ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N40
Все о городе Ульяновск
Собираясь в Ульяновск, я думал:
интересно, а как там относятся к Ленину?
Ненавидят или же боготворят.
Приехав, понял, что вопрос у меня был дурацкий.
Все равно что спросить инвалида-опорника, а как
он относится к своим костылям? Ненавидит или
боготворит?
А не так и не сяк. Просто он ими ходит.
То же самое и с Лениным в Ульяновске. Первой моей
здешней покупкой была карта города. Что на ней
изображалось? Ну конечно, он, памятник Ленину. И
не потому, что авторы пропагандируют идеи
коммунизма. Наоборот, герои этой карты – боулинг,
казино, ночные клубы и другие вполне буржуазные
штучки. Просто ленинский памятник – фигура
узнаваемая, а значит, почему бы не украсить им
обложку?
Улицы носят имена членов семьи Ульяновых. Дома
украшены мемориальными дощечками в честь
пребывания в них этого семейства (Илья
Николаевич был непоседлив). Гигантский Ленинский
мемориал – удобнейший ориентир. И уж конечно
отовсюду лезет собственно название этого города.
Незадолго до поездки у меня спросили: “А как ты
собираешься писать про Ленина? Плохо или хорошо?”
И я ответил, что никак. Что про него и без меня
семьдесят лет писали хорошо, потом пятнадцать –
плохо и, наверное, с этим вообще пора заканчивать.
Что меня совершенно не интересует эта
историческая личность. Что я про Ленина не то
чтобы писать – читать-то ничего не собираюсь и,
говоря по совести, особо никогда и не читал. Что
еду я в Симбирск, в тихий губернский городок, и
Ленин тут ну совершенно ни при чем, и про него в
“Любимом городе” не будет вообще ни слова.
Увы, не получилось. Он время от времени
упоминается. Но только лишь как часть нынешний
городской среды. Не как злодей и уж конечно не как
гений.
КНИГИ
Громова Т.А. Городской голова Леонид
Иванович Афанасьев
Ульяновск, 2003
“За глаза в Симбирске его называли
“американцем”. И не только машина “Форд”, в
которой он разъезжал по городу, и американская
пилотка, его незаменимый летний головной убор,
были тому причиной. В России тех лет слова
“американец”, “по-американски” являлись
синонимами невиданного размаха,
предприимчивости в сочетании с энергичной
деятельностью. Этим-то и отличался Леонид
Иванович от прежних отцов города. Всего за
несколько лет он сумел поднять на дыбы “сонный
город”, как издавна называли Симбирск, и
отправить его вскачь в погоню за лучшими
достижениями мировой цивилизации. При нем
Симбирск проснулся от долгого сна и прозябания,
разбуженный ярким светом первых лампочек
городской электростанции, мерным постукиванием
колес по ухоженным мостовым, спокойным журчанием
чистой воды в трубах городского водопровода. А
проснувшись, поверил в свое будущее, сулившее ему
благоденствие и процветание”.
Несмотря на явно неуместный пафос, это довольно
любопытный труд, посвященный не только одному из
самых колоритных городских голов (и Симбирска, и
России вообще), но и собственно “сонному городу”.
Историческая застройка Симбирска-Ульяновска
Ульяновск, 2001
“У Ея высочества в уборной комнате в
туалете зеркало четырехугольное в серебряной
раме, другое – яйковое, в раме красного дерева, с
ручкою, два серебряных блюда для умывания, два
таких же подсвечника, серебряные же две
пудреницы, полуовальная коробочка и колокольчик,
два восьмигранных графинчика с серебряными
крышками, ножичек, двое ножниц, гребенка и две
подушки для булавок. В фрейлинских покоях на
туалете: живописное китайское зеркало, две
большие отборные шкатулы, одна поменьше, две
круглые пудреницы, две румяничницы, один
живописный ящик, щетка, редкая гребенка, частый
гребень, две маленьких гребенки, две косточки,
ножичек и кисточка. На другом туалете – убор
китайский: зеркало, две большие шкатулы, одна
маленькая, две еще поменьше, два малых ящика, два
деревянных подсвечника, дощечка живописная, две
щетки, гребенка редкая, гребень частый, гребенка
маленькая, ножичек, косточка и кисточка”.
Этот труд – респектабельного вида сборник самых
разных документов, свидетельствующих о прошлом
Павловского дворца и парка. Сведения же здесь
самые неожиданные – такие, например, как
процитированное выше описание будуара хозяйки
Павловска Марии Федоровны.
МНЕНИЯ
“Симбирск так далеко и высоко забрался
на гору, что с пристани его совсем не видно, и в
город приходится подыматься по довольно крутому,
изогнутому змеей Петропавловскому спуску. Лежа
на горе между Волгой и Свиягой, которая пробегает
своими верховьями совсем рядом со старейшей
своей сестрой, Симбирск совсем заснул на высоком
своем пьедестале с крупными обрывами к обеим
рекам. Это старое дворянское гнездо, с славой и
весельем в прошлом, с преданиями жизни прежних
помещиков и важных бояр, центр в былые дни
провинциального блеска, всего модного и изящного,
старый барин среди волжских городов, обедневший,
заснувший и полузабытый нынче, когда вся
аристократия его испарилась… Пожары разогнали
дворянство, а прежний блеск, ослепительные
празднества, прославленные балы – все осталось
как милое предание хорошей старины, во всех этих
больших зданиях и губернского дворца, и
дворянского собрания, и частных помещичьих домов.
Душный, среди облаков пыли спит город со своим
Венцом, очевидно, бывшим кремлем, где от прежних
крепостей, палисад и стен и следа не осталось.
Венец – высший пункт города, и вид с него на Волгу
прекрасен”.
В.Сидоров, путешественник, 1894 год
“При отсутствии общественной жизни, в
настоящем значении слова, здесь необыкновенно
много всевозможных обществ: не считая многих
благотворительных обществ, здесь имеются
общества: пожарное, велосипедистов, музыкальное,
изящных искусств и т.д. и т.д. Правда (в Симбирске
все сопровождается оговоркой), существование
этих обществ часто очень оригинально. Например,
музыкальное общество в былые годы дважды
пыталось проявить свою деятельность, но
последняя вскоре замирала. Принадлежащее этому
несуществующему обществу имущество хранится у
разных лиц и в разных учреждениях. Зачем оно
хранится – никто не знает. Еще оригинальнее
общество, посвященное уже не одной музыке, а всем
изящным искусствам: оно не имело и не имеет ни
одного члена.
Хотя общества, посвященные искусствам, у нас не
привились, но искусства все же процветают, как и
должно быть при тех успехах, которые сделаны у
нас торговлей и промышленностью. Так, минувшей
зимой у нас была художественная выставка, где
экспонировались работы учеников местных
художественных классов”.
“Самарская газета”, 1902 год
“Захолустный Симбирск с конца XVIII века и
до половины XIX постепенно отстраивался и
украшался и невольно, конечно, отразил в своих
сооружениях классический стиль,
господствовавший тогда в русской архитектуре.
Свои мечты о прекрасном зодчие воплотили в
удивительные здания, напоминавшие греческие
храмы, окруженные колоннами, имевшие
торжественные портики с античными украшениями.
Среди нашей серенькой природы, среди зелени
березок и лип эти колоннады были неожиданны и
празднично-нарядны. К ним мы привыкли и
сроднились с ними”.
Д.Архангельский, художник, начало XX
века
ЛЕТОПИСЬ
1648
1670
1780
1786
1796
1809
1836
1840
1841
1845
1847
1864
1866
1887
1898
1913
1916
1916
1924
1941
1970 |
– на правом
берегу реки Волги заложена крепость Симбирск.
– крепость несколько раз выдерживала штурм
войск Степана Разина.
– учреждено Симбирское наместничество.
– в городе открыто Главное народное училище.
– образована Симбирская губерния.
– Главное народное училище преобразовано в
гимназию.
– закончено строительство гостиного двора.
– учреждена Симбирская духовная семинария.
– окончено строительство Троицкого собора.
– в Симбирске открыт памятник Карамзину.
– окончено строительство здания Дворянского
собрания.
– трехнедельные пожары больше чем наполовину
уничтожили Симбирск.
– вокруг памятника Карамзину разбит
Карамзинский сквер.
– учрежден план строительства Симбирска.
– начало железнодорожного сообщения между
Симбирском и другими российскими городами.
– введена в действие первая в городе
электростанция.
– введен в строй железнодорожный мост через реку
Волгу.
– окончено строительство Дома-памятника И.А.Гончарову.
– город Симбирск переименовали в Ульяновск.
– в Ульяновск эвакуировали высшее руководство
патриархии.
– окончено строительство Ленинского мемориала. |
МУЗЕИ
Ульяновский областной краеведческий
музей имени И.А.Гончарова
Бульвар Новый Венец, 3
Датой возникновения здешнего музея
принято считать 30 июля 1895 года. Именно тогда в
Симбирске была учреждена Ученая архивная
комиссия, которая сразу же приступила к сбору
коллекции и экспозиционной деятельности. Один из
краеведов, П.Мартынов, сообщал: “С первых дней
своего открытия Архивная комиссия озаботилась
прежде всего устройством своего историко-археологического
музея, так как это учреждение справедливо
считается одной из наиболее действенных мер к
скорейшему и наглядному ознакомлению общества с
остатками местной старины. Общество весьма
сочувственно отнеслось к этой отрасли
деятельности архивной комиссии, обильно стали
поступать пожертвования со всех концов
Симбирской губернии”.
Но собственного здания у той комиссии, конечно,
не было. Коллекция ютилась в комнатках
Дворянского собрания, а после вообще перебралась
на частную квартиру. Один из энтузиастов, В.Н.Поливанов,
сетовал: “Помещение нашего музея совершенно
недостаточно. Удаленность от центра города
лишает его отчасти существенного значения
служить образовательным целям местного
населения. Симбирское городское управление,
несмотря на все к нему обращения, не принимает в
этом крайне важном для городского населения
учреждении никакого участия. Тем не менее и при
таких неблагоприятных условиях, в которые в
Симбирске поставлен музей, последний с каждым
годом продолжает пополняться”.
В 1910 году открыт был всероссийский сбор
пожертвований на симбирский памятник здешнему
уроженцу И.А.Гончарову. Подсуетился тот же
Поливанов – предложил установить не просто
памятник, а памятник-музей, точнее говоря, Дом-памятник
(так его именовали в документах). Но внутренности
этого “мемориала” следовало отвести под нужды
экспозиции. Действительно, ну не базар же в этом
доме открывать.
Впрочем, музеем планы Поливанова не
ограничивались. Он предлагал сосредоточить в
Доме-памятнике “учреждения, преследующие
культурно-просветительские цели, как, например,
библиотеку, музей, рисовальную школу. Создание
такого храма литературы и искусства явилось бы
наилучшим почтением памяти писателя, связанной с
книжной истиной и художественной красотой”.
План был выбран верно. Если бы члены комиссии
“лоббировали” этот дом лишь в интересах
экспозиции музея, их бы заподозрили и сразу
обвинили бы в “корыстных интересах”. Так же
необходимый политес был соблюден.
В 1912 году, к столетию со дня рождения писателя,
произошла закладка Дома-памятника. Поливанов
выступил с пафосной речью, в которой долго и
велеречиво распространялся о стремлении
“воздвигнуть Дом-памятник, где подрастающие
поколения под сенью гения Гончарова научились бы
любить свою родную старину, художественное
творчество и прилагать свои дарования к
практическому применению художественного
прикладного искусства… Связанные с именем
великого писателя учреждения просветительского
характера с вящей силой проявят свое влияние и
развитие в крае завещанных Гончаровым гуманных
идей, художественной культуры и прогресса”.
А затем Архивная комиссия вдруг проявила
неожиданную требовательность. Было проведено
два конкурса, и ни один из множества
представленных проектов ей не приглянулся. В
результате активисты поручили одному из здешних
зодчих “в месячный срок представить проекты
фасадов и планов Гончаровского дома с
желательным приближением к фасадам и планам
Радищевского музея, имеющимся у архитектора
Августа Августовича Шодэ, который был специально
командирован в Саратов для ознакомления с
помещением и постановкой дела в Радищевском
музее”.
