Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №81/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

Творческая школа под прицелом ЕГЭ

Уж так устроен учитель, что ему почему-то обязательно надо, чтобы ученик его слушал и запоминал сказанное. И как только он не старается увлечь и заинтересовать ученика! Но вот, казалось бы, сделал все, что мог, а результат печален: контрольную написали из рук вон плохо, ничего не усвоено… Тут бы в пору и задуматься: а в том ли результат? И в том ли задача образования, чтобы дети успешно писали контрольные и усваивали “образовательный минимум”?
Но ритм школьной жизни словно специально настроен так, чтобы у учителя не было времени задумываться: планирование, уроки, проверки, “контрольные срезы”, заполнение журналов... И все скорей, скорей, скорей! Когда задумываться?
Хотя всем известно, что процент знаний, остающихся в головах учеников, через несколько лет после прохождения учебного материала и тем более после окончания школы просто мизерный. Так за что идет героическая борьба?
Так уж сложилась современная школьная ситуация: главный вопрос – вовсе не о том, чему учить (как до сих пор полагают составители нынешних стандартов), а о том, ради чего учить, каковы цели и смыслы современного образования. И если мы не пытаемся отвечать на этот коренной вопрос школьного бытия, грош нам цена как педагогам.
Но это у кого-то – бытие, а нашего учителя быт заедает. Мелкий повседневный школьный быт урочного планирования, педсоветов, бесконечных отчетов и тысяч других аналогичных мелочей, от которых нет никакого спасения.
Нет, учитель все равно исхитряется и творит – вопреки установленным порядкам, зачастую полуподпольным образом. Потому что, по совести говоря, только в творчестве и свободе высшая суть и смысл любого образования.
А вот те, кто пытается управлять школьным процессом, совсем другого об этом мнения. Хотя сами совсем недавно были учителями. Но вот стали управленцами – и их озаботила совсем иная задача: не как развить ученика, а как составить по этому поводу отчет. Чтобы была возможность сравнить, кто лучше, а кто хуже, кто успешнее, а кто нет... А иначе как управлять школами и учителями?
“Эффективное управление” – вот ради чего подменяется содержательное взаимодействие учителя с учеником тем или иным вариантом формальной отчетности. Например, с помощью некоего единого универсального теста.
И то, что к реальному развитию ребенка это не имеет никакого отношения, уже никого не волнует. Главное – решается управленческая задача...
Но школы-то понимают, что реальное качество образования проявляется вовсе не в том, как ребенок сдает экзамены или заполняет бланки тестов. Реальное качество образования проявляется в том, насколько насыщена творчеством и живым интересом повседневная жизнь детей и учителей. А ведь это то, что принципиально не поддается измерению! И что делать в этой ситуации учителям и школе, которые хотят сохранить порядочность, честность и ответственность перед детьми?

Законом не предусмотрено...

Сдача 89-й школы в новом спальном микрорайоне Воронежа двадцать лет назад – героическая страница в истории ее коллектива. Здание построили за полгода, а учителя к началу учебы доводили, отмывали, обустраивали. На фотографиях это похоже на стройки первых пятилеток.
Сначала она была просто одной из школ-новостроек. Но постепенно сложился дружный коллектив, появились интересные идеи, и в перестроечные восьмидесятые школа стала многоуровневым образовательным комплексом. Это было принципиально важно. С одной стороны, школа уже могла давать образование повышенного уровня, а с другой – надо было учить и всех ребят из микрорайона. Учиться вместе полезно и тем и другим. Но тут оказалось, что такого статуса для учреждения образования законодатель не предусмотрел.
Пришлось отложить идеи до лучших времен, подстроиться под то, что уже придумано и утверждено.
Прошли аккредитацию, стали гимназией. Но в этом году еще раз поменяли все документы и стали лицеем. С приобретением статуса инновационного учебного заведения на законных основаниях начал работать институт классных воспитателей. Конкурсы, викторины, малые творческие дела, большие творческие дела, театры, музеи, походы – вот заботы и дела классных воспитателей. Рабочий день – совершенно не нормированный, но… в педагогический стаж им эта работа не идет. (В профсоюзе говорят: проще вас всех упразднить, чем строчку в законе написать о новой специальности.) Работает, как правило, молодежь. Но, как только классный воспитатель оканчивает институт, становится ясно, что на 1200 в месяц жить невозможно.
Галина Константиновна Вязникова – заместитель директора по воспитательной работе. Кроме классных воспитателей в ее ведении еще и многочисленные кружки. Кружковой работы в лицее – 207 часов (в обычной школе – 27–30 часов, но в Воронеже во всех инновационных школах, к которым здесь относят лицеи и гимназии, выделено по 207 часов кружковой работы).

Только ленивый дает детям тесты

Когда я спросила, в связи с чем поменяли статус гимназии на лицей, Галина Константиновна ответила: «В связи с жизнью. Выпустила я сейчас класс с углубленным изучением истории, а они почти все пошли на экономику и прикладную математику. Даже наши филологические звезды, которые брали все призы на областных олимпиадах и научных конференциях. «Ну куда мы с этой филологией, – говорили они мне, – только в школу? В школу не хочется, надежд, что в школе как-то все изменится к лучшему – и по общему настрою, и по материальному обеспечению, – нет».
Но жалко Галине Константиновне не то, что историю и филологию выбрали после школы не все. А то, что было несколько лишних часов истории и можно было заняться с детьми исследовательской работой, ездить на раскопки, ходить в походы. Главное – уроки можно было проводить интересные, проблемные.
Правда, к ЕГЭ дети подошли не с лучшей подготовкой. Галина Константиновна рассказывает, что еще в институте говорили: только ленивый учитель истории может давать детям тесты чаще, чем один раз в четверть. История – это диалог, поиск истины, исследование. А когда выпускники набрали маловато баллов, учитель неизбежно и за это чувствовал свою ответственность: надо, наверное, было больше натаскивать, репетиторствовать на уроке. «Но мы так интересно жили, – вздыхает Галина Константиновна. – Даже когда еще только создавали класс с углубленным изучением истории, говорили, что это будут дети, которые умеют думать, размышлять. Такой класс получился, а дальше что?»
Почти все выпускники математического класса поступили в вузы по результатам ЕГЭ. А гуманитарии сдавали экзамены, причем совсем не на те специальности, по которым углубленно занимались в школе. Однако, может быть, это тоже можно рассматривать как результат? Умение сориентироваться, выбрать, принять решение? Может быть, это плюс школе – готовность детей освоить незнакомую область? Но это вопросы без ответов, поскольку число поступивших в вузы по результатам ЕГЭ – сегодня главный критерий качества школьной подготовки.

Жизнь с барьерами

Как быть учителю? Детям нравится та замечательная жизнь, которой они живут в школе. Но устроит ли она родителей? Им-то потом придется выложить значительные суммы на поступление в вузы.
В жизни человеку явно лучше быть думающим. Вузу тоже нужен думающий студент. Хорошая школа думающего человека подготовить умеет. Вот только как ему потом преодолеть барьер между школой и вузом, между школой и жизнью, называемый «ЕГЭ – приемная комиссия»?
Симон Львович Соловейчик говорил о неразрешимом противоречии между необходимостью организовать полноценную жизнь ребенка сегодня и задачей подготовки его к будущей жизни. Творческие педагоги наработали такие технологии, которые увлекают детей и в то же время развивают их. Но… Но противоречие не разрешается. Допустим, выпускник – увлеченный, ищущий исследователь или эрудированный, интересный человек. Но именно такие как раз не любят тестов и хуже всех справляются с ними.
Галина Константиновна чувствует свою ответственность за то, как ее прошлогодние одиннадцатиклассники писали тесты. Математический класс бодро и деловито ставит галочки, даже на истории. Исторический – в тоске. «Я уверена, что материал они знают, – утверждает Галина Константиновна, – но эта механическая работа разрушает их деловой настрой. Они готовы решать творческую задачу. И из рук вон плохо ставят галочки».
Как же все-таки учителю совместить несовместимое: и обеспечить ребенку развитие, а себе интересную творческую работу и подготовить к ЕГЭ?

Людмила РЫБИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru