Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №82/2004

Первая тетрадь. Политика образования


ТО-ТО И ОНО 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ

Очень добрая акция

В Иванове решили помочь вдовам ветеранов. Дело хорошее.
Но почему всю работу взвалили на плечи учителей?

Управления образования и социальной защиты города Иванова решили совместно помочь городской думе. Накануне грядущего 60-летия Победы депутаты собрались опросить вдов участников Великой Отечественной: довольны ли они жилищными условиями, не нужна ли им денежная или иная помощь? Анкетирование нужно непременно закончить до 15 декабря, чтобы дума учла его данные при составлении бюджета на 2005 год.
Провести опрос поручено… учителям. В свободное от работы время. Бесплатно. Каждой ивановской школе уже выдали список вдов, живущих поблизости. В списках от 8 до 50 человек, в зависимости от района.

Логику властей понять можно – грядет дата круглее некуда. Глава города издал распоряжение. Пожелания вдов участников Великой Отечественной надо экстренным порядком вписать в бюджет. Первой и желательно красной строкой. Только вот бесплатно по домам ходить никто не захочет.
Значит, пойдут учителя. Они люди привычные. На выборах дежурят, с урнами по квартирам ходят, несознательных родителей в рамках всеобуча воспитывают. Теперь и работников соцзащиты подменят.
– А чего здесь особенного? – удивляется заместитель начальника управления соцзащиты Татьяна Соколова. – Понимаете, мы своими силами не в состоянии охватить 3273 человека. У социального работника своих дел хватает, он обходит тех восьмерых человек, которые за ним закреплены, и куда-то еще пойдет только за дополнительную оплату.
Управление образования оказало содействие, попросило учителей помочь нам. Ничего сложного здесь нет – за две недели сорок человек обойти. Я считаю, это поможет учителям лучше узнать, кто рядом живет: ведь среди вдов есть очень интересные люди. Может быть, потом педагоги позовут их на уроки мужества.
– У нас есть совет координаторов образовательных округов, туда входят пять директоров и я, – говорит Тамара Бугеро, начальник городского управления образования. – Мы сами решили, что готовы помочь. А потом на совещании рассказали всем директорам, и они согласились. Это знак уважения к ветеранам – что придет учительство.
А вот с самими учителями, похоже, можно обойтись без знаков уважения. Они люди не только привычные, но и подневольные. Никто из директоров в приватном разговоре даже не возмущался. Я набирал номера, и мне отвечали усталые, добрые и чуть удивленные голоса – “А что случилось? Все нормально, что здесь такого? Да, мы считаем, что это надо делать. Это очень добрая акция. Конечно, мы сходим”.
Чиновникам легко быть добрыми за чужой счет – поставить людей в ситуацию, когда отказаться просто нельзя. Начать упираться и выяснять вопрос презренного металла – значит, обнаружить душевную черствость и полное равнодушие к пенсионерам. Такая замечательная акция, когда власть сводит двух нищих, у которых нет ничего, кроме доброты. И они этой добротой друг с другом делятся.
Если управлению социальной защиты города Иванова не хватает людей, чтобы провести опрос, пусть привлекает людей со стороны. Студентов, практикантов, тех же социальных работников, выплачивает им сверхурочные, надбавки. Пусть выбивает на эти цели деньги из администрации. Если действительно с принятием бюджета такой аврал – пусть работники городской администрации и депутаты сами, в полном составе проведут опрос. Пусть каждый, от последнего секретаря до главы администрации, возьмет по адресу и в свободное от работы время заедет к ветерану на служебной “Волге”. Заодно и послушает благодарности за юбилейные заботу и внимание, которые случаются раз в год. Или, думаете, дел у сотрудника администрации больше, чем у учителя?
В нашем образовании сложилась дикая ситуация, которая стала настолько привычной, что воспринимается в порядке вещей.
Власть считает учителей в лучшем случае нахлебниками, а в худшем – ходячей формой собственности, с которой можно обращаться как заблагорассудится.
Учителя свыклись с бесконечным унижением. Потому что любого педагога, любого директора, любую школу можно замучить проверками, затравить СЭС, пожарными, КРУ. И учителя, и директора вынуждены становиться на колени – чтобы дети могли нормально учиться, чтобы проверяющие не ломали сложившийся уклад школьной жизни, чтобы бюрократические игры и интриги никак не коснулись детей. И власть использует эту беззащитность школы.
Может быть, это советское наследие. Может быть, следствие женского характера нашей школы – вряд ли школа, в которой коллектив состоит из мужчин, стерпела бы такое обращение. Но именно за это невероятное терпение мы должны сказать учителям спасибо – иначе кто бы остался с нашими детьми?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

“...Никто нас не защищает, мы на все соглашаемся”

По понятным причинам мы не называем имена директоров и номера школ. В конце концов, они не виноваты в том, что им приходится учить детей в городе Иванове с такой замечательной социальной и образовательной политикой.

– Наверное, это не совсем правильно, что учителей отрывают от их работы. У них и так очень много обязанностей. Но с другой стороны, учитель все равно получит компенсацию, директор ему отгул даст за потраченное время. Но, конечно, лучше, если бы это был социальный работник. Учитель придет, поговорит с бабушкой, все запишет, что ей нужно. Бабушка понадеется, а город ничего не сделает. И что? Будет она встречать учителя на улице и спрашивать – как там мое дело продвигается? Это может очень сильно подорвать учительский авторитет.
Правда, нашей школе легче, нам всего человек десять надо обойти и все учителя живут рядом со школой. В школе у нас выборы проходили, и учителя ко многим из них на дом ездили.

– А что здесь такого? Это нормально. Школам всегда все достается. И всеобуч, и теперь вот это, мы уже привыкли. А что воздух-то сотрясать? Мы простая школа, никто нас не защищает, мы на все соглашаемся. В целом учителя отнеслись с пониманием, но на все это нам дали две недели, а у нас сейчас дел – просто океан...

– Пока все учителя согласились, но если кто-то откажется – неволить не буду. Наверное, мы уже привыкли, что школу все время привлекают. И к этой акции отнеслись очень правильно – надо так надо. Многих из тех, кто в списке, мы уже знаем, для нас они бывшие родители, бывшие бабушки, мы их и на выборах видели. Мы в школе собрались, решили им сувениры какие-то принести, чтобы учитель не с пустыми руками шел.

– Ну, сперва пошумели, конечно, немного. Потом успокоились. Я вам точно ничего сейчас не скажу, мы только вчера получили эти списки. Но думаю, что это много времени займет. Бабушки, например, дома может не быть, или она дверь просто не откроет. А кодовые замки? Учитель может даже в подъезд не попасть.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru