Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Елена ПРУДИУС

Если вам достался “буратино”

Непослушных детей легче понять, чем послушных: их способ общения с миром открыт и честен

Ослов считают очень упрямыми и глупыми. Но еще в детстве я узнала, что это не так. Осел – очень умное животное, потому что чувствует меру своих сил и с места не двинется, если ноша слишком тяжела. В отличие от лошади, которая несет все, что нагрузят, до тех пор, пока не упадет.
Есть такие дети – упрямые как ослы. Они доставляют своим родителям, и не только им, много неприятностей. Они делают все, что хотят, и не боятся наказаний.
Отношение к поведению таких детей практически у всех взрослых однозначно отрицательное, оно представляется им злом, которое нужно искоренять.
Но давайте посмотрим на этот вопрос с другой стороны – медицинской. Дети – назовем их «буратино» – обычно мало болеют, гораздо меньше своих тихих и послушных сверстников, у них в одно ухо влетело, в другое – вылетело.
Они реагируют поведением, весь свой адреналин направляя в голосовые связки, ноги и мышцы. Такая реакция поведением сберегает физическое и психическое здоровье ребенка. Педагогическая задача родителей таких детей состоит в том, чтобы учить ребенка быть корректным, вежливым, внимательным. И знаете, именно таких детей на самом деле проще понять, потому что способ их общения с миром открыт и честен, хотя и болезненно прямолинеен.
Гораздо труднее понять тихого и таинственно-отрешенного «марсианина», укрывшегося в своих мирах. Статистически подтверждено, что дети-«буратино» доставляют очень много хлопот, но при внимательной и ответственной позиции родителей с ними легче в подростковом периоде и юности. А «марсиане», став подростками, бунтуют.
Своего рода парадокс. Ведь в подростковом периоде начинает действовать механизм компенсации, который гармонизирует личность, готовит ее к самостоятельной жизни во взрослом мире. Активные крикуны становятся, как правило, вдумчивыми, самокритичными, а робкие и застенчивые вдруг самоутверждаются на сцене, в спорте или в хулиганстве.
Как же воспитывать ребенка, если вам достался «буратино»? Вспомните папу Карло. Сколько терпения, понимания и как будто ничем не обоснованной веры в своего ребенка проявлял он постоянно. И всегда был готов прийти на помощь сыну, не умеющему «быть умненьким и благоразумненьким». А помогало папе Карло то вряд ли четко осознанное убеждение, что если он сделал его своими руками, вложил в него душу, то тот не может быть плох. Что нужно время, чтобы он набрался опыта и ума.
Как я могу решать, что правильно, а что неправильно делает мой сын? Я могу только оберегать его в самые опасные его моменты, не становясь врагом, критиком, прокурором, судьей. Не лучше ли быть его защитником, адвокатом, принимающим к сведению все возможные смягчающие обстоятельства?
Если вам повезло (и это не ирония) и в вашем доме растет «буратино», единственный способ довести его до ума – развить в себе взрослое, ответственное и заинтересованное отношение к жизни и своему ребенку. Как это сделать? Есть много способов. Первый и самый главный – посмотреть на себя со стороны глазами других людей и сделать этот непрестанный труд наблюдения себя привычным и необходимым. Тогда обнаружите в себе того, кто может изнутри проявляться как фотоснимок, кто хочет развить в себе существующие в зачатке качества характера.
Однако лирические отступления не всегда помогают в жизни, когда нужно быстро принять решение. Мамы – люди конкретные. Когда вызывают в школу по поводу безобразного поведения ребенка, нужен конкретный образ в голове, который поможет изменить ситуацию к лучшему. Мне кажется, что родитель – это мост между ребенком и всем остальным. А можете стать стеной, укрывающей ребенка от опасностей, а заодно мешающей ему разглядеть этот мир.
Если я иду в школу строить мост, то у моего ребенка есть шанс укорениться в этом мире, понять его и строить дальше. Если я иду возводить стену отчуждения, то… Иными словами, для начала маме и папе нужно понять то, что они хотят сделать. Мост можно построить только тогда, когда видишь в учителе человека, которому бывает больно, который устал. Он может быть несправедлив, но так же встретит ребенка большой мир за пределами школы. Только вы можете научить ребенка строить мосты понимания или стены страха и отчуждения. Выбор за вами.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru