УЧЕБНИКИ N 80
Все об учебной и детской литературе
Обзор материалов журнала «Школьное
обозрение.
Бюллетень учебного книгоиздания» за 2003 и 2004 годы
Вокруг проблемы экспертизы учебной
литературы в последнее время разгораются
нешуточные страсти, которые обещают закончиться
изменением правил игры на рынке учебного
книгоиздания. Среди планирующихся в
Министерстве образования и науки РФ новшеств –
включение РАН и РАО в процесс экспертизы учебной
литературы и соответственно изменение в порядке
работы Федерального экспертного совета по
учебной литературе.
Прокомментировать некоторые из планирующихся
новаций мы попросили директора Департамента
экспертизы учебных изданий, заместителя
директора Республиканского центра экспертизы,
мультимедиа и телекоммуникаций в образовании,
возглавляющей Федеральный экспертный совет,
Надежду Ивановну ГАБРУСЕВУ.
Не так много на сегодняшний день
изданий, непосредственно посвященных проблемам
учебной литературы. Материалы
информационно-аналитического журнала «Школьное
обозрение», последовательно и многосторонне
освещающего эту важную тему, не теряют своей
актуальности в течение довольно длительного
времени после своего выхода. Хочется обратить
внимание на некоторые из этих материалов,
которые могут оказаться полезными для педагогов,
библиотекарей, родителей.
«Бюллетень» издается в самом тесном
взаимодействии с Федеральным экспертным
советом. Потому в каждом номере (выходят раз в два
месяца) очередной эксклюзивный «Перечень
учебных изданий», одобренных ФЭСом и
рекомендованных к присвоению грифа
Минобразования. Перечень систематизирован по
секциям (их обычно около 20) и помимо выходных
данных содержит аннотации изданий – от кратких
до весьма развернутых.
С позиции статей рубрики «Вокруг предмета»
каждый номер журнала выглядит «тематическим»,
посвященным анализу учебных программ и
издаваемой учебной литературы по определенному
школьному предмету. И не только литературы, но и
существующих цифровых ресурсов – учебных CD и
web-сайтов. Таким образом, в 2004 году вышли номера,
посвященные обществознанию (№ 4), астрономии (№ 3),
всеобщей и отечественной истории (№ 1 и 2
соответственно); ранее, в 2003-м – физике (№ 6),
биологии (№ 5), информатике (№ 3), английскому (№ 2),
химии (№ 1). Помимо такой «тематической» линии
представления новых изданий, рецензии на
разнообразную учебную литературу публикуются и
под рубрикой «Экспертиза» в каждом номере
журнала. Да еще выпускаемые книги регулярно
представляют сами издатели…
Отметим, что в ближайших номерах журнала в
дополнение к учебной тематике станут
публиковаться и аннотированные списки новых
изданий для детей. Потому что анализ чтения и
привлечения к нему детей – предмет постоянного
внимания журнала. Так, под рубриками «Проблемы
чтения» и «Новая грамотность» публиковались
статьи, в которых рассматривались вопросы
взаимосвязи культурной среды и детского чтения.
Конечно, наивно рассчитывать, что статьи эти
содержат рецепты из серии «как привить ребенку
любовь к книге» или какие «принять меры» «на
государственном уровне». Их роль скорее
«тревожная» – представить масштабы
происходящей культурной деформации и призвать
нас всех, отбросив иллюзии, сделать проблему
передачи опыта чтения книг личной проблемой
сохранения для потомков доставшегося от предков
наследства. Ибо, как подытоживает в своей статье
«Вопреки реальности» доктор философских наук
профессор Владимир Порус, «не исключено, что один
из возможных путей развития человечества
совпадает с реставрацией того, что мы сейчас
называем ушедшим в прошлое миром чтения» (№ 2, 2004).
Одной из главных рубрик журнала является
«Госполитика», рассматривающая актуальные
процессы происходящей модернизации содержания и
структуры общего образования, будь то глобальные
вопросы образовательной парадигмы, апробация и
внедрение новых учебных изданий или
совершенствование нормативной базы. Особенность
рубрики в том, что информация берется «из первых
рук» руководителей и специалистов самого
высокого ранга. Так, читатель, интересующийся
ЕГЭ, узнает здесь «Предварительные итоги
проведения ЕГЭ в 2001/02 учебном году» (Анатолий
Баранников. № 1, 2003); на ту же тему в № 3 за 2004 год –
как прийти «К обществу равных возможностей»
(Виктор Болотов), с учетом того, что «Реализуемая
схема ЕГЭ обладает серьезными недостатками»
(Виктор Фирсов). Там же мнения Алексея Семенова «О
путях совершенствования нынешней формы ЕГЭ» и
Ларисы Курнешовой – «О необходимости
объективного анализа результатов эксперимента
по ЕГЭ». У известного специалиста Виктора
Фирсова читатель узнает, почему «Система оценки
должна быть встроена в более широкую
образовательную парадигму» (№ 2, 2003) и «Какая
разгрузка нам нужна», чтобы сохранить здоровье
школьников (№ 1, 2004); у директора Института
управления образованием Владимира Ерошина –
каковы «Правовые проблемы модернизации
российского образования» (№ 2, 2004) и «Последствия
административной реформы для образования» (№ 4,
2004). В этой же рубрике то, что, быть может,
недосказали руководители, проанализирует
обозреватель журнала Сергей Поляков: «Основные
проблемы организации профильного обучения» (№ 6,
2002), «Отметка как зеркало российского
образования» (№ 2, 2003), «Госстандарт в жанре
“мыльной оперы”» (№ 5, 2003), «Об истории и
перспективах единого государственного
экзамена», «Московское образование и единый
экзамен» (№ 3, 2004), «О результатах ЕГЭ в Москве»,
«Что происходит в министерстве» (№ 4, 2004)… Можно
без преувеличения сказать, что информация и
аналитика по актуальным проблемам образования,
притом без показухи и наигранного оптимизма,
является сильнейшей стороной журнала.
Отдельной линией проходит в журнале освещение
хода реализации программы «Информационная
система учебного книгоиздания», посвященной
созданию единого информационного ресурса
учебных материалов. Так, 15 статей журнала № 3 за
2003 год посвящено теме, которую можно озаглавить,
по названию первой из них, как «РИЦ всерьез и
надолго» (Александр Медведев).
Тему «Школьная библиотека» представляет и
одноименная рубрика. Здесь в № 1 за 2003 год
рассказал о проекте Национального фонда
подготовки кадров (НФПК) «Проблемы
функционирования школьных библиотек и создания
мультимедийных центров» Владимир Кашицин
(«Проект с видом на будущее»). Другие статьи
номера: «”Кабинет № 1”: комплект
несоответствий» (Ольга Козлова), «Слабое звено.
Школьные библиотеки в ожидании “революции
сверху”» (Татьяна Жукова), «Ассоциация школьных
библиотек: “за” и “против”», «Медиатека: взгляд
со стороны»… О результатах социологического
исследования «Проблемы функционирования
школьных библиотек и создания мультимедийных
учебных центров в условиях модернизации
образования» рассказали в следующем, 2-м номере
ученые Надежда Осетрова и Александр Смирнов
(«Библиотеки как они есть»). Скрупулезный анализ
регионального опыта кооперации и интеграции
школьных библиотек дан в статье Александра
Норкина «Объединяйся, кто может!» (№ 5, 2003). А в № 1
за 2004 год Любовь Федосова представила свой,
красноярский, опыт, назвав его «Счастливая
история модернизации отдельно взятой школьной
библиотеки».
Педагогическая направленность журнала более
всего представлена рубрикой «Новая
грамотность». Потому, в частности, что здесь
публикуется цикл статей под общим заголовком
«Типология двоечников» (общее число статей и
соответственно «типов» достигло уже 9). Как
объясняет свой замысел основной автор «сериала»,
кандидат филологических наук, автор нескольких
учебных пособий, справочников Евгения Басовская,
«в классе представлено несколько, а иногда и
очень много различных типов безграмотности.
Каждый из них требует особой методики» (№ 6, 2002. С.
56).
Напоследок один совет: обзор – обзором, а лучше
не рисковать и читать журнал самим!..
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|