Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Учиться “путем делания”
Ввести в школу преподавание по проектному методу придумали американцы и... русские

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни. Причастие «projectus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сегодня термины «проект» и «проектирование» чаще всего употребляются в менеджменте. Вне управленческой терминологии под «проектом» подразумевается особая творческая ситуация, когда человек перестает быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы.
«Метод проектов» первоначально называли методом решения проблем. Его возникновение связано с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни. В.Х.Килпатрик, автор получившей всемирную известность работы «Метод проектов», отстаивал тезис о том, что школа должна готовить детей к столкновению с проблемами, пока еще не проявившими себя, но уже скрытыми в будущем.
Учитель, по мнению Килпатрика, должен выполнять роль не лектора, а консультанта: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни. Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт.
Идея проектного обучения возникла в России в начале ХХ века параллельно с аналогичными американскими исследованиями. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Первые попытки внедрения проектного обучения в советских школах относятся к 20-м годам ХХ века; многие из них получили политическую окраску. Об этом свидетельствуют названия проектов: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» или: «Уничтожим кулачество как класс!» (работая над проектом, школьники должны были изыскать в книгах по истории, философии, географии соответствующие аргументы).
В советской школе предпринимались попытки видоизменить метод проектов, сочетать его с принципом Дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Так возник бригадно-лабораторный метод обучения. Принято считать, что метод не прижился в советской школе из-за отсутствия учебной литературы соответствующего качества: используя проектный метод обучения, педагоги не могли дать учащимся систематических знаний в полном объеме.
В 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» проектный метод подвергся осуждению.
О нем забыли на десятилетия.
В 2000 году с принятием в Самарской области региональной концепции компетентностно-ориентированного образования была предпринята попытка возвратить в пилотные школы преподавание по проектному методу. В этом самарцам активно помогал Кембриджский синдикат – негосу-дарственная организация, ответственная за национальное тестирование в Великобритании.
Три года спустя, подводя первые итоги, самарские педагоги и методисты признали: «Реализация метода проектов в основной школе является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям этого возраста. Фактором, благоприятным для организации проектной деятельности учащихся, на этом этапе становится само содержание учебных предметов».

Светлана КИРИЛЛОВА

 


Из проектов учащихся Самарской области

Проект пятиклассников «Говорите правильно»
На уроках русского языка много внимания уделяется лексике и вопросам правильного употребления слов. Девочки предложили изучить, как часто их одноклассники употребляют нормы речевого этикета. Работая с учителем над поставленной задачей, пятиклассницы выяснили, что их сверстники не знакомы с нормами правильной речи, потому что не слышат вокруг себя соответствующих слов и выражений. Целью проекта девочки поставили «улучшить речь детей». В процессе работы был выявлен класс, где говорили наиболее культурно, были разработаны рекомендации для детей, учителей и родителей. Авторы проекта составили ситуативные задания (написать открытку маме или поприветствовать человека, с которым недавно здоровался). Совместно с учителем девочки разработали анкету, выявляющую «речевое поведение учащихся». По результатам проекта школьницы провели занятие в одном из классов.

Проект восьмиклассника «Параллельный телефон»
На уроке физики ученик признался, что ему хотелось бы говорить по телефону с друзьями, не выходя из своей комнаты. К сожалению, покупка второго телефонного аппарата была не по карману его родителям. С помощью учителя физики восьмиклассник нарисовал схему параллельного соединения. Затем он отыскал старую телефонную трубку, полностью заменил в ней динамик, овладел навыками паяния с помощью учителя технологии. На презентации проекта он продемонстрировал, как работает телефонная трубка, и ответил на вопросы аудитории. Родители признали, что в процессе выполнения проекта у сына возник интерес к технике.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru