общения административных работников, учителей и учеников. В отношениях между педагогами и детьми неизменно соблюдается дистанция. К каждому классу приставлен классный руководитель, который следит, чтобы ученики строго соблюдали распорядок дня, например, вовремя делали домашнее задание. Если кто-то нарушает установленный режим, о проступке ребенка сообщается родителям. Считается, что в такой жесткой среде дети учатся быть подтянутыми и собранными. Но по существу это воспитание будущих чиновников, которым для успешной карьеры требуется умение подать себя, скрыть свои истинные мысли и чувства…

Когда видны глаза каждого…

Педагоги-энтузиасты, вдохновленные идеями сотрудничества и личностно-ориентированного обучения, выстраивали школы, где во главу угла ставился личностный рост ученика. Главной задачей для этих школ стало развитие качеств, позволяющих ребенку реализовать себя в разных сферах жизни. В детях воспитывали ответственность, самостоятельность, способность иметь собственное суждение о разных вещах, умение делать выбор, умение устанавливать отношения с другими людьми…
Эти школы отличает теплая, иногда почти домашняя атмосфера. “У нас каждый спросит: как ты живешь, что у тебя нового?..” – рассказывает директор школы “21 век” Светлана Бушуева.
Дети и учителя свободно общаются, шутят и даже иронизируют по поводу друг друга. “Мы говорим: теплый и холодный человек. Когда приходят не наши люди, они не могут долго у нас работать. Они другие, они холодные”.
И в то же время при необходимости педагог может потребовать от ребенка соблюдения принятых в школе норм и правил. Как крайняя мера здесь возможно отчисление ученика за некорректное поведение.
В таких НОУ собираются яркие творческие педагоги: “У нас каждый учитель – личность!” И творчество бьет ключом: интеллектуальные марафоны, проектные формы работы, предметные выездные лагеря, праздники, образовательные путешествия, всевозможные кружки… Хорошо поставлена работа психологической службы. Психологи, а их в школе бывает до 10 человек, не ограничиваются диагностикой и индивидуальными беседами, а вникают в проблемы каждого ребенка и отношения в детском коллективе, проводят развивающие групповые тренинги, ведут просветительскую работу с учителями и родителями. Такая работа позволяет делать настоящие педагогические чудеса. Например, кандидат психологических наук Вера Журавлева поделилась таким профессиональным достижением: “Один папа сказал мне: спасибо за то, что вы научили меня любить моего ребенка”.
По поводу проблем каждого ребенка проводятся педагогические консилиумы с участием учителей и специалистов школы. На консилиумах обсуждается: какие у ребенка особенности? В какой период дня у него наиболее высока работоспособность? Какие приемы лучше использовать в работе с ним?
Многие дети буквально расцветают в такой школе.
“Когда в классе восемь человек – все на расстоянии вытянутой руки, – рассказывает учитель физики Георгий Гоциридзе. – Я вижу, в каком состоянии каждый пришел на урок, и понимаю, кому какое задание дать, кого спросить, кого пока не нагружать. Вот сидит тихая скромная девочка. В обычной школе она была бы просто серенькой мышкой. А здесь я вижу ее глаза. В нужный момент я могу других попридержать и дать ей слово… В седьмом классе мальчик, очень любознательный, особенно сильно интересуется техникой. Если он не выплеснет все, что прочел накануне, ему некомфортно… Девочка-девятиклассница не может отвечать вслух при классе, даже если знает материал. Когда на занятии шесть человек, я могу организовать работу пятерых, а с ней поговорить отдельно. Либо найти время для этого после уроков”.
В таких НОУ много учеников, которых не могут или отказываются обучать в обычных школах. “В пятый класс к нам пришел мальчик, который до этого поменял девять школ”, – рассказывает директор школы “ЭШЛ” Татьяна Пяткова. – Ребенок невероятно одаренный, но эта одаренность сказалась на его личности. Мальчик был очень вспыльчив и агрессивен. Была ситуация, когда родители сказали в присутствии мамы мальчика: либо вы его отчисляете, либо мы уходим всем классом. Я говорю: уходите… В итоге они остались. Сейчас этот мальчик вырос, стал замечательным юношей, которого мы все очень любим, гордимся им. Он выиграл много городских конкурсов, сделал чудесный проект “Путеводитель для иноязычных групп по Соловкам”. Увидев эту работу в черновом варианте, принц Уэльский сказал: покупаю за любые деньги…”. И таких удивительных преображений в негосударственных школах происходит великое множество.

Восхождение к смыслам

Некоторые НОУ из последней группы вышли на новый этап развития и взяли на себя предельно сложную задачу: создать школу, которая помогла бы детям сохранить высокие смыслы жизни. Как школы решают эту задачу – разговор особый. В одном случае он приведет нас к интереснейшим культурологическим проектам, которые создавали дети и взрослые в совместных поездках на Соловки, Кижи, Валаам… В другом нам придется углубиться в христианскую антропологию, которая призывает относиться к каждому ребенку как к своему собственному, родному, близкому, дорогому, видеть в нем образ и подобие Божие и не терять его, что бы ни произошло...
Подчеркнем только два важнейших направления работы таких НОУ. Эти школы особое значение придают атмосфере, сплочению коллектива в единую команду, регулярно проводят конференции, на которых совместно разрабатывается стратегия развития образовательного учреждения.
В сравнении с остальными негосударственными школами здесь больше занимаются образованием родителей. Деваться некуда: чем сложнее образовательная задача, тем меньше родители готовы к ней.
“Большинство родителей рассуждают примерно так, – рассказывает директор школы “Знак” Елена Проценко. – Дети в вузы поступают? Психолог, логопед есть? Безопасность и уход за детьми обеспечиваются? Хорошо! А внутренний контакт с ребенком, закалка характера, воспитание душевных качеств – на это у большинства родителей запроса нет. Это наша задача”.
Часто, приходя в школу, родители начинают с вопроса: “Что вы нам предложите на эту сумму?” Отношения по принципу “мы вам платим, вы нам что-то должны” в таких школах пресекаются в корне. “Мы вкладываем все свои силы, вы вкладываете все свои силы. Мы с вами сотрудничаем. И когда с родителями начинаешь разговаривать с почтением, как с другом или братом, а не как с заказчиком, люди почти всегда открываются, устанавливается человеческий контакт, основанный на доверии”.
…Есть совершенно особые, единичные школы, стремящиеся сделать прорыв в педагогике, выстроить образование, предвосхищающее общественное развитие. Вот из чего, например, исходит НОУ, которое так и назвало себя – “Новое образование”: если общество требует преобразований, значит, должны быть школы, в которых созданы условия для воспитания личности, способной эти преобразования совершить. Для этого все составляющие образовательного процесса: управление, отношения между людьми, содержание образования – должны работать на единую миссию школы. Образовательная среда НОУ “Новое образование” создавалась по инновационной авторской методологии с помощью Международного центра экспертизы и проектирования образовательных систем. Но это тоже тема, требующая отдельного разговора.

Самоопределение во время перемен

В завершение попробуем хотя бы в самом общем виде обозначить итоги и перспективы развития негосударственного образования.
Может быть, самый важный итог в том, что выросли и окрепли яркие, сильные НОУ. Они накопили уникальный опыт организации образовательной среды школы полного дня, индивидуального обучения, сотрудничества с родителями. Сегодня мы наблюдаем, как НОУ-лидеры начинают активно взаимодействовать с другими частными и государственными школами. Некоторые НОУ уже стали в своих регионах центрами апробации и распространения новых образовательных технологий. Так, калужская школа “Радуга” регулярно проводит семинары для учителей области и близлежащих регионов по развивающим методикам обучения. На базе питерской школы “Взмах” уже много лет проходит открытый чемпионат России по деловым играм. А НОУ “Новое образование” возглавляет целую сеть негосударственных и государственных школ.
При этом ведущие НОУ имеют очень разные приоритетные направления образования. В этом отражается разнообразие мировоззренческих позиций, ценностных и идеологических установок современных жителей России. Ведь в том и состоит социальная роль НОУ, чтобы дать возможность каждой семье выбрать образовательное учреждение в соответствии со своими запросами.
Конечно, школы, привлекающие клиентов внешними атрибутами: шикарным интерьером, преподавателями с научными степенями, громкими названиями педагогических “новаций”, все еще находят свою нишу. Потребительское отношение к жизни очень распространено в России. Есть родители, которые готовы просто откупиться от собственного ребенка.
Но эта ниша все более сужается. С одной стороны, возрастает спрос на профильное обучение, подготовку к обучению в вузе, а с другой – на развивающее образование.
По прогнозам аналитиков, число НОУ, определившихся в стратегическом направлении своего развития, будет увеличиваться. “Период романтического развития негосударственного образования, когда каждая школа занималась всем подряд, закончился, – считает Марина Битянова. – Государство начало завинчивать гайки. И обнаружилось, что в частных школах слишком высокая текучка кадров и постоянная круговерть учеников, в то время как в образовательном учреждении должна быть стабильность. Отмена льгот поставила НОУ перед необходимостью самоопределения: что является нашей миссией? В чем наша главная ценность как образовательного учреждения?”
Основной вектор развития негосударственных школ сегодня задается рациональным расчетом и прагматизмом. Руководители школ поняли, что для успеха важно не просто разрекламировать ту или иную образовательную услугу, но и качественно ее выполнить. В результате качество обучения в НОУ существенно выросло, стало значительно больше школ, где дети обучаются по индивидуальным образовательным траекториям. Разница между текстами рекламных буклетов и реальным положением дел постепенно стирается. Растет количество НОУ, которые работают на конкретную социальную группу родителей с определенными запросами (подготовка к вузу, подготовка к обучению за границей, развитие способностей...).
Можно с уверенностью прогнозировать, что в негосударственном секторе все большее место будут занимать школы, нацеленные на высокие учебные результаты и социальную успешность.
Пока невелико число НОУ, ориентированных на создание творческой атмосферы, гуманистические ценности. По оценкам экспертов, в общей массе таких НОУ не более десяти процентов. Это вполне объяснимо. Во-первых, в государственной политике идеи свободы и демократии сегодня, мягко говоря, непопулярны. Во-вторых, у родителей, за небольшим исключением, нет запроса на эту работу. В-третьих, достижение этих целей требует колоссальных усилий со стороны педагогов.
Несмотря на малочисленность, общественное значение этой группы НОУ трудно переоценить. Именно они, наряду с лучшими государственными инновационными школами, являются первыми ячейками гражданского общества. Не говоря уже о том, что эти образовательные учреждения становятся маяками для других частных и не только частных школ.
Как видно, за прошедшие годы наметились многие положительные тенденции в развитии НОУ. Вот только нажим государства в последнее время стал таким сильным, что грозит уничтожить созданное с таким трудом в течение многих лет хорошее, нужное дело. В судьбе НОУ сейчас слишком многое зависит от решения чиновников. Если власть не изменит своего отношения к частным школам, их число, по всей видимости, будет сокращаться.
К образованию неприменим подход: пусть выживает сильнейший. Для нормального развития системы образования одинаково нужны и лидеры, и аутсайдеры. Предположение, что закроется, скажем, 15, а не 60% школ, едва ли может служить утешением. Чтобы выжить, НОУ будут вынуждены существенно поднять плату за обучение, закрыв тем самым доступ к негосударственному образованию большой части населения. В конце концов, родителям не важно, по какой причине им придется перевести ребенка в обычную школу: потому что частная школа закрылась или потому что плата за обучение в ней сделалась непомерно высокой. Самый болезненный удар все равно придется по детям.

Анатолий ВИТКОВСКИЙ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru