Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

“За что я всю жизнь помню, что крокодил несет яйца?!”
Во всем мире давно используется прекрасный способ избавить школьников от бремени ненужных фактов

Профессор Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики, доктор экономических наук, – активный участник образовательных дискуссий последних лет. При этом он никогда не боялся высказывать мнение, которое не совпадало с общепринятым. Сегодня он размышляет о пути, которым могла бы пойти реформа основной школы.

В представленном правительству докладе «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ», о школьном образовании сказано не слишком много. Видимо, это дает возможность еще поразмышлять над тем, как мы представляем себе реформу школы и какую школу хотим получить?
– Я всегда говорю, что разговоры о плохом состоянии образования – нормальная вещь. Старшее поколение ругает образование, потому что недовольно собой, своей карьерой. А о советском образовании мы так хорошо отзываемся потому, что ностальгируем по своей молодости. Но советское образование было направлено на достижение успеха в совершенно другом обществе. Сегодня произошли изменения цивилизационного характера, и не только у нас, а во всем мире. И новая ситуация с образованием вызвала тревогу и озабоченность в разных странах. Возьмите международное тестирование PIZA, которое проводится по результатам основной школы. По его результатам наша страна заняла 27-е место из 32 стран в 2000 году. За 2003-й итоги только подводятся, но уже ясно, что мы будем не лучшими.

Но у специалистов есть много претензий к PIZA. В частности, эти тесты не проверяют уровня знаний…
– А речь и не идет о проверке уровня знаний. PIZA ориентирована на проверку овладения уровнем компетентностей. Иными словами, способности понимать друг друга, применять свои знания в практической жизни. И в этой области PIZA – самое показательное в мире тестирование. Как правило, никто в первый момент не согласен с его результатами. Когда Германия заняла 17-е место по PIZA, это вызвало в стране грандиозный скандал: полетели министры образования земель, появилось множество публикаций. Сразу же было высказано мнение, что PIZA не приспособлена для Германии, что она создавалась для англоязычных стран. Однако после собственных исследований немецкие ученые признали правоту составителей тестов для PIZA. Они создали национальную систему тестирования, вошли в международное сообщество, которое занимается этими вопросами. Мы же пока не сделали вывода из провала наших девятиклассников на этом тестировании. А провал свидетельствует: надо что-то делать с основной школой…

Таким образом, вопрос стоит так: реформа самого слабого звена – основной школы?
– Давайте я обрисую ситуацию так, как она видится мне, экономисту, непедагогу, отцу трех дочерей и деду двух внучек. Как правило, образование начинается раньше, чем человек идет в школу. Во всяком случае, дети, приходя в первый класс, знают все, чему их будут обучать. Когда надо начинать обучение и как быть с этим первым школьным барьером, этим фильтром – поступлением в первый класс, – очень важный вопрос. И он, как мы увидим, напрямую связан с вопросом об основной школе. Что касается начальной школы, то население, учителя и сами дети понимают ее необходимость. Учительский корпус, который преподает в начальной школе, тоже очень неплох. Это крепкие учителя, им понятно, чем они занимаются, обучая детей первым навыкам и социализации. Внебюджетные деньги охотно вкладываются в эту ступень образования. Далее, при переходе в основную школу дети преодолевают еще один фильтр, опять неформализованный и непонятный. Поступление в гимназию по окончании начальной школы уже создает конкурс. Насколько мне известно, в Перми проводится тестирование выпускников начальной школы. И это сразу дало серьезные результаты: в школы повышенного уровня стали принимать детей по способностям, а не по социальному положению родителей.

Не очень уверена, что эксперимент был положительный. Полагаю, что общественность в Перми сразу заволновалась…
– Проблемы были серьезные. По этому поводу в городе даже состоялись общественные слушания. Но Пермь у нас, как известно, столица гражданского общества. Привлечение общественности сыграло важную роль. Родители одобрили проведение тестирования в начальной школе, подтвердили, что переход из начальной школы в основную должен быть все-таки формализован. Ведь согласитесь: этот фильтр реально существует. А неформализованные социальные институты всегда создают сложности в жизни людей. Я лишь предлагаю сделать его проверяемым, а следовательно, и контролируемым общественностью…
Дальше ребенок начинает учиться в основной школе. До поступления в старшую школу далеко, до поступления в вуз или выбора профессии – тоже. А ребенка в основной школе заставляют изучать множество предметов, которые ему никогда не пригодятся. Мне нравится фраза, которую когда-то произнес Владимир Андреевич Успенский, завкафедрой на мехмате: «За что я всю жизнь помню, что крокодил несет яйца?!»

Экономистами давно подсчитано, что внебюджетные средства практически не поступают в основную школу. Видимо, из-за ее промежуточного положения?
– Родители просто не понимают, зачем она. А между тем годы в основной школе закладывают ориентацию человека в обществе и все его основные навыки. В других странах основная школа отделена от старшей. В Испании, например, старшая школа – это даже не школа, а двухгодичные подготовительные курсы в вуз. Что же касается аттестата, то его в этой стране выдает основная школа.

Вы тоже предлагаете выдавать аттестат по выходу из основной школы?
– По Конституции у нас именно основная школа является обязательной и бюджетно финансируемой. Мы это часто забываем. На выходе из основной школы человек выбирает: либо рабочая профессия, либо поступление в вуз. Необходимость общенационального тестирования на выходе из основной школы, разработки основных принципов этого тестирования многими понималась. И Министерство образования и науки, насколько я могу судить, будет проводить достаточно серьезную работу в этом направлении.

Если я правильно понимаю, предлагается «малый ЕГЭ» для девятиклассников?
– Я говорю не о том ЕГЭ, который существует. Я говорю о создании национальной системы, которая на выходе из основной школы тестировала бы не по уровню знаний предмета, а по уровню компетентностей.
Противостояние ЕГЭ, несмотря на то что оно носило крайне напряженный характер, дало хорошие результаты. Во-первых, ЕГЭ действительно начали улучшать. Во-вторых, ликвидировали ЕГЭ там, где его применять нельзя – например, для аттестации школ, в чем я полностью согласен с Виктором Болотовым. В-третьих, дали возможность ведущим вузам не принимать ЕГЭ. Но эти риски противостояния ЕГЭ следовало оценить заранее.

– Но если мы будем внедрять систему тестирования компетентностей, надо разрабатывать принципиально новые тесты. Ведь существующие тесты ЕГЭ проверяли главным образом знание предмета. Откуда возьмутся научные разработки, специалисты, творческие лаборатории?
– Мы не одни на планете. И у нас уже есть региональный опыт – в Самаре, Перми…

Но заметьте, когда в Самарской области начали применять проектный метод, эксперты обнаружили, что трудно переложить британский метод оценки компетентностей на российскую почву…
– Британский – трудно, американский – легче. Тестирование компетентностей на уровне 9 класса – это задача, которую можно решить. Я думаю, что она будет выполнена. Главное – захотеть.

Для того чтобы на выходе из основной школы проверять овладение компетентностями, надо менять всю систему преподавания предметов в основной школе!..
– Об этом и речь. Мы согласились, что у нас много проблем с преподаванием в основной школе. Я не уверен даже, что основная школа должна начинаться с пятого класса. Подобно другим странам, где детей приходится возить в школу на большие расстояния, нам надо не только переходить на начальную школу с шести лет, но, возможно, продлить обучение в начальной школе. Именно так делается, например, в Австралии, где существует та же проблема – как обучать сельских детей из отдаленных районов.
В основной школе у нас существует серьезная проблема с учительскими кадрами. Возникает вопрос, обязательно ли учитель основной школы должен работать по системе вузовского лектора, то есть читать материал, а потом проверять, как его усвоили ученики. Это привычная система, но в основной школе она работает плохо. Да, у нас в стране есть учителя-звезды, но их, к сожалению, очень мало и им трудно транслировать свой опыт. Разрыв между ними и другими учителями основной школы огромен. Уроки, которые могли бы давать в основной школе учителя высокого класса (назовем их учителями-лекторами), предназначены не для одной школы или класса. Здесь возможно использование дистантного обучения или других форм, например, игрового или проектного метода. В этом случае учитель-лектор задает некий материал, а учитель в конкретной школе выполняет роль тьютора, то есть наставника, который вместе со своими учениками этот материал осмысляет. Только в старшей школе нужны учителя-предметники, которые готовят учеников в вуз, преподают им углубленно основы того или иного предмета. В основной школе нужны тьюторы, то есть педагоги, наставники, а не предметники разной направленности.

Как бы вы описали процесс обучения в такой школе?
– Например, учитель-лектор предлагает программу действий. Ученики должны вычислить, как провести дороги по территории европейской части России, чтобы не нарушить путей миграции животных. В программе есть задание, есть критерии его оценки, есть ссылки на то, где искать информацию. Файл, содержащий все эти материалы, рассылается по Интернету в школы. Этот пример игры-задания я взял из работ Д.Кавтарадзе. Получив задание, директор школы дает команду: свернуть занятия, неделю заниматься составлением проекта, разбиваться на группы, работать под руководством учителей-тьюторов на компьютере и в библиотеке, представлять друг другу свои проекты. Такая система помогла бы решить многие проблемы. Например – с повышением квалификации, с овладением новыми методами преподавания. Ведь система переподготовки учительских кадров опирается, увы, не на опыт наших педагогических звезд. Здесь опыт мог бы передаваться напрямую… Проекты могут быть вывешены в Интернете. Разные школы начнут обсуждать работы друг друга. В идеале мы вообще уйдем от оценки в основной школе. Оценкой проектов станет обоюдное признание. И не важно, какие конкретно задачи дети будут решать.

Почему не важно?
– Потому что профилизация, подготовка к поступлению в вузы все равно будет идти только в старшей школе.

Иными словами, в основной школе дети смогут вести достаточно свободное существование, занимаясь проектной деятельностью. После 9 класса их протестируют, как они усвоили те или иные навыки. Но для того чтобы ввести эту систему, нужно полностью изменить организационно-правовую базу.
– Да, сейчас работать по проектному методу могут только Александр Рывкин, Ефим Рачевский или учителя школ Самарской области, где проектный метод введен повсеместно. Возникают вопросы, как оплачивать эту систему, кто кому подчиняется, будут ли объединяться школы, являются ли школы начального обучения филиалами больших школ… Масса вопросов. Но все это решаемо.

И еще одна трудность. Нередко в школах поставлены компьютеры, но нет даже телефонов…
– Я думаю, что технические трудности в данном случае преодолимы. Информатизация идет быстрыми темпами. Для работы по этому методу не нужна постоянная дистантная связь. Нужно только получить задания и вывесить решения…

Существенный вопрос: кто будет финансировать проведение этой реформы, создание новых тестов, переобучение учителей?
– Я экономист. И потому должен сказать странную вещь: деньги есть всегда. Их просто не могут переварить. Банкиры говорят: представьте проект, и деньги вам дадут. Сейчас в образовании появились менеджеры, у которых особых проблем с деньгами уже и не возникает. Но одно дело написать замечательные предложения, а другое – подсчитать риски. Мы не хотим ломать учителей через колено и навязывать им что-то неизвестное. Система проектного метода, тестирования компетентностей известна, по ней уже успешно работают. Но у нас уже есть опыт противостояния ЕГЭ. И потому очень важно понять, как оценят наши предложения учителя. Что они скажут по поводу введения национальной системы тестирования компетентностей, по поводу системы «лектор – тьютор»? Мы хотим понять, какие предложения по реформе основной школы нуждаются в доработке. Ведь подстелить соломки можно лишь тогда, когда понятно, куда придется падать.

Беседовала
Светлана КИРИЛЛОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru