Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Элизабет ПАНТЛЕЙ,
перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Они где-то рядом, подслушивают

Если бы мы только знали, насколько серьезно и небезобидно каждое наше слово, сказанное детям

Обычно родители думают, что могут говорить все что хочется: ведь ребенок все равно или не понимает, о чем беседуют взрослые, или не слушает, потому что ему это неинтересно. Вот подрастет – тогда другое дело: станем выбирать выражения и помалкивать. Так рассуждают очень многие. Но так ли уж они правы?
Если вы считаете, что дети действительно заняты своими делами и не понимают, о чем разговаривают между собой взрослые, попробуйте сделать вот что. Беседуя по телефону с подругой или супругом, как бы невзначай скажите: “Мне кажется, за это их надо в субботу отвести в кафе и угостить мороженым“. Будьте готовы, если ведете машину, что вас бросятся обнимать все дети разом, а если вы дома, то из разных его углов одновременно послышится громкое “ура!”.
Дети не всегда открыто реагируют на то, что слышат. Но если бы можно было заглянуть в их сердца, то мы нашли бы в них полный отчет о наших взрослых разговорах, отметину от каждого обидного или неосторожно брошенного нашего слова, необдуманного поступка, насмешки. И может, обнаружив все это в столь сокровенном месте, мы наконец задумались бы о том, насколько серьезно и небезобидно каждое наше слово.
Здесь же, кстати, хранятся тайные выводы, которые дети успели сделать на основе своих наблюдений. Они часто оптимистичные, а порой и горькие, потому что даже маленькие дети умеют думать о том, кто они такие и что значат для своих родителей. А над многими мировоззренческими и философскими категориями бьются чуть ли не с пеленок.
Поэтому слова родителей, их комментарии, интонации и действия помогают (а часто мешают) ребенку нарисовать истинную картину мира, в котором он живет, и себя в нем. А если учесть, что довольно часто взрослые и дети пользуются разными палитрами, то это несоответствие радостных красок ребенка и тех отнюдь не шедевров, что выходят из-под родительского пера, может оказаться трагическим.
А чтобы этого не произошло, оказывается, достаточно всего лишь понимать, что слова очень важны, что нужно тщательно их выбирать и быть сдержаннее. Нельзя, полагаясь на авось, говорить о ребенке то, что не предназначено для его ушей, если он где-то рядом. Даже если все вокруг так делают и считают, что это пустяк.
Впредь, говоря о детях – а это, как известно, наша любимая тема, – думайте о том, как отзовутся ваши слова в их душах и сердцах. И если вам только кажется, что это могло бы их расстроить, озадачить или смутить, остановитесь, отложите разговор, обсудите с подругой что-нибудь другое, детей не касающееся.
Если хотите проверить, есть ли в ваших словах что-то обидное, попробуйте представить, что о вас говорят то же самое друзья, знакомые, и все сразу станет ясно. Или, к примеру, что бы было, если бы вы сказали это о начальнике, друзьях, супруге, а они бы невольно подслушали? Было бы вам неловко, смогли бы вы потом смотреть им в глаза? Если нет, замрите на полуслове – потом договорите – или продолжайте о чем-нибудь нейтральном.
Зато хвалить и рассказывать о детях хорошее, зная, что они где-то рядом невольно подслушивают вас, – очень полезный и во всех отношениях верный ход. Это самый удачный из всех видов случайных комментариев, дающий им возможность лучше думать о себе, гордиться своими успехами.

Из статьи «Что мы говорим своим детям»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru