Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Уж так устроен учитель, что ему почему-то обязательно надо, чтобы ученик его слушал и запоминал сказанное. И как только он не старается увлечь и заинтересовать ученика! Но вот, казалось бы, сделал все, что мог, а результат печален: контрольную написали из рук вон плохо, ничего не усвоено… Тут бы в пору и задуматься: а в том ли результат? И в том ли задача образования, чтобы дети успешно писали контрольные и усваивали “образовательный минимум”?
Но ритм школьной жизни словно специально настроен так, чтобы у учителя не было времени задумываться: планирование, уроки, проверки, “контрольные срезы”, заполнение журналов... И все скорей, скорей, скорей! Когда задумываться?
Хотя всем известно, что процент знаний, остающихся в головах учеников, через несколько лет после прохождения учебного материала и тем более после окончания школы просто мизерный. Так за что идет героическая борьба?
Так уж сложилась современная школьная ситуация: главный вопрос – вовсе не о том, чему учить (как до сих пор полагают составители нынешних стандартов), а о том, ради чего учить, каковы цели и смыслы современного образования. И если мы не пытаемся отвечать на этот коренной вопрос школьного бытия, грош нам цена как педагогам.
Но это у кого-то – бытие, а нашего учителя быт заедает. Мелкий повседневный школьный быт урочного планирования, педсоветов, бесконечных отчетов и тысяч других аналогичных мелочей, от которых нет никакого спасения.
Нет, учитель все равно исхитряется и творит – вопреки установленным порядкам, зачастую полуподпольным образом. Потому что, по совести говоря, только в творчестве и свободе высшая суть и смысл любого образования.
А вот те, кто пытается управлять школьным процессом, совсем другого об этом мнения. Хотя сами совсем недавно были учителями. Но вот стали управленцами – и их озаботила совсем иная задача: не как развить ученика, а как составить по этому поводу отчет. Чтобы была возможность сравнить, кто лучше, а кто хуже, кто успешнее, а кто нет... А иначе как управлять школами и учителями?
“Эффективное управление” – вот ради чего подменяется содержательное взаимодействие учителя с учеником тем или иным вариантом формальной отчетности. Например, с помощью некоего единого универсального теста.
И то, что к реальному развитию ребенка это не имеет никакого отношения, уже никого не волнует. Главное – решается управленческая задача...
Но школы-то понимают, что реальное качество образования проявляется вовсе не в том, как ребенок сдает экзамены или заполняет бланки тестов. Реальное качество образования проявляется в том, насколько насыщена творчеством и живым интересом повседневная жизнь детей и учителей. А ведь это то, что принципиально не поддается измерению! И что делать в этой ситуации учителям и школе, которые хотят сохранить порядочность, честность и ответственность перед детьми?

Творец и цензор
Как превратить материал учебника из суммы сведений и фактов в реальный культурный багаж ребенка?

Класс отправляется в плавание

Дети приходят в 5 класс лицея из разных школ, но основная масса ребят все-таки из своего микрорайона.
Жизнь пятиклассников начинается с игры-путешествия «Морская регата». Каждый класс – корабль. В ходе этой игры ребята знакомятся, учатся что-то совместно делать. У каждого корабля свой экипаж – капитан, штурман, боцман, кок; есть и лоцман – старшеклассник. Первая задача, которую ставят перед собой учителя, – помочь детям подружиться. Но не только. В многочисленных викторинах начинается повторение пройденного в начальной школе, проверяется умение применять знания в нестандартной ситуации; закладываются межпредметные связи.
Вот пятиклассники высаживаются на необитаемый остров. Выжить в непростых условиях помогает «Школа первобытных ремесел». На Поляне Большого Костра собираются племена первобытных охотников во главе с великими Вождями (старшеклассники). Занятия в «Школе...» ведут мудрые Старейшины (классные воспитатели, педагоги дополнительного образования, психолог).
Чему учат? Только тому, что необходимо: стрельбе из лука, изучению жизни леса, гончарному делу, наскальной живописи, ритуальным танцам… Нет дневников и некуда поставить оценку, но отличившиеся получают амулеты. Только они помогут выжить племени на Тропе испытаний.
Павел Величков: «Я победил в конкурсе лучников и принес своему племени амулет. Все переживали за меня и радовались моей победе – ведь теперь наше племя Ежей стало сильнее…» Надя Буянова: «Мы очень старались запомнить на занятии «Лесная тропа» все, что говорила нам Старейшина. Мы твердили про себя названия лекарственных и ядовитых растений и просили друг друга проверить, правильно ли мы их определяем… Еще бы! Ведь без амулетов наше племя не пройдет Тропу испытаний».
Все внимательно слушают… Все стараются запомнить… Все активно участвуют… Все переживают за успех каждого и общий результат… Разве не это задача и мечта педагога?
В программе по истории для 5 класса сентябрь – это изучение истории первобытного общества. Теперь для ребят это не текст учебника – это собственная жизнь: «Нашим тотемным животным был енот… Делать изделия из глины – очень тяжелый труд… Главное – все время поддерживать костер, чтобы огонь не погас… Вождем может быть самый сильный, самый умный, самый уважаемый – такой, как Смеющийся Енот… Если не будешь много знать, быстро бегать и жить дружно со всем племенем – не выживешь»…
Надо сказать, что методика коллективных творческих дел в Воронеже культивируется, и найти школу, где бы она не практиковалась, пожалуй, не удастся. Как-то Галина Константиновна возила своих подростков в «Орленок», и там ребята из разных городов страны расспрашивали их о том, что это за КТД? А воронежские ребята даже не могли понять, как об этом можно ничего не знать.
Для средних классов дело, настраивающее на общую работу, – неделя зарубежной страны. Отдельный класс – отдельный город. Учреждается парламент, кабинет министров, банк. Каждый отличный ответ в классе – какая-то сумма на личный счет в банке, двойка – штраф. Все вдруг начинают учиться, тянут руки. А когда руки тянут все, значит, надо что-то дополнительное прочитать, подготовить сообщение, выполнить какую-то работу. Даже дети послабее стараются подготовиться и ответить. И учителя отметили, что кто-то именно с этих дней начинает учиться, попробовав, поняв, что это возможно, или обратив на себя внимание учителя, получив первую пятерку или четверку. Принял класс участие в каком-то мероприятии – сумма на счет города, победил класс – она увеличивается. Есть и штрафные санкции: городская СЭС (медклассы) штрафует за неубранный класс, за то, что кто-то пришел без сменной обуви, полиция (дежурный класс) – за плохое поведение. Заработанные классом деньги потом обналичиваются и превращаются в призы. Проходит даже аукцион «сотбис». Во время игры школьные коридоры преображаются: появляются стенды, на которых каждый может вывесить свое сообщение, что-то найденное и прочитанное про страну. В лицее есть академия творчества – научное общество учащихся. Например, в рамках Недели Великобритании и при поддержке академии творчества проводилось заседание Британской академии наук. Приходилось выступать, например, от лица Ньютона, рассказывать о своем изобретении. А зрители задают вопросы. Даже самые маленькие стараются: «А в каком году ты это изобрел?» Словом, подготовка нужна была солидная, и не только по иностранному языку.
А еще на неделе страны дети играют в народные игры, готовят выставки национального костюма и национальной кухни (оценивает блюда заведующая школьной столовой), проводят вечера поэзии, множество встреч, конкурсов, олимпиад.

Эффект бурлящего котла

В форме КТД готовится и ежегодный театральный фестиваль «Зеленый Гусь». Школа просто бурлит. Свой спектакль готовит каждый класс. Иногда классы объединяются, чтобы поставить какой-то драматический отрывок. Студия кройки и шитья превращается в костюмерную, изостудия готовит афиши и декорации.
«Жизнь в школе на целый месяц совершенно меняется – борьба за репетиции в актовом зале, споры с режиссером, «сочинение» костюмов… Литературные произведения, которые в классе проходим, становятся близкими, любимыми, чуть ли не самими написанными. Я уверена – весь наш класс помнит постановку по пьесе Островского «Доходное место»! Шесть лет мы шли к этой победе, и наконец-то Гран-при был наш! Наверное, после окончания школы мы все равно будем приходить на фестиваль».

Из сочинения выпускницы Ирины Сычевой

Очень любимое в школе дело – песенные фестивали. Один собирает любителей бардовской песни, другой посвящен Дню освобождения Воронежа – фестиваль фронтовой песни, а еще собирается на свой фестиваль туристический клуб лицея…
Когда задумывали новый проект – вечер поэзии, предполагали, что это может быть не для всех, а лишь для эстетов. Но вот уже два года, как в этом деле участвуют все классы. Тематика поэтических салонов разнообразна: творчество Гарсиа Лорки и Юлии Друниной, поэзия Серебряного века, трагедии Гражданской войны и Беслана… В конце вечера все собираются в актовом зале. «Если Вам, сударь, печально и грустно – здесь распрягите коней! Вас приютит и согреет искусство в этой таверне своей…» – такой песней заканчивается вечер поэзии.
Что театральный фестиваль, что праздник поэзии позволяют увидеть многих детей с незнакомой учителю стороны. Отношения сильно меняются. Иногда незаметный ребенок просто расцветает. После театрального фестиваля он идет по коридору, и отовсюду – восторженные отзывы: «Какой ты был Фамусов!» И учитель, и уборщица, и старшеклассник, и родители – все его хвалят. То, чего не удавалось добиться в классе, у доски, вдруг получается в творческих делах! А сколько споров на театральных подмостках: та интонация или не та, эту мысль хотел подчеркнуть Чехов или ту? Классическая литература становится хозяйкой школы.
Мешает такая бурная внешкольная жизнь урокам или помогает? Однозначно, пожалуй, не ответишь. Но то, что учителя стремятся и на урок принести необычные формы, это точно. Ведь даже как-то неловко, пользуясь авторитетом, заработанным в совместных делах и походах, проталкивать тот программный материал, который ребенку кажется откровенно ненужным.

Ты куда, Одиссей?

Галина Константиновна – историк. Завучем быть не собиралась. Мечтала работать учителем. Тема, которая ей профессионально интересна, – «Изучение истории методом погружения». Это и сейчас больше всего ее увлекает. Надо, чтобы ученик не проходил материал, а погружался в него, постигал целиком. Для себя решила точно: если создать среду, в которой ребенок сможет пережить знания, применить их в игровой ситуации, то они останутся с ним практически навсегда. «Всяк живет своим опытом» – это В.Даль. Знания же, просто прочитанные в учебнике или почерпнутые из рассказа учителя, недолговечны. Улетучиваются эти знания. И это беда учителя. Казалось, все сделал, что только мог: и объяснил, и закрепил, и карточки приготовил. А через месяц пишет с детьми контрольную и видит результат своей работы… «Заходишь в учительскую – и то один, то другой учитель стоят в растерянности с контрольными тетрадками: не пойму, я сама-то на этом уроке была? Откуда такие результаты?»
Может, причина в том, что урок в его традиционной форме уходит в прошлое? Сегодня ребенку есть из чего выбирать – вокруг такая насыщенная информацией жизнь: компьютер, телевизор, журналы. Значит, надо что-то придумывать и учителю?
Как только появилась некоторая свобода в сетке расписания в гуманитарном классе, свои уроки Галина Константиновна сильно изменила. Например, в 5 классе прошел суд над Одиссеем. Судили по законам Солона, как могли бы это делать афиняне V века до н.э., его современники.
В судьбе Одиссея много спорных моментов. Где-то он предстает однозначно как герой, а где-то очевидно, что он просто обманщик. Его ум, изворотливость и хитрость не раз подчеркиваются в «Одиссее».
Выступают свидетели, выступают архонты – уважаемые люди полиса, у всех есть вопросы к Одисссею:
– Ну как же ты, зная о предсказании: кто первый ступит на землю, тот погибнет, – сам бросил щит и ступил на него, а люди ступили на землю, и все были обречены? Они же не знали. Как же ты так поступил?
И Одиссей оправдывается: «Так что же – всем погибать? Я задумался, они – нет. Это не моя вина, это же было предсказание». – «Но как же?»
Страсти накаляются. Участники процесса спорят, перебивают друг друга...
«В пятом классе дети активные: каждый хочет быть Одиссеем. А труд-то какой?! Не просто прочесть, но хорошо знать «Одиссею». А еще и особенности судебной реформы Солона».
Галина Константиновна рассказывает, как пришла к необходимости погрузить ребенка в историческую среду. Была совсем молодым учителем, работала в интернате. Что только не делала в классе, а результата никакого.
И вот тогда впервые своих учеников вывезла за город, в лагерь. Педагоги интерната организовали славянское поселение не для летнего отдыха детей, а как учебное пособие. Вместе с князем Александром пилили сосну, делали из нее борону-суковатку. С княгиней Ларисой слагали былины, переживали за исход поединка между князем Сергеем и князем Олегом – решалась судьба Киевского княжества… Сейчас те ученики уже взрослые, но до сих пор помнят названия славянских племен, знают, кто такие печенеги, а уж как тяжело было вспахать маленький клочок земли – никогда не забудут.
Галина Константиновна несколько раз проверяла, насколько прочны знания, полученные ребятами при погружении. Материал усваивается на 74 процента. И хоть научная работа была проведена не на очень большом числе детей и те первые обсчеты молодая учительница проводила всего года два-три спустя после окончания института, но важно, что после погружений приобретенные детьми знания становятся их культурным багажом.
«Но сейчас я должна буду отказаться от таких уроков, – говорит Галина Константиновна, – особенно в старших классах, потому что иначе не подготовлю детей к ЕГЭ должным образом. Хотя для понимания и знания истории и для общего развития полезнее событие истории прожить и прочувствовать, чем натренироваться выбирать один правильный ответ из трех. Тут надо еще сказать, что ребята, которые почувствовали вкус истории, часто могут доказать справедливость чуть ли не каждого из ответов, приведенных в тесте, если это не просто перечисление фактов или дат. Но я не могу отмахнуться от ЕГЭ. Если я не дам бесплатной подготовки, родителям придется платить репетиторам. Мы много разговаривали с учителями, вспоминали нынешних выпускников: какую мы с ними прекрасную жизнь прожили, сколько посмотрели, поездили, попутешествовали, и играли, и творили… И какие они у нас были развитые, как умели отстаивать свое мнение и, главное, имели его. Но… баллы на ЕГЭ могли бы быть и выше».

Картонный дом учительского счастья

Отказаться от творческой работы с детьми ради того, чтобы натаскивать их на тесты, невозможно.
«Со старшеклассниками мы строили дом. Класс разбит на несколько групп, в каждой особая форма правления. У каждой – мешок картонных и бумажных строительных деталей, из которых надо построить дом. Одна группа управляется авторитарно: у кого-то из ребят на рукаве красная повязка диктатора, и все должны его слушаться. У другой группы – анархия. Их штрафуют, если кто-то начинает командовать, берет руководство на себя. Третья – управляется демократически. Эти сначала очень радуются: «Классно, мы демократы». Но раз демократия, за каждое решение надо проголосовать, прежде чем начать действовать.
И вот начинается… В первой группе каждую секунду назревает взрыв: кто-то начинает командовать, а кто-то видит другое решение: «Ну мы же знаем, как лучше». Штраф: как лучше – нельзя, надо так, как сказал диктатор.
Вторая группа тоже постоянно получает штрафы за то, что кто-то начинает брать управление процессом на себя, только получили один штраф, следом снова выдвигается лидер, который знает, как скотчем приделать крышу.
Демократы не могут ничего предпринять, не проголосовав. «Ну, давайте из зеленого…» – «Почему вы уже делаете? Вы же еще не проголосовали?» – Стиплером или скотчем – голосовать, окно или дверь – голосовать… Причем по традиционной формуле: кто за то, чтобы… прошу поднять руки… Кто «за»? Кто «против»? Кто воздержался? Принято…
В итоге первыми делают дом те, кем управляет диктатор. Вторыми – олигархи. Дома у анархистов ни разу не получилось, и штрафов у них больше всего. А демократы доделают, только если очень упорные попадутся…»
Эта игра в разные политические режимы, конечно, немного юмористическая. Но что есть что – становится навсегда понятно. Знания, которые ребенок приобретает с опытом, – бесценны.
Начатый в классе спор западников и славянофилов выплеснулся далеко за рамки урока, затянулся на несколько дней, выяснять отношения ребята выходили в коридор, стали вывешивать на стенах плакаты. Может быть, это высшая радость учителя, когда урок закончен, а дети продолжают жить предложенной темой, читают, ищут материалы, делятся друг с другом новыми находками и спорят.
«Столько положительных эмоций, сколько дает общение с детьми, не дает больше, наверное, ни одна профессия, – размышляет Галина Константиновна. – Профессия артиста может приблизиться к нашей, но в профессии артиста есть заданность: роль, которую он играет, уже написана. А урок каждый раз – полная импровизация, ведь ученики не зрители, они участники представления, так что учитель, кроме того, что он актер, еще и режиссер, а иногда и автор пьесы».
...Если бы только чиновники понимали, что качество образования измеряется не скоростью выполнения тестовых заданий ЕГЭ, что творчество вовсе не противоречит добросовестности и ответственности, и ценили творчество.

Людмила РЫБИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru