Я ИДУ С УРОКА
Эпиграф от Феликса Кривина
– Почему вы не носите очков? – спросили у
Муравья.
– Как вам сказать… – ответил тот. – Мне нужно
видеть солнце и небо, и эту дорогу, которая
неизвестно куда ведет. Мне нужно видеть улыбки
моих друзей… Придорожные указатели меня не
интересуют.
/По изданию 1965 года/
Дни… открытых детей
Так я называю дни, когда вдруг удается то, что
спрогнозировать никак нельзя
Меня – слава Богу! – никогда не учили
учить детей. Меня учили артистичности, честности
в работе, учили отдавать свое искусство другим,
работать в ансамбле, получать наслаждение от
своей работы… Моими педагогическими пособиями
навсегда стали «Жизнь и приключения чудака»
Железникова, «Кондуит и Швамбрания» Кассиля,
«Вверх по лестнице, ведущей вниз» Кауфман и
«Нестандартный ребенок» Владимира Леви.
Что такое Scherzo?
Каждый урок в 5 “А” – это миг открытых
детей. Миг – потому что я не замечаю, как проходят
сорок минут. Я знаю их три года и три года ценю
дружбу с ними, как с лучшей подругой. Они
искренни. Они честны. Они любознательны. И мне не
лень в этом классе ставить перед собой
колоссальные задачи.
“Как вы думаете, чья дирижерская интерпретация
полнее раскрывает концептуальный замысел финала
Шестой симфонии Чайковского – Страделли или
Мравинского?” Вы полагаете, это мой вопрос
классу? Нет, это вопрос одного ученика другому… Я
шучу. Но твердо знаю, что когда-нибудь им
обязательно захочется спросить об этом друзей.
Или меня.
У меня действительно нет никаких планов. Поэтому
курс молодого бойца мы начали с Гершвина. Ход
мысли моей был доступен – я хотела увлечь их тем,
что сильно занимает меня саму. Я перестаралась!
Квартира превратилась в звукозаписывающую
студию – “Американец в Париже”, “Порги и Бесс”,
“Рапсодия в стиле блюз” тиражировались
десятками, по просьбам трудящихся
комбинировались сравнительные интерпретации:
оркестр Кливленда и “Сан-Франциско Филармоник”,
Армстронг и Фицджеральд…
Они не просто слушали – они услышали. Класс,
созданный для показательных выступлений
учителя! Но я всегда избегала этого, мне казалось
бессовестным открывать наши общие тайны,
выставлять напоказ то, что по негласному
обоюдному соглашению хочется оставить
секретным, даже интимным.
Вот мой конспект одного такого недавнего дня.
5 “А”. Кошмарно трогательно
Фантастика, невероятно!!! В 5 “А” решила дать
определение “скерцо”. Ни одно из официальных
объяснений (словари Гроува и Брокгауза, Большая
Советская Энциклопедия, краткий музыкальный
словарь, курс консерваторских лекций по предмету
“анализ форм”) меня не устроило. Утром в метро
уснула и объяснение придумать забыла. Встретила
на пороге своих пятиклассников-лапочек и –
решилась.
В чужие идеи обычно вживаюсь долго, переживаю да
переосмысливаю, но, видно, озарение нахлынуло.
Четыре скерцо – из фортепьянного квартета и
скрипичной сонаты Брамса, из Девятой симфонии
Бетховена и из музыки Мендельсона “Сон в летнюю
ночь” – мы слушали, ничего не обсуждая. Была
предварительная установка – любое свое
впечатление можно записать на доске в двух
словах, можно повторяться, чтобы не переживать
из-за украденного авторства, можно писать по
диагонали и с грамматическими ошибками. Но
нельзя обсуждать и вслух читать уже написанное. И
нельзя устраивать столпотворений у доски. Сели –
и понеслись.
Минуту, притихшие, соображали. На мои
вопросительные взгляды тыкали пальцем в соседа.
Первой, огорошенная вседозволенностью, которую
сулило ей пространство парадно неисписанной
доски, вышла мечтательная, скромная Надя. За ней
потянулись Эмиля, Даша и Катя.
В следующие две минуты за партами не осталось
никого. Дети, сопя, отпихивали друг друга от доски
и молча вырывали мел из рук, им завладевших.
Я молчала. Я даже не знаю, кто и что написал. По
окончании сеанса одновременной возни все как
один уселись чинно и невозмутимо, удовлетворенно
созерцая результаты своей работы.
Никогда не видела столь замечательно исписанной
доски! Поделенная на четыре части согласно
количеству произведений, доска вызывала у меня
две ассоциации – граффити в парижском метро и
ролик из “Ералаша” “Футбольное обозрение”
(“Спартак” – чемпион, помните?)
Отсмеявшись, я озаглавила каждую часть доски:
1. Брамс, “Скерцо из квартета № 3 для фортепьяно,
скрипки, альта и виолончели”
2. Брамс, “Скерцо из Сонаты № 2 для скрипки и
фортепьяно”.
3. Бетховен, “Скерцо из Симфонии № 9”.
4. Мендельсон, “Скерцо из музыки к пьесе Шекспира
«Сон в летнюю ночь»”.
После чего попросила выписать в тетради к
каждому сочинению те определения, которые, по их
мнению, подходят к услышанному.
Потом я провозгласила итог и вывела на доске:
“Скерцо – …” – и даже успела поставить тире, но
прозвенел звонок на урок, и мы, уставившись друг
на друга в ужасе (не заметили звонка на перемену),
заметались… и я сымпровизировала наугад:
“Попробуйте сформулировать сами”. Те опешили –
и убежали.
Прежде чем стереть с доски шедевр их соавторства,
я успела полюбоваться:
1. Страшно; взволнованно; неспокойно;
захватывающе; тревожно; интересно; мрачно;
грустно; опасно; класс!
2. Нежно; легкомысленно; неспокойно; счастливо;
весело; печально; чуть-чуть грустно; плачуще;
мягко; нежнотвердо.
3. Страшно; твердо; вызывающе; тревожно; серьезно,
как в балете; громко; быстро; кошмарно.
4. Трогательно; сонно; плавно; играюще; спокойно;
красиво; интересно.
Смущенная, чувствуя нелепость и
непредсказуемость ситуации, я ушла во второй
класс. Вот причуда – “сформулируйте сами”!
Пятиклассники прискакали через урок: “Мы поняли,
скерцо – это игра!”
Я почувствовала головокружение. Scherzo в переводе с
итальянского дословно означает “игра”…
2 “А”. Круг замкнулся
Во второй класс “А” пришла под
впечатлением полученных ощущений. Туманным
взглядом окинула класс… далее я повела себя, как
мой CD-плеер, когда я ставлю его на repeat и двадцать
раз подряд слушаю одно и то же. Заплетающимся
языком я рассказала историю про эльфов, которые
живут в лесу и дружат с богами, исковеркав
историю, поведанную Шекспиром, до
неузнаваемости.
Двенадцать человек выслушали меня, раскрыв рты. Я
включила музыкальный центр, села на стол и
задумалась.
Я не собиралась ничего такого им придумывать! На
последней парте наслаждалась происходящим
Танюшка, первоклассница. Я забрала ее, тоскующую,
из игровой: три дня назад у малышей начались
недельные каникулы, а Таню неизменно приводили в
школу вот уже третье утро…
Почувствовав по ее широко раскрытым глазам свой
первый успех, я задушевно поведала о возможности
поделиться самым сокровенным. Дети пришли в
восторг. Мы условились на цыпочках выходить к
доске и любую пришедшую в голову мысль
записывать там. Порядок выхода определялся
взмахом волшебной палочки, роль эльфа-дирижера
была доверена мне.
Далее я только успевала себя поздравлять – на
доске появлялись такие слова, какие многие
родители этих детей выговорить, увы, не могли.
Чтобы все смогли самовыразиться, пьесу поставили
на repeat…
Самым большим открытием урока для меня стала
Таня. Второклассники снабдили ее блокнотом,
ручкой и жвачкой (необходимый набор учебного
процесса) – и Таня уже сидела с Соней и ничем не
отличалась от детей, которые по возрасту
отличались от нее пропастью в целый год.
На цыпочках Таня вышла к доске и вывела без
ошибок: “Прекрасно!” Стали вчитываться:
“звонко”, “проницательная музыка”, “сладкая”,
“чистая”, “загадочная”, “поючая” (поющая +
певучая), “веселая”; рядом – “грустная”,
“тихая”; рядом – “громкая”, “елетелегентная”
(интеллигентная – ?!), “возмутительная”.
Автор “возмутительной” нашелся сам, хотя я
ничего не спрашивала. Ксюша подошла ко мне и
стала горячо объяснять, что там – такой бас
возмутительно ворчит!
Надо было срочно к чему-нибудь все эти
“елетелегентности” привязать, потому как к
удачному эксперименту хотелось подобрать оправу
в виде логического хода мысли. За удачность я
была спокойна – им нравилось. И тогда мы стали
рисовать эльфов.
А потом мы пели, как эльфы, и пищали, как эльфы, и
ушли о-очень далеко от попытки обобщить
сделанное.
А после Саша, который сводит меня с ума своим
заразительным беззубым смехом, обнял меня за
ногу и сказал: “Какая хорошая была игра!” И круг
замкнулся.
Мария ГАНЬКИНА, Вячеслав БУКАТОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|