Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ИДЕИ И ПРИСТРАСТИЯ 
ПИТЕРСКИЕ РАЗГОВОРЫ 

С доктором исторических наук, профессором,
ведущим научным сотрудником Института истории РАН
Евгением АНИСИМОВЫ
беседует Николай КРЫЩУК.

“Человек вольный с паспортом...”

Когда начинаешь искать корни, то невольно задумываешься:
кто же мы такие – русские, что из себя представляем, что нас выделяет?

Николай Крыщук. Евгений, давайте попробуем пофантазировать и представить историю России как роман. Я, понятно, не предлагаю вернуться во времена античности, когда под историей понимали художественный рассказ о достопамятных событиях и людях. Но история ведь не просто ряд хронологически расположенных событий, и в науке “история” кроме анализа есть синтез, выяснение какого-то закона, алгоритма, если я правильно применяю этот термин.
Евгений Анисимов. Я как раз исхожу из непознаваемости истории.
Н.К. И тем не менее, вернее, тем более. Когда речь заходит о непознаваемом, это уже область художественной литературы.
Е.А. Хорошо. Тогда так. История наша – это прежде всего борьба человека и государства. Государство в России почти всегда было враждебно человеку. Оно есть не самоорганизация общества, а нечто оккупационное, что ли. Отсюда: это роман о страдальце, который терпит, о жулике, который старается обмануть государство, и о глупцах, которые государству верят. И никто не может докопаться до первопричины этого противостояния.
Многие считают, что отсутствие гражданского общества, понятий личного и неприкосновенного сыграло с нами такую злую шутку. В итоге государство, ненавистное русскому человеку, является одновременно для него же совершеннейшей необходимостью. Ни искусство, ни наука, ни другие виды интеллектуальной деятельности не могли бы существовать без государства. Вся наука ХIХ века и почти половина искусства развивались под титулом императора.
Это очень сложный клубок. В таком клубке борьба человека с государством абсолютно бессмысленна, это все равно что бороться с самим собой. В этом безумном круге мы все время и находимся.
Н.К. В этом действительно есть нечто фатальное. С одной стороны, человек страдает, с другой – он же занимается сакрализацией власти, чувствует, что кровно зависит от нее.
Е.А. Да, и ждет от нее очень многого. Это проходит через всю русскую историю. Понятия, которые к нам приходят с Запада, претерпевают странные искажения. Например, в ХVIII веке бытовали такие выражения, как “человек вольный с паспортом”. Или: “Жить ему в деревне свободно без выезда”.
Если русский человек живет на свободе, то он не признает вообще никаких обязанностей и обязательств. Поэтому древняя утопия о Беловодье, стране, в которой можно существовать без всяких проблем, одновременно сочетается с мыслью о том, что нам нужен родоначальник. А поскольку это не просто идеология, а общественная психология, то в ней все крепко переплетено и увязано. Герой наших сказок Иванушка-дурачок всех обманывает, и это доблесть. Дать, например, слово какому-нибудь великану и обмануть его.
С одной стороны, платить налоги действительно бессмысленно, потому что они уходят в бездну и разворовываются, с другой – не платить их безнравственно, потому что деньги эти идут на стариков, детей, убогих… Как все это сочетается с нравственными основами, трудно сказать.
Если говорить о глупцах… Действительно легче жить, зная, что над тобой сильная власть. Можно ни о чем не думать. И зачем нам новый премьер, когда и этот хорош? Но эти глупцы опасны, они даже хуже обманщиков и приводили нас к несчастью неоднократно.
Многие считают, что Россия скоро кончится, что эта страна долго не сможет так существовать и разломится, как огромный танкер, под тяжестью собственного пространства и скудеющего населения. Но другие полагают, что в народе есть здоровая часть, которая и составляет его суть. Это не жулик, не глупец, не страдалец…
Н.К. Но и не прагматик ведь?
Е.А. И не прагматик. Американ-
ские специалисты поражались, глядя на наших хоккеистов, которые приезжали в НХЛ, блистательно играли там, много зарабатывали и вдруг уезжали. Они удивлялись: а почему же дальше не играть и не зарабатывать? Те отвечали: а мне и этого хватит.
Есть национальные черты и особенности, которые невозможно отрицать. Если мы скажем “аккуратен, как русский” – это вызовет смех.
Н.К. Каковы же достоинства русского?
Е.А. Мы знаем эту жизнь изнутри, трудно говорить о себе. Я стал собирать высказывания крупнейших писателей о качестве русского человека. Что получается? Доброта, бескорыстие, гостеприимство, мужество… Да, конечно. Но грузины, может быть, гостеприимнее? Русский солдат мужествен, несомненно. Но сколько при этом гибнет и сколько бежит с поля боя! Немцев мы победили в соотношении один к десяти. Уж один из десяти, конечно, оказывался мужественным и смелым.
И так во всем. Картотека моя растет, но проблема от этого не становится более ясной. Нет даже этно-
графического, этнического типа русского. Кто он – блондин? Да нет. Брюнет? Не обязательно. Что-то не совсем уловимое. Когда начинаешь искать корни, то невольно задумываешься: что же мы есть, что мы из себя представляем, что нас особо выделяет?

Продолжение беседы читайте, пожалуйста, в одном из следующих номеров

ЗАПИСНАЯ КНИЖКА

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Эти строки Тютчева знакомы даже не умеющему читать. Они, что называется, на слуху. Но нет ничего более таинственного и более непонятого, чем общеизвестное.

 

 

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru