РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Как сохранить здоровье малышей?
К
счастью, подавляющее большинство родителей
осознают, что основной целью школьного
образования является не максимальное количество
знаний в головах их чад и не удовлетворение
маминых или папиных амбиций, а сохранение и
укрепление здоровья детей. В редакцию приходят
письма с вопросами о том, существуют ли
какие-либо медицинские и иные ограничения
учебных нагрузок для школьников, особенно в
младших классах. Объясню.
Обучать детей в 1 классе следует с
соблюдением обязательных для администрации
любой, даже самой «продвинутой», школы
требований, указанных в законе, а также в
Санитарных нормах и правилах.
Учебные занятия, несмотря на перегрузку многих
городских школ, можно проводить только в первую
смену. У первоклашек может быть только 5-дневная
учебная неделя. В день – не более 4 уроков
продолжительностью не более 35 минут. Обязательна
организация облегченного учебного дня в
середине учебной недели. В середине учебного дня
– обязательная динамическая пауза
продолжительностью не менее 40 минут. Для детей,
посещающих группу продленного дня,
администрация школ создает условия для дневного
сна, 3-разового питания и прогулки. В первом
полугодии первоклассникам категорически
запрещено обучение с использованием домашних
заданий и оценок. Для них устраиваются
дополнительные недельные каникулы в середине
самой насыщенной третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения
процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в 1 классах
применяется “ступенчатый” метод наращивания
учебной нагрузки, который состоит в том, что в
сентябре–октябре организуется только по З урока
по 35 минут каждый, а со второй четверти 4 урока по
35 минут каждый.
В начальных классах плотность учебной работы
обучающихся на уроках по основным предметам не
должна превышать 80%. С целью профилактики
утомления, нарушения осанки, зрения на уроках
проводятся физкультминутки и гимнастика для
глаз при обучении письму, чтению, математике.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой,
картоном, тканью, деревом и проволокой для
учащихся младших классов на любых уроках должна
быть не более 5 минут.
Домашние задания дают с учетом возможности их
выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со
второго полугодия) – до одного часа, во втором
классе – до полутора часов, в третьем и четвертом
классах – не более двух часов.
Автор статьи отдает себе отчет в том, что в
подавляющем большинстве городских школ,
превратившихся в ярмарку тщеславия родителей,
учителей, потенциальных вундеркиндов, указанные
предельно допустимые с медицинской точки зрения
нормы учебной нагрузки в младшей школе
нарушаются.
А ведь 130 лет назад К.Д.Ушинский писал: «Нет сейчас
педагога, который не сетовал бы на малое
количество часов в школе». Но за истекшие полтора
века методика преподавания и организация
учебного процесса не стали больше
соответствовать физиологическим возрастным
особенностям детей. К сожалению, система
реальных взаимоотношений между школой и
родителями сегодня такова, что родители могут
эффективно голосовать против чрезмерных
нагрузок в престижной школе, только переведя
ребенка в другую, более гуманную школу. И
вопросом здравого смысла в любой семье остается
выбор между здоровьем ребенка и престижностью
школы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|