Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

В России ежегодно защищается немалое количество диссертаций по педагогике. Часть из них абсолютно реферативна (проще говоря, списана из разных книг, не всегда превосходных), часть основана на личном опыте автора. Попадаются и надуманные схоластические теории, и по-настоящему яркие идеи. Но все они в равной степени тонут в море методичек, брошюр, статей, в трясине птичьего языка, недоступного обычному читателю. А школа по-прежнему остается местом неизбежных мучений и редких радостей. По-прежнему непонятно, что делать с Васей, не желающим учить математику, с легкомысленной Дашей, неразговорчивым Андреем...
Диссертация швейцарского ученого, педагога и психолога Стефани Лелу посвящена анализу взаимоотношений учеников и учителей. Автор выделяет базовые понятия, на которых строятся эти отношения в рамках урока, тщательно анализирует, какой смысл вкладывают в ключевые понятия дети и взрослые. Несовпадение представлений, взаимное непонимание, фиктивное взаимодействие на основании ложной интерпретации – основа взаимного отторжения, конфликта. Совпадение, точка пересечения – начало сотрудничества, общей работы в пространстве культуры.
Один из моих коллег поинтересовался: “Какие же рекомендации дает ученый? В чем цель исследования?” Да никаких особенных рекомендаций. Никаких рецептов, методик, алгоритма действий. Мы предлагаем прочесть всего две главы из огромной диссертации, основанной на пятилетней кропотливой работе с десятками тысяч анкет, с сотнями интервью. Перед нами возникает портрет современной школы, не иллюзорный, настоящий. Портрет реального ученика. Образ учителя, такой, каким его видят сидящие за партой подростки. А выводы, практические рекомендации читатели сформулируют сами, если узнают себя в зеркале, если захотят что-то изменить.
Людмила ПЕЧАТНИКОВА

Что бы ни делать, только бы не учиться

Семь причин школьной скуки

Скука – неизбежность школьной жизни. Или детской жизни. Может, жизни человека вообще? Стефани выделила пять групп скучающих учеников.

Борьба за личную независимость

Некоторые дети чувствуют, что, полностью отдаваясь школе, ее интересам и требованиям, они вынуждены отказываться от чего-то важного в себе, от того, что считают своим истинным “я”. Их скука – форма сопротивления, нежелания стать похожими на идеального ученика, каким его представляют педагоги. Всякий раз, когда приходится выбирать между школой и личной жизнью, такие ученики выбирают жизнь, личные ценности.
Эти скучающие подростки не воюют со школой, с учителями, им многое интересно на уроках, их увлекают отдельные предметы, те, которые отвечают их внутренним запросам. Но они категорически не согласны заниматься тем, что им не нравится. Юные индивидуалисты используют школу для достижения собственных целей и стремятся избавиться от нее как можно скорее. Она мешает настоящему образованию, росту, ограничивает свободу, не позволяет ощутить всю полноту ответственности за свою судьбу.
В школе, несмотря на плохие отметки, такие ребята обычно пользуются популярностью. Они активно проявляют себя в различных внеурочных делах, общественных организациях, клубах. Подобная деятельность дает им то, чего не в силах дать уроки.
“В школе я знал всех и все меня знали. Я занимался туристическим клубом, один год был даже его президентом. Столько сил, времени тратил. Бывало, всю ночь провозишься со снаряжением. Конечно, потом засыпаешь на уроках. Нет, я не считаю это время потерянным напрасно. Только родители думают иначе”.
Подросток сопротивляется, но не выходит за рамки школьной системы, по крайней мере пока не достигнет своей цели. Он будет прогуливать нелюбимые предметы, но не перейдет грани дозволенного, постарается соблюсти минимум формальностей, чтобы остаться в школе, перейти в следующий класс. Он умеет учиться, но для него это жертва, награда за которую – отсутствие крупных неприятностей.
Ребенок порой преувеличивает школьную тоску, подчеркивая некую отдельность, невключенность. При этом контакт со взрослыми чрезвычайно значим для него.
“Я действительно вкалываю только тогда, когда мне нравится учитель. Зато тогда я вкалываю по-настоящему, изо всех сил”.
Ученики настаивают на четком разделении школьного времени, его необходимость они не отрицают, и свободного, заполненного семейными, общественными делами, развлечениями. Дом не должен иметь ничего общего со школой.
“Дома трудно сесть за уроки. Домой люди приходят после работы. В школу идешь учиться. А дома расслабляешься. Совсем не хочется открывать учебник. Тоска!”
Подростки считают, что отличники зря тратят лучшие дни юности. Никакие пятерки, престижные гимназии и вузы не стоят того, чтобы просидеть полжизни за партой. “Отличники честно заслужили медали. Но ведь у них нет никакой жизни. А у меня их две: школа и все, что после школы. Да, можно учиться, если тебе это интересно. А мне не интересно. Не знаю почему. Понимаете, когда ты молод, не слишком задумываешься”.
Часто подростки нарушают дисциплину, но все их прогулы, болтовня на уроке воспринимаются взрослыми как нечто само собой разумеющееся. “Уж такие они по натуре”. Личностные особенности становятся главным объяснением поведения и для учеников, и для учителей.

Маскировка неуверенности

Многие дети не школу приспосабливают к себе (как подростки из первой группы), а себя подстраивают под школу. Для них чрезвычайно важны оценки, отношения с учителями и одноклассниками. Ссылка на скуку становится средством самозащиты. Так легче объяснить свои неудачи в том или ином предмете, в отношениях с некоторыми учителями.
“Историк быстро говорит и постоянно задает вопросы. Когда я чего-то не понимаю, начинаю нервничать, не могу ничего ответить. Разве правильно так тараторить? Мы ведь не в университете, а в нормальной школе. Вообще история – скукотища”.
Учителю кажется, что если ученик не ответил на вопрос, не выполнил задание, значит, он не заинтересован. А для подростка устный ответ – опасное мероприятие. Ты выставляешь напоказ все свои слабости и несовершенства.
“Работа на уроке? Если интересный урок, то – конечно. Если я знаю ответ, пожалуйста. А если нет, ни за что не отвечу. Я поднимаю руку, только если уверен, что не ошибаюсь. Вот на английском, зачем я полезу, все равно ничего дельного не скажу”.
Подростки первой группы заняты собой, собственной индивидуальностью. Ученики второй группы озабочены тем, как выглядят в глазах окружающих людей, особенно одноклассников.
Подростки скучают и тоскуют, потому что в школе их постоянно судят, оценивают и педагоги, и одноклассники.

Сделайте мне интересно

Многие ученики сожалеют, что школа не похожа на парк с аттракционами. Им ясно, что развлечений в жизни не бывает много, поэтому они и скучают. Подростки стараются устроиться в школе поудобнее. Как и ребята из первой группы, они пытаются приспособить школу под собственные нужды, только речь идет не о самореализации, а о комфорте. Изменить расписание, чтобы после физкультуры не тащиться на физику. Перекрасить стены. От серого цвета плакать хочется.
Такие ученики не стремятся к ответственности, не участвуют в школьных делах, скучают, если никто их не развлекает. Во всех проблемах обвиняют других, прежде всего учителей. Впрочем, несмотря на инфантильность, довольно часто прекрасно учатся. Просто потому, что настойчивые педагоги вовлекли их в работу, а сил на сопротивление, на поиск собственных интересов, мотивов у них нет. Кстати, пока что-то делаешь, вроде и скучаешь меньше.

Бессмысленность учебы

Причину нежелания учиться подростки этой группы сами не могут объяснить. Однако они чувствуют себя совершенно чужими по отношению к школе и к образованию в целом. Учеба не имеет смысла. Она ничего не значит ни в жизни, ни в карьере. Главное – побыстрее избавиться от школы. Не всегда ученик демонстрирует свое стремление агрессивно и нарочито. Ему может нравиться приходить в класс, общаться с друзьями, хорошими учителями. Он любит школу, но не любит учиться.
Однако со временем подросток все острее начинает чувствовать свою отчужденность, изгойство. Тогда поведение становится агрессивным, разрушительным. Ученик разрывает все связи, уходит из школы. Поводом становятся, например, дисциплинарные требования («не разрешают вставать с места, разговаривать»), но дело не в них. Просто в ребенке уже убито желание учиться.
Школе противопоставляется не личная жизнь, а взрослая, активная. Как правило, это профессиональная деятельность, позволяющая стать независимым, свободным. Ценятся только самые необходимые практические навыки. Те знания, которые могут быть немедленно использованы. С этой точки зрения теоретическое школьное образование воспринимается как абсолютно бесполезное, бессмысленное. Скучное.

Примитивность программ

Для многих учеников наши уроки, объяснения слишком медлительны. У них возникает ощущение застоя, болота, тоски. Они способны выполнить все задания за пол-урока, освоить программу за месяц. А приходится плестись вместе с классом, повторяя то, что давно понятно и неинтересно. Спасением становятся, как и для третьей группы, настойчивые педагоги, подбрасывающие дополнительные задания, посложнее, побольше, пооригинальнее.

Рецепты от скуки

По мнению десятков тысяч опрошенных нами учеников, есть семь основных причин скуки.
Первая и главная – учитель. (Учителя главной причиной скучных уроков назвали учеников. И это безнадежная позиция, потому что новых, послушных и умных взять неоткуда, а старые, получается, никуда не годятся.)
На втором месте бесполезность школьных знаний в жизни, и сегодняшней, детской, и даже будущей, взрослой.
Школьная премудрость не помогает разобраться в себе, в окружающем мире. В конце концов, просто не нравится. Эта иррациональная причина на последнем месте. Все же рассудочные доводы сильнее.
Можно ли перестать скучать в школе? Дети уверены – можно. Они предлагают сотни рецептов. Большинство хорошо известно педагогам, но почему-то редко применяется на практике. Самый главный детский рецепт – пусть учителя начнут по-человечески относиться к ученикам. Именно отсутствие контакта, личной заинтересованности превращает урок в тоскливую повинность. Ни дети, ни взрослые, как выяснилось, не придают большого значения методикам, системам. Правда, учителя считают, что делу поможет обновление программ, точнее, большая степень свободы от них. Тогда можно будет приблизить образование к запросам, интересам конкретных детей, живущих в уникальной точке земного шара, в данный неповторимый временной период. Взрослые и дети единодушны в неприятии всевозможных экзаменов и тестов. Они убивают интерес. Ребенок готов работать из любопытства, ради знания, ради одобрения окружающих, но не ради пятерки на экзамене.
Десятки тысяч детских анкет предложили немыслимое количество способов борьбы со скукой, но ни один ребенок не написал, что если разделить классы по уровню, по специальности, то учиться станет веселее. Почему же именно это средство кажется взрослым таким эффективным?


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru