Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД N40
 

Алексей МИТРОФАНОВ

Все о  городе Ульяновск

Собираясь в Ульяновск, я думал: интересно, а как там относятся к Ленину? Ненавидят или же боготворят.
Приехав, понял, что вопрос у меня был дурацкий. Все равно что спросить инвалида-опорника, а как он относится к своим костылям? Ненавидит или боготворит?
А не так и не сяк. Просто он ими ходит.
То же самое и с Лениным в Ульяновске. Первой моей здешней покупкой была карта города. Что на ней изображалось? Ну конечно, он, памятник Ленину. И не потому, что авторы пропагандируют идеи коммунизма. Наоборот, герои этой карты – боулинг, казино, ночные клубы и другие вполне буржуазные штучки. Просто ленинский памятник – фигура узнаваемая, а значит, почему бы не украсить им обложку?
Улицы носят имена членов семьи Ульяновых. Дома украшены мемориальными дощечками в честь пребывания в них этого семейства (Илья Николаевич был непоседлив). Гигантский Ленинский мемориал – удобнейший ориентир. И уж конечно отовсюду лезет собственно название этого города.
Незадолго до поездки у меня спросили: “А как ты собираешься писать про Ленина? Плохо или хорошо?”
И я ответил, что никак. Что про него и без меня семьдесят лет писали хорошо, потом пятнадцать – плохо и, наверное, с этим вообще пора заканчивать. Что меня совершенно не интересует эта историческая личность. Что я про Ленина не то чтобы писать – читать-то ничего не собираюсь и, говоря по совести, особо никогда и не читал. Что еду я в Симбирск, в тихий губернский городок, и Ленин тут ну совершенно ни при чем, и про него в “Любимом городе” не будет вообще ни слова.
Увы, не получилось. Он время от времени упоминается. Но только лишь как часть нынешний городской среды. Не как злодей и уж конечно не как гений.

КНИГИ 

Громова Т.А. Городской голова Леонид Иванович Афанасьев

Ульяновск, 2003

“За глаза в Симбирске его называли “американцем”. И не только машина “Форд”, в которой он разъезжал по городу, и американская пилотка, его незаменимый летний головной убор, были тому причиной. В России тех лет слова “американец”, “по-американски” являлись синонимами невиданного размаха, предприимчивости в сочетании с энергичной деятельностью. Этим-то и отличался Леонид Иванович от прежних отцов города. Всего за несколько лет он сумел поднять на дыбы “сонный город”, как издавна называли Симбирск, и отправить его вскачь в погоню за лучшими достижениями мировой цивилизации. При нем Симбирск проснулся от долгого сна и прозябания, разбуженный ярким светом первых лампочек городской электростанции, мерным постукиванием колес по ухоженным мостовым, спокойным журчанием чистой воды в трубах городского водопровода. А проснувшись, поверил в свое будущее, сулившее ему благоденствие и процветание”.
Несмотря на явно неуместный пафос, это довольно любопытный труд, посвященный не только одному из самых колоритных городских голов (и Симбирска, и России вообще), но и собственно “сонному городу”.

Историческая застройка Симбирска-Ульяновска

Ульяновск, 2001

“У Ея высочества в уборной комнате в туалете зеркало четырехугольное в серебряной раме, другое – яйковое, в раме красного дерева, с ручкою, два серебряных блюда для умывания, два таких же подсвечника, серебряные же две пудреницы, полуовальная коробочка и колокольчик, два восьмигранных графинчика с серебряными крышками, ножичек, двое ножниц, гребенка и две подушки для булавок. В фрейлинских покоях на туалете: живописное китайское зеркало, две большие отборные шкатулы, одна поменьше, две круглые пудреницы, две румяничницы, один живописный ящик, щетка, редкая гребенка, частый гребень, две маленьких гребенки, две косточки, ножичек и кисточка. На другом туалете – убор китайский: зеркало, две большие шкатулы, одна маленькая, две еще поменьше, два малых ящика, два деревянных подсвечника, дощечка живописная, две щетки, гребенка редкая, гребень частый, гребенка маленькая, ножичек, косточка и кисточка”.
Этот труд – респектабельного вида сборник самых разных документов, свидетельствующих о прошлом Павловского дворца и парка. Сведения же здесь самые неожиданные – такие, например, как процитированное выше описание будуара хозяйки Павловска Марии Федоровны.


МНЕНИЯ 

“Симбирск так далеко и высоко забрался на гору, что с пристани его совсем не видно, и в город приходится подыматься по довольно крутому, изогнутому змеей Петропавловскому спуску. Лежа на горе между Волгой и Свиягой, которая пробегает своими верховьями совсем рядом со старейшей своей сестрой, Симбирск совсем заснул на высоком своем пьедестале с крупными обрывами к обеим рекам. Это старое дворянское гнездо, с славой и весельем в прошлом, с преданиями жизни прежних помещиков и важных бояр, центр в былые дни провинциального блеска, всего модного и изящного, старый барин среди волжских городов, обедневший, заснувший и полузабытый нынче, когда вся аристократия его испарилась… Пожары разогнали дворянство, а прежний блеск, ослепительные празднества, прославленные балы – все осталось как милое предание хорошей старины, во всех этих больших зданиях и губернского дворца, и дворянского собрания, и частных помещичьих домов. Душный, среди облаков пыли спит город со своим Венцом, очевидно, бывшим кремлем, где от прежних крепостей, палисад и стен и следа не осталось. Венец – высший пункт города, и вид с него на Волгу прекрасен”.

В.Сидоров, путешественник, 1894 год

“При отсутствии общественной жизни, в настоящем значении слова, здесь необыкновенно много всевозможных обществ: не считая многих благотворительных обществ, здесь имеются общества: пожарное, велосипедистов, музыкальное, изящных искусств и т.д. и т.д. Правда (в Симбирске все сопровождается оговоркой), существование этих обществ часто очень оригинально. Например, музыкальное общество в былые годы дважды пыталось проявить свою деятельность, но последняя вскоре замирала. Принадлежащее этому несуществующему обществу имущество хранится у разных лиц и в разных учреждениях. Зачем оно хранится – никто не знает. Еще оригинальнее общество, посвященное уже не одной музыке, а всем изящным искусствам: оно не имело и не имеет ни одного члена.
Хотя общества, посвященные искусствам, у нас не привились, но искусства все же процветают, как и должно быть при тех успехах, которые сделаны у нас торговлей и промышленностью. Так, минувшей зимой у нас была художественная выставка, где экспонировались работы учеников местных художественных классов”.

“Самарская газета”, 1902 год

“Захолустный Симбирск с конца XVIII века и до половины XIX постепенно отстраивался и украшался и невольно, конечно, отразил в своих сооружениях классический стиль, господствовавший тогда в русской архитектуре. Свои мечты о прекрасном зодчие воплотили в удивительные здания, напоминавшие греческие храмы, окруженные колоннами, имевшие торжественные портики с античными украшениями. Среди нашей серенькой природы, среди зелени березок и лип эти колоннады были неожиданны и празднично-нарядны. К ним мы привыкли и сроднились с ними”.

Д.Архангельский, художник, начало XX века

ЛЕТОПИСЬ 

1648
1670
1780
1786
1796
1809
1836
1840
1841
1845
1847
1864
1866
1887
1898
1913
1916
1916
1924
1941
1970

– на правом берегу реки Волги заложена крепость Симбирск.
– крепость несколько раз выдерживала штурм войск Степана Разина.
– учреждено Симбирское наместничество.
– в городе открыто Главное народное училище.
– образована Симбирская губерния.
– Главное народное училище преобразовано в гимназию.
– закончено строительство гостиного двора.
– учреждена Симбирская духовная семинария.
– окончено строительство Троицкого собора.
– в Симбирске открыт памятник Карамзину.
– окончено строительство здания Дворянского собрания.
– трехнедельные пожары больше чем наполовину уничтожили Симбирск.
– вокруг памятника Карамзину разбит Карамзинский сквер.
– учрежден план строительства Симбирска.
– начало железнодорожного сообщения между Симбирском и другими российскими городами.
– введена в действие первая в городе электростанция.
– введен в строй железнодорожный мост через реку Волгу.
– окончено строительство Дома-памятника И.А.Гончарову.
– город Симбирск переименовали в Ульяновск.
– в Ульяновск эвакуировали высшее руководство патриархии.
– окончено строительство Ленинского мемориала.



МУЗЕИ 

Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова

Бульвар Новый Венец, 3

Датой возникновения здешнего музея принято считать 30 июля 1895 года. Именно тогда в Симбирске была учреждена Ученая архивная комиссия, которая сразу же приступила к сбору коллекции и экспозиционной деятельности. Один из краеведов, П.Мартынов, сообщал: “С первых дней своего открытия Архивная комиссия озаботилась прежде всего устройством своего историко-археологического музея, так как это учреждение справедливо считается одной из наиболее действенных мер к скорейшему и наглядному ознакомлению общества с остатками местной старины. Общество весьма сочувственно отнеслось к этой отрасли деятельности архивной комиссии, обильно стали поступать пожертвования со всех концов Симбирской губернии”.
Но собственного здания у той комиссии, конечно, не было. Коллекция ютилась в комнатках Дворянского собрания, а после вообще перебралась на частную квартиру. Один из энтузиастов, В.Н.Поливанов, сетовал: “Помещение нашего музея совершенно недостаточно. Удаленность от центра города лишает его отчасти существенного значения служить образовательным целям местного населения. Симбирское городское управление, несмотря на все к нему обращения, не принимает в этом крайне важном для городского населения учреждении никакого участия. Тем не менее и при таких неблагоприятных условиях, в которые в Симбирске поставлен музей, последний с каждым годом продолжает пополняться”.
В 1910 году открыт был всероссийский сбор пожертвований на симбирский памятник здешнему уроженцу И.А.Гончарову. Подсуетился тот же Поливанов – предложил установить не просто памятник, а памятник-музей, точнее говоря, Дом-памятник (так его именовали в документах). Но внутренности этого “мемориала” следовало отвести под нужды экспозиции. Действительно, ну не базар же в этом доме открывать.
Впрочем, музеем планы Поливанова не ограничивались. Он предлагал сосредоточить в Доме-памятнике “учреждения, преследующие культурно-просветительские цели, как, например, библиотеку, музей, рисовальную школу. Создание такого храма литературы и искусства явилось бы наилучшим почтением памяти писателя, связанной с книжной истиной и художественной красотой”.
План был выбран верно. Если бы члены комиссии “лоббировали” этот дом лишь в интересах экспозиции музея, их бы заподозрили и сразу обвинили бы в “корыстных интересах”. Так же необходимый политес был соблюден.
В 1912 году, к столетию со дня рождения писателя, произошла закладка Дома-памятника. Поливанов выступил с пафосной речью, в которой долго и велеречиво распространялся о стремлении “воздвигнуть Дом-памятник, где подрастающие поколения под сенью гения Гончарова научились бы любить свою родную старину, художественное творчество и прилагать свои дарования к практическому применению художественного прикладного искусства… Связанные с именем великого писателя учреждения просветительского характера с вящей силой проявят свое влияние и развитие в крае завещанных Гончаровым гуманных идей, художественной культуры и прогресса”.
А затем Архивная комиссия вдруг проявила неожиданную требовательность. Было проведено два конкурса, и ни один из множества представленных проектов ей не приглянулся. В результате активисты поручили одному из здешних зодчих “в месячный срок представить проекты фасадов и планов Гончаровского дома с желательным приближением к фасадам и планам Радищевского музея, имеющимся у архитектора Августа Августовича Шодэ, который был специально командирован в Саратов для ознакомления с помещением и постановкой дела в Радищевском музее”.
Так называемый Ради-
щевский музей в неподалеку расположенном Саратове был взят за образец, и в 1913 году был принят окончательный проект: “Двухэтажное каменное здание занимает угловое место в Николаевском саду и выходит фасадом на Венец, другим к дому Дворянства. Исполнено в стиле “Ренессанс”. Соединяющий оба фасада угол здания образует круглую башню, красиво заканчивающуюся вверху и доминирующую над всей застройкой. В нише фасада, обращенного к Венцу, помещен бюст И.А.Гончарова – необходимая эмблема Дома-памятника. Основная конструкция всего здания и стильные особенности фасадов и кровли придают дому красивый вид. Удачно выбранные размеры общей высоты и фасадов в длину создают зданию выгодное положение в отношении соседних строений – губернского присутствия, дворянского и губернаторского домов, новое здание их не загородит, не подавит своими размерами и в то же время не будет само подавлено ими”.
А в скором времени и само здание было построено.
Зал же, посвященный Гончарову, как ни удивительно, был сформирован лишь в 1918 году и выглядел он, в общем, незатейливо: “Гончаровская комната, сорганизованная из некоторых экспонатов юбилейной выставки в год 100-летия – 1912, – она впоследствии пополнена многими предметами, переданными в музей из кабинета писателя. Об авторе бессмертного “Обломова” здесь много говорит и самый город Симбирск с его видами, и многие портреты писателя в разные годы его жизни, и знаменитый “Обрыв”, и картины “Обыкновенной истории” и “Киндяковской беседки”, и “воспоминания”, и мелкие предметы его домашней обстановки, и кресла из рабочего кабинета писателя, и книги о нем. Не хватает здесь только его письменного стола, чернильницы с пером, дивана с фрегата “Паллада”, личной библиотеки, картин из его кабинета, предметов, из которых некоторые имеются совсем недалеко от музея и приобретение которых должно составить неотложные заботы музея в ближайшее время”.
Словом, “не хватало” много больше, чем присутствовало. Видимо, “поколениям, подрастающим под сенью гения Гончарова”, все это было ни к чему.
КСТАТИ, строительство Дома-музея Гончарова было завершено в 1916 году.



ИНТЕРНЕТ 

http://www.ec.mv.ru/~kvv/simbirsk/

Симбирск

“После доведения в 1899 г. до Симбирска железнодорожной ветки остро встал вопрос о строительстве моста через Волгу, особенно когда от Мелекесса до деревни Часовня (заволжский пригород Симбирска) была построена железная дорога. Грузы приходилось разгружать с вагонов, а затем переправлять зимой по льду, летом на баржах до следующей станции и погрузки на вагоны.
Подготовка к строительству началась в 1912 году, а непосредственно к строительству приступили в феврале 1913 года.
Строительство моста было поручено инженеру и ученому с мировым именем Николаю Аполлоновичу Белелюбскому (1845–1922). По его проектам и при его участии уже было построено более ста больших мостов, в том числе Свияжский и Сызранский на Волге. Мост в Симбирске был его последним крупным сооружением.
В ходе работ предстояло пройти пролетными строениями над рекой Волгой, островом и речкой Часовенная Воложка, сделать береговые подходы и выполнить ряд сопутствующих работ стоимостью более 15 миллионов рублей. Такого размаха строительства Симбирск не видел за все время своего существования.
Стальные конструкции моста изготавливались на Южном заводе (г. Донецк), а собирались на месте, гранит для облицовки шел с Урала, камень добывался на месте.
Строительство было осложнено пожаром на мосту 7 июля 1914 года и грандиозным оползнем Симбирской горы 29–31 мая 1915 года. Оползень разрушил восемь уже построенных опор аркады, железнодорожные пути, часть пассажирского вокзала у спуска к Волге, пострадало много жилых домов и различных построек.
Несмотря на начавшуюся империалистическую войну, мост был построен в кратчайшие сроки. Официальное открытие моста и временное товарное движение произошло 5 октября 1916 года. Названный в начале строительства “Императорским Его величества Николая II”, в 1917 г. он был переименован в мост Свободы”.
В Интернете можно повстречать немало интересных текстов, посвященных истории Ульяновска-Симбирска. Часть из них опубликована на приведенном сайте. Правда, автор почему-то постеснялся привести здесь свое имя, ограничившись одним фотопортретом.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru