УЧЕБНИКИ N 80
Что такое религия
Мень А. Магизм и единобожие
М.: ЭКСМО, 2004
Главный труд о. Александра Меня по
истории религии будет полезен не только на
факультативных занятиях по религиеведению, но и
при преподавании истории древнего мира и курса
по мировой художественной культуре. Хотя автор –
православный священник, к вопросам
происхождения и развития религиозных верований
он подходит с объективной, научной точки зрения,
хотя его воззрения и не противоречат церковным
догматам. Отмечу, что свою книгу автору, чья
подвижническая жизнь и мученическая смерть
хорошо известны, пришлось первоначально
публиковать под псевдонимом, ибо писалась она во
времена, когда пропаганда религии в СССР
преследовалась. В предисловии академик Сергей
Аверинцев особо отмечает, что о. Александр
заговорил о многих вещах, связанных с религией,
тогда, «когда нынешние его союзники или
оппоненты молчали». Он горячо рекомендует труд
Меня как одно из лучших исследований «тонких
связей и отталкиваний между христианской и
дохристианской духовностью».
Аверинцев также абсолютно правильно отмечает,
что «область религиозной культуры по природе
своей пограничная, не исчерпываемая до конца ни
школьно-богословским или, скажем,
религиеведческим, ни историко-культурным
подходом. Религиозная вера и культура – вещи, по
определению, различные, однако выступающие в
единстве и лишь в единстве могущие быть
адекватно увиденными». Меню как раз и удается
такое видение. В предисловии он пишет: «На
протяжении веков люди исходили несметное
множество дорог и тропинок; они испытали и
взвесили почти все, что в состоянии был охватить
человеческий дух: от мироотрицающей мистики до
богоотрицающего материализма. И лишь тогда,
когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны,
наступила, выражаясь библейским языком, «полнота
времени». Миру явилось Откровение – величайшая
тайна, человеку были указаны пути к совершенной
жизни. Однако люди были свободны принять
Евангелие или отвергнуть его. Свобода их
осталась неприкосновенной».
В книге рассматриваются проблемы бытия и веры,
познания мира, соотношение сотворения человека и
эволюции всего живого на Земле. Христианство же
рассматривается на фоне древнейших верований и
магических религий Египта, Вавилона, Греции и
других великих цивилизаций. Мень считает, что
«принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в
античном мире, экспансия ислама, реформация
Западной Церкви стали подлинными вехами в жизни
человечества. Даже сама борьба против религии
есть косвенное признание ее значения. Влияние
религиозной веры простирается от грандиозных
социальных потрясений до интимных глубин
человеческого сердца. И именно последнее
составляет ее главную силу».
По мнению автора «Магизма и единобожия», «среди
представителей науки и в прошлом подавляющее
большинство не видело противоречия между
религией и естествознанием. Напомним хотя бы
имена Кеплера, Ньютона, Пастера. В наши же дни
среди ученых речь идет уже о синтезе веры и
знания». И Мень цитирует лауреата Нобелевской
премии американца Чарли Таунса, создателя
лазеров: «Цель науки – открыть порядок во
Вселенной и благодаря этому понять суть вещей,
которые мы видим вокруг себя, в том числе понять
жизнь человека. Цель религии может быть
определена… как постижение (и, следовательно,
принятие) цели и смысла Вселенной, а также того,
каким образом мы связаны с нею. Эту высшую
целесообразную силу мы назовем Богом».
Действительно, наука и религия не противоречат
друг другу просто потому, что относятся к двум
различным сферам, в идеале не пересекающимся,
знания и веры. Об этом было известно еще в средние
века творцам теории «двойственной истины». Но в
последние десятилетия, и тут Мень прав, на
практике вынужденно происходит синтез категорий
знания и веры, поскольку объем знаний в последние
десятилетия XX века возрос столь значительно, что
даже при решении узко специальных задач многое
ученым приходится брать на веру без проверки,
или, иначе говоря, постулировать.
Можно согласиться с Менем и в том, что «оттого,
что в наши дни уже не ходят на ипподром с пением
молитв, как в Византии, и не топят еретиков в
Волхове, как в древнем Новгороде, вера не
пострадала, а только выиграла. Теряя связь с
государством, она освобождается от балласта
номинальных последователей». Превращение
христианства в официальную идеологию чаще всего
приводило к уродливым явлениям, отравляющим
церковную жизнь». Отмечу, что автор книги воздает
должное развитию современной религиозной мысли
не только в православии (С.Булгаков, П.Флоренский,
В.Лосский), но и в католичестве (Р.Гвардини,
И.Конгар, К.Ранер), в протестантизме (К.Барт,
П.Тиллих, Р.Нибур), в иудаизме (М.Бубер) и в
индуизме (Ауробиндо Гхош).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|