УЧЕБНОЕ КНИГОИЗДАНИЕ
“На этом рынке должны действовать
одинаковые для всех правила игры”
– Итак, мы стали свидетелями того, что
из-за новых процедур грифования произошел раскол
в издательском сообществе. Ассоциация
“Российский учебник” категорически отказалась
сотрудничать с Министерством образования и
науки, и в знак несогласия с этой позицией ее
покинули “Просвещение”, “Вентана-Граф”,
“АСТ-Пресс”...
– Я не могу сказать о том, что Ассоциация
“Российский учебник” категорически отказалась
сотрудничать с Министерством образования и
науки. Дело заключается в том, что Ассоциация
обратилась в Министерство образования и науки с
письмом, в котором в весьма некорректной, с моей
точки зрения, форме были предъявлены претензии к
министерству в целом, а главное – к руководителю
Департамента государственной политики в сфере
образования. Это письмо с большинством
издателей, входящих в состав Ассоциации
“Российский учебник”, не согласовывалось. Тон
письма вызвал возмущение и у меня, и у К.Л.
Рыжкова, генерального директора издательского
центра “Вентана-Граф”, и у С.Н. Деревянко,
генерального директора издательства
“АСТ-Пресс”. Мы не сочли возможным далее
находиться в составе ассоциации.
На встрече в Министерстве образования и науки
Российской Федерации Исаак Калина жестко
сформулировал позицию Министерства.
Министерство и дальше будет делать то, что
считает нужным и важным для государства, а не для
книгоиздателей. У всех директоров издательств
есть свои коммерческие интересы, но не надо
выдавать их за заботу о судьбах российского
образования.
Я всегда говорил о том, что на рынке учебного
книгоиздания должны действовать одинаковые для
всех, понятные и прозрачные правила игры. К
сожалению, эти правила до недавнего времени не
существовали. Министерство пытается их
установить, и в данном случае я их поддерживаю.
– Одно из контрпредложений книгоиздателей –
вернуться к старой практике, когда авторский
коллектив выигрывает конкурс на тот или иной
учебник, а издательство – тендер на то, чтобы его
напечатать и распространить…
– Я не считаю, что министерство должно
заказывать подготовку учебников.
Государственные деньги так тратиться не должны.
Министерство может отобрать, отметить грифом или
закупить лучший учебник. Но не надо заказывать.
Мы уже были свидетелями того, как в прошлые годы
объявлялись тендеры, которые в итоге становились
ареной столкновения различных форм
лоббирования.
Я считаю, что предлагаемый Министерством
образования и науки противовес ФЭС (научная
экспертиза в лице РАН, методическая экспертиза в
лице РАО) поможет бороться с лоббированием. Для
издателей, привыкших таким образом проталкивать
свои учебники на рынок, обновленная процедура
грифования станет экзаменом на выживание.
– Верно ли, по-вашему, обвинение издателей в
адрес министерства, что от общественной формы
оценки учебников мы плавно переходим к
ведомственной экспертизе? Что прежде главным
экспертом учебников был не ФЭС, а учительское
сообщество?
– Что сейчас понимается под общественной формой
оценки и под ведомственной экспертизой? РАН и РАО
– не федеральные органы исполнительной власти,
это крупнейшие научные организации. Поэтому в
данном случае общественный характер экспертизы
сохраняется.
Утверждение, что главная роль в экспертизе
учебников принадлежала не ФЭС, а учительскому
сообществу, на самом деле верно. Если педагоги
принимали учебник, то он становился массовым,
если нет – он исчезал. Но первым учебник всегда
оценивал все-таки ФЭС.
Что касается учителей, которые работали в ФЭС, то
они, я полагаю, и впредь там будут работать.
Процедуру экспертизы в ФЭС никто не отменяет. РАН
будет дополнительно оценивать научную, а РАО –
методическую составляющую учебников.
– Издательству “Просвещение” коллеги
бросили упрек в том, что оно вместе с
Министерством образования и науки, РАН и РАО
попытается в будущем монополизировать рынок
учебной литературы. В связи с этим упоминается
проект “РАН – РАО – “Просвещение”. Что это
такое?
– Проект возник задолго до появления новых форм
экспертизы. Издательство “Просвещение”,
Российская академия наук и Российская академия
образования совместно разрабатывают
интегрированный комплект учебников нового
поколения для начальной и основной
общеобразовательной школы. Этот проект получил
название “РАН – РАО – “Просвещение”. Впервые
мы предлагаем комплект учебников, где все
учебные курсы интегрированы и по вертикали, и по
горизонтали – широкие межпредметные связи,
единые образовательные технологии, единый
подход к построению учебников, к электронному
сопровождению учебного материала.
Да, во многих издательствах работают авторы из
РАН и РАО, но ни у кого из издателей такого
комплекта нет. И это вызывает определенную
тревогу на рынке. Но это чисто коммерческие
опасения.
– В какие сроки, по-вашему, следует вводить
новые процедуры грифования?
– Я бы не торопился. Это новый механизм, поэтому
должен быть переходный период, отработка всех
организационных моментов. Но сейчас для всех
издателей важно, чтобы ФЭС как можно скорее начал
свою работу. На сегодняшний день мы получили
извещения, что наши учебники, находящиеся в ФЭС,
будут проходить экспертизу до 30 мая 2005 года. Вот
это меня сильно беспокоит.
Александр КОНДАКОВ,
генеральный директор издательства
“Просвещение”
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|