УЧЕБНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
“РАН не претендует на то, чтобы
присваивать учебнику гриф”
– Валерий Васильевич, когда-то РАН уже
участвовала в экспертизе школьных учебников.
Некоторое время эти вопросы были вне поля зрения
Большой академии. Как теперь будет проводиться
эта экспертиза?
– По распределению обязанностей в президиуме
РАН я курирую вопросы интеграции науки и
образования. Поэтому проблемы, связанные с
экспертизой научного содержания учебников с
соответствующим грифом для средней школы,
естественно, попали в поле моего зрения.
В РАН создана соответствующая комиссия, которую
я возглавляю. Но пока она еще не начала работу.
Ведь обновленные принципы проведения экспертизы
школьных учебников еще не определены в полной
мере.
– Но комиссия уже создана. И наверное, можно
сказать, по какому принципу она формировалась?
– Авторов школьных учебников мы решили в нее не
включать. Разумеется, академики и членкоры РАН,
написавшие школьный учебник, лучше понимают
специфику этого процесса. Но их присутствие в
комиссии может создать определенные трудности. К
тому же в наши обязанности не входит оценка
методических качеств учебника. Российской
академии наук предложено заниматься другим –
проводить научную экспертизу содержания учебной
литературы. Для анализа педагогической
составляющей учебника есть РАО.
Хочу сразу подчеркнуть, что РАН не претендует на
то, чтобы присваивать учебнику гриф “Допущено”
или “Рекомендовано”. Грифованием занимается и
будет заниматься Министерство образования и
науки. Кроме того, я не раз слышал опасения, что
комиссия, созданная по решению президиума РАН,
даст на один учебник, подготовленный учеными РАН,
положительное заключение, а все другие
отвергнет. Но согласитесь, зачем нам всю жизнь
судиться с издательствами из-за необъективности
наших решений? Хорошие учебники получат
положительное заключение, плохие будут
соответствующим образом оценены. Все замечания
будут сформулированы абсолютно четко.
– Давайте представим процесс экспертизы в РАН.
В академию приходит на рецензию рукопись
школьного учебника. Кому ее передадут?
– Вероятнее всего, ее передадут в один из
профильных НИИ РАН. Там будет проведена
экспертиза рукописи или учебника. Затем
экспертное заключение по учебнику подпишет либо
председатель комиссии, то есть вице-президент
РАН, который сидит перед вами, либо руководитель
соответствующей предметной подкомиссии,
уважаемый академик, лидер в своей научной
области. Подписей экспертов под заключением не
будет. И я не думаю, что это нарушение гласности
при проведении экспертизы. Когда издательства
настаивают на оглашении имен экспертов, я
задумываюсь над тем, не стоят ли за этим
требованием совсем другие интересы. Общество
заинтересовано не в том, чтобы знать фамилии
экспертов, а чтобы иметь хороший учебник!
– Противники экспертизы в РАН утверждают, что
нигде в мире научная экспертиза не проводится
анонимно…
– Существует два вида экспертных отзывов. Первый
– это отзыв на диссертационную работу, который
подписывается экспертом и заверяется печатью
организации. Второй – отзыв на научную работу,
который рецензируется редколлегией профильного
журнала. Такая научная статья в зависимости от
рейтинга и репутации журнала может проходить
очень строгое рецензирование. При этом фамилии
рецензентов авторам не сообщаются. Зато мотивы,
по которым статья не принята к публикации в этом
журнале, должны быть сообщены авторам в полном
объеме.
При экспертизе рукописей школьных учебников мы
намереваемся действовать по второму принципу. Я
не вижу здесь никаких проблем. Давайте попробуем
поработать. А если потребуется, откорректируем
принципы нашей работы.
– Но если рецензия РАН окажется отрицательной
по существу, что будет с учебником?
– Ничего плохого в том, что рукопись будет
оценена критически, нет. Авторы учебников будут
иметь возможность учесть наши замечания.
Учитывать или не учитывать оценку РАН – дело
Министерства образования и науки. Не надо
преувеличивать экспертную роль РАН. Еще раз
повторяю – ученые РАН отвечают только за
экспертизу научного уровня учебника.
– Сегодня среди авторов большинства
загрифованных учебников – академики и членкоры
РАН. Почти все они являются сотрудниками или
руководителями тех или иных НИИ РАН. Рукописи
учебников будут попадать на научную экспертизу в
тот или иной НИИ РАН. В каких-то случаях
получится, что академики будут рецензировать
себя же, своих учеников или своих оппонентов...
– Вообще-то я не представляю себе борьбу научных
школ на уровне школьного учебника. Хотя понимаю,
что проблема есть. Вместе мы попытаемся ее
решить.
– Вы много лет занимаетесь научной
экспертизой. Став главным ученым секретарем
Высшей аттестационной комиссии Министерства
образования, вы приняли вызов и начали многие
реформы, которые сегодня успешно провели ваши
коллеги и преемники. Налаживание системы научной
экспертизы учебников – это не менее сложный
вопрос?
– Когда я впервые услышал, что мне придется
заниматься этим делом, я отнесся к этому очень
спокойно. РАН призывают все более активно
участвовать в экспертизах различного рода
проектов – не только образовательных. Но чем
больше я погружаюсь в проблемы экспертизы
научного содержания школьных учебников, тем
больше появляется сложностей: вижу много
подводных камней, которые с сутью того, что мы
обсуждаем, никак не связаны. Я столкнулся с тем,
что в СМИ мне приписывают по этому поводу
высказывания, которых я никогда не делал.
Например, мне приписали утверждение, что РАН
теперь будет сама писать учебники, сама
рецензировать, сама и утверждать. Заявляю, что я
никогда не говорил ничего подобного.
– Однако вы говорили о том, что стране нужно не
более трех учебников по каждому предмету. Это
позиция РАН?
– Нет, это моя личная точка зрения. Кроме того,
это позиция ученых РАН, с которыми я имел
возможность обсудить этот вопрос. На наш взгляд,
неразумно использовать десятки учебников по
одному и тому же предмету для одного и того же
класса. Нам нужно не количество, а качество. Я
считаю, что требуется не более трех линий
учебников с грифом “Рекомендовано”. Но, говоря о
трех учебниках, я называю условную цифру! Все это
лишь наши предложения. Решение будет принимать
Министерство образования и науки, мы же
оказываем министерству всяческое содействие.
Валерий КОЗЛОВ,
вице-президент Российской академии наук
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|