КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Творческая школа под прицелом ЕГЭ
Уж так устроен учитель, что ему
почему-то обязательно надо, чтобы ученик его
слушал и запоминал сказанное. И как только он не
старается увлечь и заинтересовать ученика! Но
вот, казалось бы, сделал все, что мог, а результат
печален: контрольную написали из рук вон плохо,
ничего не усвоено… Тут бы в пору и задуматься: а в
том ли результат? И в том ли задача образования,
чтобы дети успешно писали контрольные и
усваивали “образовательный минимум”?
Но ритм школьной жизни словно специально
настроен так, чтобы у учителя не было времени
задумываться: планирование, уроки, проверки,
“контрольные срезы”, заполнение журналов... И
все скорей, скорей, скорей! Когда задумываться?
Хотя всем известно, что процент знаний,
остающихся в головах учеников, через несколько
лет после прохождения учебного материала и тем
более после окончания школы просто мизерный. Так
за что идет героическая борьба?
Так уж сложилась современная школьная ситуация:
главный вопрос – вовсе не о том, чему учить (как
до сих пор полагают составители нынешних
стандартов), а о том, ради чего учить, каковы цели
и смыслы современного образования. И если мы не
пытаемся отвечать на этот коренной вопрос
школьного бытия, грош нам цена как педагогам.
Но это у кого-то – бытие, а нашего учителя быт
заедает. Мелкий повседневный школьный быт
урочного планирования, педсоветов, бесконечных
отчетов и тысяч других аналогичных мелочей, от
которых нет никакого спасения.
Нет, учитель все равно исхитряется и творит –
вопреки установленным порядкам, зачастую
полуподпольным образом. Потому что, по совести
говоря, только в творчестве и свободе высшая суть
и смысл любого образования.
А вот те, кто пытается управлять школьным
процессом, совсем другого об этом мнения. Хотя
сами совсем недавно были учителями. Но вот стали
управленцами – и их озаботила совсем иная
задача: не как развить ученика, а как составить по
этому поводу отчет. Чтобы была возможность
сравнить, кто лучше, а кто хуже, кто успешнее, а
кто нет... А иначе как управлять школами и
учителями?
“Эффективное управление” – вот ради чего
подменяется содержательное взаимодействие
учителя с учеником тем или иным вариантом
формальной отчетности. Например, с помощью
некоего единого универсального теста.
И то, что к реальному развитию ребенка это не
имеет никакого отношения, уже никого не волнует.
Главное – решается управленческая задача...
Но школы-то понимают, что реальное качество
образования проявляется вовсе не в том, как
ребенок сдает экзамены или заполняет бланки
тестов. Реальное качество образования
проявляется в том, насколько насыщена
творчеством и живым интересом повседневная
жизнь детей и учителей. А ведь это то, что
принципиально не поддается измерению! И что
делать в этой ситуации учителям и школе, которые
хотят сохранить порядочность, честность и
ответственность перед детьми?
Законом не предусмотрено...
Сдача 89-й школы в новом спальном микрорайоне
Воронежа двадцать лет назад – героическая
страница в истории ее коллектива. Здание
построили за полгода, а учителя к началу учебы
доводили, отмывали, обустраивали. На фотографиях
это похоже на стройки первых пятилеток.
Сначала она была просто одной из школ-новостроек.
Но постепенно сложился дружный коллектив,
появились интересные идеи, и в перестроечные
восьмидесятые школа стала многоуровневым
образовательным комплексом. Это было
принципиально важно. С одной стороны, школа уже
могла давать образование повышенного уровня, а с
другой – надо было учить и всех ребят из
микрорайона. Учиться вместе полезно и тем и
другим. Но тут оказалось, что такого статуса для
учреждения образования законодатель не
предусмотрел.
Пришлось отложить идеи до лучших времен,
подстроиться под то, что уже придумано и
утверждено.
Прошли аккредитацию, стали гимназией. Но в этом
году еще раз поменяли все документы и стали
лицеем. С приобретением статуса инновационного
учебного заведения на законных основаниях начал
работать институт классных воспитателей.
Конкурсы, викторины, малые творческие дела,
большие творческие дела, театры, музеи, походы –
вот заботы и дела классных воспитателей. Рабочий
день – совершенно не нормированный, но… в
педагогический стаж им эта работа не идет. (В
профсоюзе говорят: проще вас всех упразднить, чем
строчку в законе написать о новой специальности.)
Работает, как правило, молодежь. Но, как только
классный воспитатель оканчивает институт,
становится ясно, что на 1200 в месяц жить
невозможно.
Галина Константиновна Вязникова – заместитель
директора по воспитательной работе. Кроме
классных воспитателей в ее ведении еще и
многочисленные кружки. Кружковой работы в лицее
– 207 часов (в обычной школе – 27–30 часов, но в
Воронеже во всех инновационных школах, к которым
здесь относят лицеи и гимназии, выделено по 207
часов кружковой работы).
Только ленивый дает детям тесты
Когда я спросила, в связи с чем поменяли статус
гимназии на лицей, Галина Константиновна
ответила: «В связи с жизнью. Выпустила я сейчас
класс с углубленным изучением истории, а они
почти все пошли на экономику и прикладную
математику. Даже наши филологические звезды,
которые брали все призы на областных олимпиадах
и научных конференциях. «Ну куда мы с этой
филологией, – говорили они мне, – только в школу?
В школу не хочется, надежд, что в школе как-то все
изменится к лучшему – и по общему настрою, и по
материальному обеспечению, – нет».
Но жалко Галине Константиновне не то, что историю
и филологию выбрали после школы не все. А то, что
было несколько лишних часов истории и можно было
заняться с детьми исследовательской работой,
ездить на раскопки, ходить в походы. Главное –
уроки можно было проводить интересные,
проблемные.
Правда, к ЕГЭ дети подошли не с лучшей
подготовкой. Галина Константиновна
рассказывает, что еще в институте говорили:
только ленивый учитель истории может давать
детям тесты чаще, чем один раз в четверть. История
– это диалог, поиск истины, исследование. А когда
выпускники набрали маловато баллов, учитель
неизбежно и за это чувствовал свою
ответственность: надо, наверное, было больше
натаскивать, репетиторствовать на уроке. «Но мы
так интересно жили, – вздыхает Галина
Константиновна. – Даже когда еще только
создавали класс с углубленным изучением истории,
говорили, что это будут дети, которые умеют
думать, размышлять. Такой класс получился, а
дальше что?»
Почти все выпускники математического класса
поступили в вузы по результатам ЕГЭ. А
гуманитарии сдавали экзамены, причем совсем не
на те специальности, по которым углубленно
занимались в школе. Однако, может быть, это тоже
можно рассматривать как результат? Умение
сориентироваться, выбрать, принять решение?
Может быть, это плюс школе – готовность детей
освоить незнакомую область? Но это вопросы без
ответов, поскольку число поступивших в вузы по
результатам ЕГЭ – сегодня главный критерий
качества школьной подготовки.
Жизнь с барьерами
Как быть учителю? Детям нравится та
замечательная жизнь, которой они живут в школе.
Но устроит ли она родителей? Им-то потом придется
выложить значительные суммы на поступление в
вузы.
В жизни человеку явно лучше быть думающим. Вузу
тоже нужен думающий студент. Хорошая школа
думающего человека подготовить умеет. Вот только
как ему потом преодолеть барьер между школой и
вузом, между школой и жизнью, называемый «ЕГЭ –
приемная комиссия»?
Симон Львович Соловейчик говорил о неразрешимом
противоречии между необходимостью организовать
полноценную жизнь ребенка сегодня и задачей
подготовки его к будущей жизни. Творческие
педагоги наработали такие технологии, которые
увлекают детей и в то же время развивают их. Но…
Но противоречие не разрешается. Допустим,
выпускник – увлеченный, ищущий исследователь
или эрудированный, интересный человек. Но именно
такие как раз не любят тестов и хуже всех
справляются с ними.
Галина Константиновна чувствует свою
ответственность за то, как ее прошлогодние
одиннадцатиклассники писали тесты.
Математический класс бодро и деловито ставит
галочки, даже на истории. Исторический – в тоске.
«Я уверена, что материал они знают, – утверждает
Галина Константиновна, – но эта механическая
работа разрушает их деловой настрой. Они готовы
решать творческую задачу. И из рук вон плохо
ставят галочки».
Как же все-таки учителю совместить
несовместимое: и обеспечить ребенку развитие, а
себе интересную творческую работу и подготовить
к ЕГЭ?
Людмила РЫБИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|