КРУГ ВОПРОСОВ
“Образование подгоняют под костюм,
сшитый Минфином”
В ближайшее время планируется переход
образовательных учреждений на новые
организационно-правовые формы: автономные
учреждения (АУ) и государственные или
муниципальные автономные организации (ГМАНО).
Что сулят нам предстоящие перемены? С этим
вопросом мы обратились к декану экономического
факультета Московского городского
педагогического университета
члену-корреспонденту РАО Михаилу ЛЕВИЦКОМУ.
– Как вы оцениваете перспективы
нововведений?
– У нынешних бюджетных образовательных
учреждений есть два преимущества. Первое: их
полностью или частично финансирует учредитель.
Он же несет субсидиарную ответственность по
обязательствам данной школы, ПТУ, вуза. Если у
школы, например, не хватит денег на коммунальные
услуги, то учредитель заплатит эти долги. Их
нельзя “повесить” на имущество бюджетного
учреждения – иными словами, обанкротить его.
– Каковы же тогда аргументы Минфина в пользу
“уточнения правового статуса и реорганизации
бюджетных учреждений”?
– Во-первых, говорят в Минфине, в стране
“избыточное количество квазибюджетных
организаций, которые вполне приспособлены к
существованию в рыночных условиях”. Между тем
они получают деньги из бюджета.
Во-вторых, зачастую бюджетные учреждения
увеличивают количество платных услуг. При этом у
них “снижается заинтересованность в
качественном осуществлении основной
деятельности”.
В-третьих, бюджетные организации имеют
конкурентное преимущество перед частными
организациями, поэтому у них нет стимула
сокращать издержки.
Но больше всего Минфин волнует тот факт, что
сейчас учредители несут субсидиарную
ответственность за перерасход внебюджетных
средств.
«Бюджетные учреждения должны быть в перспективе
лишены права самостоятельного распоряжения
внебюджетными средствами, – пишут финансисты. –
Только в этом случае государство будет отвечать
по обязательствам учреждения».
В этом заявлении нет ничего принципиально
нового. Минфин действует в соответствии с
Бюджетным кодексом, где записано: “средства,
заработанные бюджетными учреждениями от
предпринимательской и иной приносящей доход
деятельности”, должны поступать в бюджет
соответствующего уровня.
Реализации этого принципа препятствовал Закон
“Об образовании”, согласно которому доходы от
коммерческой деятельности ГОУ и МОУ…
реинвестируются на его нужды: фонд заработной
платы, покупка оборудования, ремонт и т.д. – по
усмотрению самого учреждения.
В новой редакции закона слова “по усмотрению”
сняты. Отменено и право собственности на
имущество, приобретенное образовательным
учреждением за счет заработанных им средств.
Отныне собственником становится учредитель,
который разрешает школе или вузу пользоваться их
же имуществом.
– Ситуация тупиковая.
– В том-то и хитрость, что не совсем. Бюджетным
учреждениям, которым данная ситуация
представляется неприемлемой и нетерпимой,
реформаторы из Минфина предлагают сменить
правовой статус на АУ или ГМАНО.
– Какие преимущества они при этом получат?
– Они смогут самостоятельно распоряжаться
заработанными средствами. Что же касается
движимого имущества, за исключением
дорогостоящего, то оно переходит в собственность
ГМАНО. Имущество АУ остается в собственности
учредителя. В этом состоит их принципиальное
различие.
Как и бюджетные организации, АУ и ГМАНО будут
иметь право на госфинансирование, но в рамках
государственных заданий, в том числе на
конкурсной основе.
С руководителями будет заключаться типовой
контракт, куда включат конкретные показатели
результативности учреждения. Также будет
предусматриваться ответственность за
расходование бюджетных средств сверх
положенного. При этом по обязательствам АУ и
ГМАНО учредитель ответственности не несет.
– Если школы, вузы, ПТУ, принявшие новый
статус, превысят лимиты имеющихся у них средств,
кто ответит по их долгам?
– Будут рассчитываться имуществом. А как это
сделать, не обанкротившись? Единственный выход –
необходимо принять законодательные акты,
препятствующие этому.
– Насколько реальны слухи о приватизации
тех образовательных учреждений, которые
перейдут в новые организационно-правовые формы?
– Вспомним, как приватизировали в свое время
ведомственные детские сады? Число детей
уменьшалось, сады всеми правдами и неправдами
переводили в статус нежилого помещения, а затем
перепрофилировали и продавали новым хозяевам,
далеким от образования.
– Предусматриваются ли гарантии того, что
прежний коллектив будет работать в новом,
реорганизованном учреждении?
– На определенный период устанавливается
мораторий на сокращение численности работников.
– Каковы ваши прогнозы по поводу перехода
образовательных учреждений на новые
организационно-правовые формы?
– Думаю, что основную массу оставят в покое. А
тем, кто успешно ведет предпринимательскую
деятельность, дадут новый статус по просьбе
самих руководителей этих учреждений. Для школ
есть смысл реорганизоваться в АУ, а для вузов и
других учебных заведений, имеющих не только
много внебюджетных средств, но и большое
имущество, выгоднее статус ГМАНО.
– Как вы оцениваете предлагаемые
нововведения с точки зрения работника
образования и экономиста?
– Пока все делается по принципу “Ввяжемся в бой,
а там разберемся”. Еще больше тревожит то, что
руководители образовательных учреждений не в
курсе готовящихся или уже свершившихся перемен.
Никто из реформаторов не считает должным их с
ними обсуждать и согласовывать.
Минфин, играющий сегодня решающую роль в
политике и экономике России, не учитывает
социальных целей образования. Федеральный центр
оставляет за собой право решать чему, как и
сколько учить, а средства для этого должны
изыскивать регионы.
В общем, можно костюм подогнать под человека, а
можно и человека “подогнать” под костюм. Мы
имеем дело со вторым вариантом: образование
“подгоняют под костюм”, сшитый Минфином.
Впервые идея перехода на новые
организационно-правовые формы появилась в
разработанном Минфином документе “Принципы
реструктуризации бюджетного сектора в
Российской Федерации в 2003–2004 гг. и на период до
2006 г.”, который был утвержден правительством 26
сентября прошлого года.
Почва для реализации этого документа
подготовлена Законом № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. (о
разграничении полномочий и предметов ведения
между федеральными, региональными,
муниципальными ветвями власти) и новой редакцией
Закона “Об образовании”, в статье 11.1 которого
сказано, что “государственные и
негосударственные образовательные учреждения
могут создаваться в различных
организационно-правовых формах”. До внесения
поправок данная норма распространялась лишь на
“частников”.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|