УЧЕБНИКИ N 80
Как изучать искусство
Виппер Б.Р.
Введение в историческое изучение искусства М.:
АСТ-Пресс, 2004
Классический труд одного из крупнейших
русских искусствоведов, члена-корреспондента
Академии художеств Бориса Виппера впервые
увидел свет в 1970 году, через три года после смерти
ученого. Однако он ничуть не устарел и остается
полезным пособием при изучении мировой
художественной культуры. Как отмечает в
предисловии Т.Н.Ливанова, особую пользу книга
Виппера принесет тем, кто готовится стать
графиком, скульптором, живописцем, архитектором.
Именно об этих искусствах там и идет речь.
В основу работы положен курс, читавшийся автором
в Московском государственном и Латвийском
университетах. Виппер утверждал: «Если
архитектура создает пространство, а скульптура
– тела, то живопись соединяет тела с
пространством, фигуры с предметами вместе со
всех их окружением, с тем светом и воздухом, в
котором они живут». Он приводит различные типы
классификации искусств: «Наиболее
распространенной является классификация на
пространственные и временные искусства. К
пространственным искусствам причисляют
архитектуру, скульптуру, живопись, так как их
формы развертываются в пространстве, тогда как
музыку, мимику и поэзию – к временным искусствам,
так как их формы существуют во времени. В иные
группы объединяются искусства, если их делить по
признаку использования художественных средств
– на прямые, или непосредственные, и косвенные,
или опосредствованные, искусства. К
непосредственным искусствам относят мимику,
поэзию, отчасти музыку, где художник может
обойтись без особых инструментов и материалов,
одним человеческим телом и голосом; к косвенным,
опосредствованным, – архитектуру, скульптуру,
живопись, где художник пользуется особыми
материалами и специальными инструментами».
Виппер также подчеркивал, что графика
предшествует собственно живописи: «В искусстве
Древнего мира можно говорить о полном господстве
рисунка. В сущности говоря, и вся египетская
живопись, и роспись греческих ваз – это тот же
линейный, контурный рисунок, в котором краска не
играет активной роли, исполняя только служебную
роль – заполнение силуэта… Этот древний рисунок
принципиально отличен от рисунка эпохи
Ренессанса и барокко: в Египте рисунок – это в
известной мере полуписьмена, образный шрифт, на
греческих вазах – декоративное украшение, тесно
связанное с формой сосуда. В средние века тоже
нельзя говорить о принципиальном различии между
рисунком и живописью. Византийская мозаика с ее
абстрактным золотым или синим фоном, плоскими
силуэтами фигур не пробивает плоскость
иллюзорным пространством, а ее утверждает;
средневековая миниатюра представляет собой
нечто среднее между станковой картиной и
орнаментальным украшением, цветной витраж – это
расцвеченный рисунок». Полное отделение
живописи от графики произошло только в Новое
время и было связано с укреплением личностного
начала в философии и искусстве в эпоху
Ренессанса.
Виппер сообщает много интересных фактов из
истории различных искусств и жанров, причем
делает это в простой форме, доступной и
неспециалисту. Мы узнаем, какую бумагу и холсты
использовали художники в разные века (в Европе
бумагу начали изготовлять… из льняных тряпок),
как менялись художественные приемы и состав
красок, как материал скульпторов определял формы
скульптуры, как влияли на архитектуру рельеф
почвы и климат.
Как справедливо отмечает Виппер, «если в
отношении живописи и скульптуры иногда вполне
применимо выражение “стиль – это человек”, то в
отношении к архитектуре гораздо правильнее было
бы сказать, что “стиль – это эпоха”. Однако если
это тесное слияние архитектуры с обществом,
культурой, эпохой свидетельствует, с одной
стороны, о чрезвычайно важных культурных
функциях архитектуры, то, с другой – оно же
является причиной одного, можно сказать, весьма
трагического свойства архитектуры, а именно:
роковой невыполнимости многих архитектурных
идей и замыслов… При этом, как это ни покажется
парадоксальным, именно по мере развития
европейской цивилизации количество
“невыстроенных памятников архитектуры” все
увеличивается». Один из наиболее известных
примеров здесь – печально знаменитый гигантский
Дворец Советов, который предполагалось возвести
на месте взорванного Храма Христа Спасителя, но
на строительство которого у страны не хватило ни
сил, ни средств. Следует отметить, что Випперу,
как никому другому, удалось в концентрированном
виде дать основные принципиальные положения
истории искусств, хотя его книга так и не была
закончена.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|