Так называемый Ради-
щевский музей в неподалеку расположенном
Саратове был взят за образец, и в 1913 году был
принят окончательный проект: “Двухэтажное
каменное здание занимает угловое место в
Николаевском саду и выходит фасадом на Венец,
другим к дому Дворянства. Исполнено в стиле
“Ренессанс”. Соединяющий оба фасада угол здания
образует круглую башню, красиво заканчивающуюся
вверху и доминирующую над всей застройкой. В нише
фасада, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А.Гончарова
– необходимая эмблема Дома-памятника. Основная
конструкция всего здания и стильные особенности
фасадов и кровли придают дому красивый вид.
Удачно выбранные размеры общей высоты и фасадов
в длину создают зданию выгодное положение в
отношении соседних строений – губернского
присутствия, дворянского и губернаторского
домов, новое здание их не загородит, не подавит
своими размерами и в то же время не будет само
подавлено ими”.
А в скором времени и само здание было построено.
Зал же, посвященный Гончарову, как ни удивительно,
был сформирован лишь в 1918 году и выглядел он, в
общем, незатейливо: “Гончаровская комната,
сорганизованная из некоторых экспонатов
юбилейной выставки в год 100-летия – 1912, – она
впоследствии пополнена многими предметами,
переданными в музей из кабинета писателя. Об
авторе бессмертного “Обломова” здесь много
говорит и самый город Симбирск с его видами, и
многие портреты писателя в разные годы его жизни,
и знаменитый “Обрыв”, и картины “Обыкновенной
истории” и “Киндяковской беседки”, и
“воспоминания”, и мелкие предметы его домашней
обстановки, и кресла из рабочего кабинета
писателя, и книги о нем. Не хватает здесь только
его письменного стола, чернильницы с пером,
дивана с фрегата “Паллада”, личной библиотеки,
картин из его кабинета, предметов, из которых
некоторые имеются совсем недалеко от музея и
приобретение которых должно составить
неотложные заботы музея в ближайшее время”.
Словом, “не хватало” много больше, чем
присутствовало. Видимо, “поколениям,
подрастающим под сенью гения Гончарова”, все это
было ни к чему.
КСТАТИ, строительство Дома-музея Гончарова было
завершено в 1916 году.
ИНТЕРНЕТ
http://www.ec.mv.ru/~kvv/simbirsk/
Симбирск
“После доведения в 1899 г. до Симбирска
железнодорожной ветки остро встал вопрос о
строительстве моста через Волгу, особенно когда
от Мелекесса до деревни Часовня (заволжский
пригород Симбирска) была построена железная
дорога. Грузы приходилось разгружать с вагонов, а
затем переправлять зимой по льду, летом на баржах
до следующей станции и погрузки на вагоны.
Подготовка к строительству началась в 1912 году, а
непосредственно к строительству приступили в
феврале 1913 года.
Строительство моста было поручено инженеру и
ученому с мировым именем Николаю Аполлоновичу
Белелюбскому (1845–1922). По его проектам и при его
участии уже было построено более ста больших
мостов, в том числе Свияжский и Сызранский на
Волге. Мост в Симбирске был его последним крупным
сооружением.
В ходе работ предстояло пройти пролетными
строениями над рекой Волгой, островом и речкой
Часовенная Воложка, сделать береговые подходы и
выполнить ряд сопутствующих работ стоимостью
более 15 миллионов рублей. Такого размаха
строительства Симбирск не видел за все время
своего существования.
Стальные конструкции моста изготавливались на
Южном заводе (г. Донецк), а собирались на месте,
гранит для облицовки шел с Урала, камень
добывался на месте.
Строительство было осложнено пожаром на мосту 7
июля 1914 года и грандиозным оползнем Симбирской
горы 29–31 мая 1915 года. Оползень разрушил восемь
уже построенных опор аркады, железнодорожные
пути, часть пассажирского вокзала у спуска к
Волге, пострадало много жилых домов и различных
построек.
Несмотря на начавшуюся империалистическую войну,
мост был построен в кратчайшие сроки.
Официальное открытие моста и временное товарное
движение произошло 5 октября 1916 года. Названный в
начале строительства “Императорским Его
величества Николая II”, в 1917 г. он был
переименован в мост Свободы”.
В Интернете можно повстречать немало интересных
текстов, посвященных истории Ульяновска-Симбирска.
Часть из них опубликована на приведенном сайте.
Правда, автор почему-то постеснялся привести
здесь свое имя, ограничившись одним
фотопортретом.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|