ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 42
НАШИ КОНСПЕКТЫ
Дмитрий СОРОКОВ,
профессор кафедры индивидуальной
и групповой психотерапии Московского городского
психолого-педагогического университета
Борьба со стрессом: учитель
начинает и выигрывает
Осваиваем техники преодоления
стресса, которые используют политики,
бизнесмены, специалисты службы спасения
Сегодня мы продолжаем курс семинаров по
психотехнике учителя. Начало читайте,
пожалуйста, в № 57
и № 73 «ПС».
Тренинг – одна из форм интерактивного
метода преподавания в последние годы, по крайней
мере в педагогической практике «продвинутых»
преподавателей психологии и педагогики.
Ключевая особенность тренинговой формы
преподавания – ее практическая
ориентированность: здесь «знать» – значит
«уметь». Существенная особенность тренинга как
формы групповой психотерапевтической работы
также состоит в ориентации на практику: здесь
«знать» – значит «заново пережить опыт».
Проанализируем кратко возможности этих подходов
к тренинговой работе в контексте перспективы для
психологической подготовки педагогов-практиков.
«Знать» – значит «уметь»
Именно тренинги умений заполнили в
последние годы первые строчки в рейтингах продаж
программ повышения квалификации работников
образования. Вот несколько самых популярных:
«Тренинг уверенного поведения педагога»
(обучение учителей приемам совладания с
нарушителями дисциплины); «Тренинг гендерного
измерения в образовании»; «Практический
менеджмент в образовании» (как оказывать влияние
на педагогов, учеников и их родителей); «Тренинг
педагогической креативности»; «Тренинг
сензитивности» (развитие эмоциональной
чувствительности к
индивидуально-психологическим особенностям
учеников).
Учителей обучают новым образовательным
технологиям, современным дидактическим приемам,
техникам управления классом и т.д. Однако сами по
себе эти эффективные технологии могут
использоваться для достижения совершенно разных
целей. Поэтому необходимо отметить недостатки
такого раздробленного, одностороннего подхода к
психологической подготовке учителей.
Действительно, при ближайшем рассмотрении общий
смысл тренингов умений оказывается таким же, как
и при авторитарном методе обучения: я (психолог,
кандидат или доктор наук) – Учитель; ты
(педагог-практик) – ученик. Я кое-что умею; ты (я
так думаю!) этого точно не умеешь или делаешь
плохо. Я (дань времени!) свое «что-то» заворачиваю
в блестящие обертки привлекательных и
научно-непонятных названий, добавляю в название
слово «тренинг» и – куда ты денешься?!
Кроме того, в традиционной школе, например,
применение педагогом этих технологий вполне
может привести совсем не к гуманизации, а к
укреплению существующей авторитарной структуры
отношений. Здесь опять-таки учитель выступает в
качестве инструктора, ученики – в роли пассивных
исполнителей, в результате чего увеличивается
дистанция между учителем и учениками,
обезличиваются взаимоотношения.
И наконец: неужели к приемам совладания с
нарушителями дисциплины, уверенному поведению,
влиянию на людей и даже к дидактическим приемам
сводится профессиональная (не говоря уже о
личной) жизнь педагога-практика?
Получается, что не только в тренинге умений
кроется секрет современной психологической
подготовки педагогов-практиков.
«Знать» – значит «заново пережить
опыт»
Цель этого подхода, который с полным
правом можно назвать психотерапевтическим, –
обеспечить психическое здоровье взрослых и
детей в школе, а главный способ работы –
консультирование учителей. Именно учитель с этой
точки зрения является центральной фигурой,
создающей эмоциональную атмосферу в школе.
Здесь заочный консультант, в роли которого
выступает сейчас автор (или же ведущий реального
тренинга), старается повлиять на изменение
обычной установки учителя видеть в преподавании
своего предмета главную и чуть ли не
единственную задачу. Консультант пытается
обратить внимание педагога-практика и на его
собственное психологическое состояние до и
после работы, и на психологическое состояние его
учеников во время преподавания.
Консультант – это коллега в совместном решении
проблем, а не элитарный эксперт, как при тренинге
умений; консультант не навязывает чего-то одного,
а предоставляет на выбор готовые к употреблению
простые и эффективные техники, приговаривая:
«Если сочтете нужным, вы можете ими
воспользоваться».
Каковы же аспекты психического здоровья учителя
и его учеников?
Мэри Джехода (Jahoda, 1958) выделила шесть:
– способность к эмоциональной саморегуляции;
– положительное отношение к себе;
– оптимальное развитие, рост и самоактуализация
личности;
– личная автономия (наличие возможности побыть
одному);
– реалистическое восприятие окружения;
– умение конструктивно и эффективно
воздействовать на свое окружение.
Однако эффективность этого подхода тоже имеет
серьезное ограничение.
Во-первых, опыт показывает, что само по себе
желание учителя овладеть, например, техниками
саморегуляции, равно как и понимание им
принципов психического здоровья, далеко не
всегда приводят к положительным изменениям в его
эмоциональном состоянии и поведении.
Оказывается, что ежедневное общение с коллегами,
требования школьной администрации часто влияют
на учителя больше, чем кратковременные,
эпизодические газетные или очные консультации, и
довольно быстро педагог возвращается в исходное
состояние, соответствующее жизненной
реальности.
Таким образом, основная сложность, с которой
сталкивается подобного рода психологический
тренинг для учителей, – это сложность переноса
освоенных установок и навыков на реальные
жизненные ситуации.
С этой точки зрения наш заочный психотехнический
тренинг для учителей – довольно смелый
эксперимент. Но давайте попробуем осуществить
эту идею, договорившись о нескольких вещах:
мы – и ведущий, и участники тренинга – отдаем
себе отчет в ограниченности своих возможностей в
плане грядущих изменений (так, например, учитель
может изменить психологическую атмосферу в
своем классе, но не может изменить всю
психологическую культуру отношений в школе);
предлагаемые приемы должны не только содержать
компонент личностного роста (преподноситься и
применяться, так сказать, для общего развития на
досуге), но в первую очередь должны быть связаны с
жизнью и поведением вас – участников тренинга –
в вашей профессиональной роли;
для этого нам, участникам, необходима постоянная
поддержка друг друга и коллег вне тренинга, т.е.
конструктивный диалог.
Пишите, если сочтете это необходимым, в «Школу
для учителя» о типичных и экстремальных
критических ситуациях в вашей профессии,
связанных с трудностями их переживания или
преодоления.
Скорая антистрессовая помощь
(В статье использованы материалы
книги А. Каменюкина и Д. Ковпака
«Антистресс-тренинг»)
И в личной, и в профессиональной жизни есть
ситуации, которые нельзя исправить. Их нужно
пережить. Чтобы жить.
Чтобы конструктивно разрешить доступные воле
человека проблемы и критические ситуации,
необходимо сначала выйти из-под власти стресса.
Уважаемый учитель! Сегодня, в начале третьего
тысячелетия, не знать базовых психотехник или не
применять их (ссылаясь на занятость или на что-то
еще) – все равно что для освещения школьного
класса жечь свечи взамен энергосберегающих ламп!
Существует два уровня работы со стрессом:
– скорая антистрессовая помощь, когда мы уже
находимся под влиянием негативных переживаний и,
не смиряясь с ними, пытаемся произвольно
изменить физиологические параметры
деятельности своего организма и таким образом
уменьшаем отрицательные последствия для него.
Именно с этого мы начнем на сегодняшнем и
следующем занятиях;
– профилактика стресса, когда мы специально
готовим свой организм к решению возможных
проблем, требующих эмоциональных затрат, или
изменяем отношение к уже свершившейся
критической ситуации, тем самым предотвращая
развитие негативных переживаний. Об этом уровне
работы со стрессом – в одном из будущих выпусков
«Психотехники учителя».
Итак, представим, что уже находимся во власти
стресса – тем более что скорее всего так оно и
есть. В таком состоянии очень сложно заставить
себя сформировать принципиально иное отношение
к любой новой проблемной ситуации и
конструктивно справиться с нею. Поэтому
действовать будем пошагово.
Наиболее эффективным будет использование
следующего алгоритма скорой антистрессовой
помощи:
– во-первых, произвольно изменим некоторые свои
физиологические параметры (это и есть
эмоциональная саморегуляция). Это тема
сегодняшнего тренинга;
– во-вторых, направим свои мысли в оптимальное и
конструктивное русло. Это тема следующего
занятия.
Вот некоторые базовые техники саморегуляции
организма при стрессе: самодиагностика своего
состояния, дыхательная релаксация, мышечная
релаксация, активирующая техника.
Самодиагностика
Техника самодиагностики своего
эмоционального состояния активно практикуется
успешными политиками, бизнесменами,
представителями средств массовой информации в
ходе публичных выступлений, при проведении
переговоров и телевизионных передач, а также
летчиками и специалистами службы спасения в
экстремальных ситуациях. И не стоит учителям
отставать от них в этом плане.
Цель самодиагностики – выявление и произвольное
преодоление состояния эмоциональной
напряженности. Технически оно осуществляется
следующим образом.
Необходимо мысленно «пройтись» по своему телу и
ответить самому себе на вопросы:
Какова в данный момент моя мимика: не наморщен ли
лоб, не сжаты ли челюсти, не напряжены ли губы и
подбородок?
Как мои мышцы? Не подняты ли плечи, не сжаты ли в
кулаки пальцы, не напряжены ли судорожно мышцы,
будто я собираюсь сдавать стометровку?
Как я дышу? Свободно ли, глубоко?
При выявлении негативных признаков необходимо
срочно заняться их устранением: нормализуется
дыхание, регулируется поза, расслабляются мышцы
лица и всего тела. Придавая своему телу уверенную
позу, поддерживая спокойную мимику, мы
добиваемся появления таких же позитивных
психологических ощущений, так как
психологические и физические компоненты
взаимосвязаны и могут обусловливать восприятие
друг друга.
Дело в том, что наш мозг постоянно отслеживает
состояние организма и если не фиксирует никакого
напряжения (например, частого сердцебиения,
дрожи, мышечных зажимов), то уменьшается
количество поводов для эмоционального
беспокойства, и мы чувствуем себя лучше.
Техника дыхательной релаксации
Фундаментальную технику саморегуляции
представляет собой современная разновидность
медитативного дыхания. В целом дыхание обладает
грандиозным потенциалом в сфере регулирования
человеком своего состояния. Изменяя произвольно
режим дыхания, мы меняем одновременно режимы
своей психической деятельности. Надо только
научиться правильно дышать.
Предлагаемая техника является экстренным
средством и дает быстрый эффект.
При первом выполнении сядем, примем наиболее
удобную позу.
Располагаем одну руку в области пупка, а другую
кладем на грудь (эту часть нужно делать только в
начале освоения техники при первом выполнении,
для того чтобы запомнить правильную
последовательность дыхательных движений и
верные ощущения).
Делаем глубокий вдох, в начале которого немного
выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь
(совершая таким образом подобие волнообразного
движения). Вдох длится не менее 2 секунд.
Задерживаем дыхание на 1–2 секунды, то есть
делаем паузу.
Выдыхаем медленно и плавно не менее, чем в
течение 3 секунд. Выдох обязательно должен быть
длиннее вдоха!
Затем снова, без всякой паузы, следует глубокий
волнообразный вдох, и цикл начинает повторяться.
Необходимо осуществить 2–3 подобных цикла
дыхания (предел – 5 циклов за один подход).
Рекомендации по применению техники.
·Не следует стремиться выполнить технику в
совершенстве с первого раза. Дело в том, что она
принесет вам пользу, даже если ее выполнение не
будет идеальным!
Необходимо знать, что в некоторых случаях при
выполнении техники может возникнуть легкое
головокружение. Это обусловлено индивидуальными
особенностями. В этом случае, сохраняя
соотношение фаз дыхания, сократить количество
циклов, выполняемых за один подход.
Выполнять технику необходимо в моменты
эмоционального возбуждения, взбудораженности, в
состоянии некой напряженности, при
возникновении на пике переживаний сильного
сердцебиения, для уменьшения усталости после
работы, в конфликтных ситуациях для сохранения
спокойствия. Благодаря технике вы добьетесь
сохранения своего внутреннего равновесия. А это
решающий шаг в решении сложных жизненных задач.
Использовать эту технику можно в любых условиях:
в транспорте, дома, на работе, в классе, на
совещании, на приеме у начальства, так как, будучи
внешне практически незаметной (при наблюдении со
стороны воспринимается как простой вдох, не
более), она работает вне зависимости от того,
сидите ли вы, стоите или лежите, и неизменно
вызывает более спокойное и комфортное состояние,
чем было до этого.
Не приводить к состоянию спокойствия
предлагаемая техника просто не может, потому что
ее действие основано на элементарных
физиологических механизмах.
Техника эффективна даже в самых тяжелых
экстремальных ситуациях. Обеспечивая большее
спокойствие, она сохраняет стабильность
мировосприятия личности даже в том случае, когда
повлиять на ход событий человек не в силах. Ведь
потеря контроля над происходящим на какой-то
период времени не означает, что невозможно
регулировать свое собственное
психоэмоциональное состояние!
Для выполнения техники саморегуляции дыхания
необходимо выделить совсем незначительное
количество времени и использовать этот прием не
только в неприятных ситуациях, но и в течение дня
несколько раз (до 10 – 15), уделяя ей максимум одну
минуту. Отвлекаясь от текущей работы всего на
одну минуту, вы разгружаете свое сознание,
освобождаете его от текущих дел, а это приводит к
восстановлению сил и сохранению
работоспособности. Кроме того, в момент
выполнения техники вы приходите в расслабленное
эмоциональное состояние.
Хрестоматийным стало утверждение: что делается
регулярно, создает привычку. В том числе и
полезную. Как, например, систематическое
использование дыхательной релаксации. И если
ощущение спокойствия становится привычным, то
поводов для ненужных тревог и волнений будет
становиться все меньше и меньше. Вы сможете
решать прежде беспокоившие проблемы, не разрушая
себя, гораздо эффективнее, сохраняя ясность
мысли и эмоциональное спокойствие.
Итак, результат применения техники дыхательной
релаксации мы ощущаем немедленно и в виде целого
комплекса положительных эффектов.
Во-первых, мы устраняем ненужный зажим диафрагмы.
Во-вторых, нормализуем ритм дыхания.
В-третьих, сохраняем в рамках нормы или
возвращаем к норме работу сердца.
В-четвертых, восстанавливаем нормальный баланс в
крови жизненно важных газов.
В-пятых, стабилизируя деятельность
сердечно-сосудистой и дыхательной систем, мы
нормализуем протекание биохимических процессов
в организме и тем самым предотвращаем развитие
негативных последствий стресса.
В-шестых, развиваем способности саморегуляции
своего психоэмоционального состояния.
Учитесь расслабляться
Связаны ли друг с другом излишнее
напряжение мышц и невозможность конструктивно
разрешить проблемную ситуацию?
Во-первых, сверхнапряжение мышц, связанное с
готовностью либо нападать, либо убегать, – это
наследство от друзей наших меньших, которые
реагируют подобным образом на любое
неблагоприятное изменение обстановки. Так и у
нас – эмоциональные реакции выплескиваются в
тело в виде напряжения скелетной мускулатуры.
Во-вторых, очень часто у людей, не выражающих
адекватно свои эмоции и не умеющих произвольно
сбрасывать мышечное напряжение, формируется так
называемый мышечный панцирь, в который
превратились годами копящиеся
неотреагированные переживания.
Таким образом, пока мы не снимем у себя излишнее
мышечное напряжение, будем в любой критической
ситуации или нападать, или убегать; третьего –
конструктивного – выхода не дано.
Переходя к техникам, отметим, что один и тот же
эффект мышечного расслабления (и обретение
покоя) может быть достигнут с помощью прямо
противоположных подходов: можно либо усиливать
это напряжение до предела, либо целенаправленно
его снимать.
Первый способ мы часто используем, не имея на это
сознательного намерения. Например, переживая
какое-то неприятное происшествие, мы можем
пройтись в одиночестве по улице быстрым шагом,
стукнуть кулаком по столу, перестирать вручную
все белье или сделать генеральную уборку
квартиры. Но в результате всей этой физической
нагрузки мышечное напряжение реально
сбрасывается. И в эмоциональном плане мы можем
почувствовать себя лучше.
Однако такая понижающая напряжение активность
не всегда возможна, не всегда целесообразна и
эффективна. Она хороша после стресса, но
неуместна до или во время. В этих ситуациях
придет на помощь техника мышечного расслабления,
которая избавит как от предвосхищающего, так и от
остаточного напряжения, тем самым предотвратив
развитие стресса.
В нашем тренинге, проходи он очно, можно было бы
отразить многие типы релаксационных техник,
подтвердивших свою эффективность многовековой
успешной практикой. Однако в качестве базовой мы
воспользуемся техникой прогрессирующей
мышечной релаксации, описанной еще в 1929 году
Эдмундом Джекобсоном.
Техника мышечной релаксации
Вслед за Джекобсоном мы предлагаем
добиваться расслабления парадоксальным образом:
быстро и активно переутомлять мышцы за счет их
интенсивного статического напряжения, после
чего их расслабление естественно и
физиологически неизбежно.
1. Перед выполнением упражнения необходимо
потратить некоторое время на разогрев и
растяжение мышц и сухожилий, на разминку
суставов.
2. Начнем с мышц ладоней. Крепко сожмите руки в
кулак. Мысленно отсчитайте десять секунд –
спокойно, не торопясь. При этом удерживайте
максимальное напряжение мышц все это время –
только тогда они успеют растратить весь тот
заряд энергии, который был в них выброшен
эмоциональным взрывом.
3. Теперь задействуем мышцы, расположенные между
запястьем и локтевым суставом. Для этого согните
руки в лучезапястном суставе, стараясь
максимально приблизить кулаки к внутренней
стороне запястья.
4. Следующий шаг – напряжение мышц плеч. Делайте
то же, что и на предыдущих этапах, и плюс к этому
разведите руки в стороны, согните их в локте и
подобно атлету напрягите свои бицепсы как только
можете. Не забывайте считать до десяти.
5. Далее напрягаем мышцы спины. Чтобы сделать это
эффективно, но безопасно, необходимо, во-первых,
максимально свести лопатки вместе, а во-вторых,
из этого положения опустить их вниз. Именно в
таком положении позвонки расположены друг над
другом, и вы не рискуете «защемить корешки» или
«выбить диски» позвоночника неловким движением,
как при поднятии тяжелого веса. Итак, напрягаем
мышцы спины вместе со всем тем, что делали раньше.
6. Переходим к самому сложному этапу работы с
лицевой мускулатурой: ведь лицо – главный
выразитель всех эмоций.
– Для того чтобы напрячь лоб, можно либо поднять
брови как можно выше, либо с усилием их нахмурить.
Лучше использовать поднятие и сведение бровей
поочередно.
– Чтобы напрячь мышцы вокруг глаз, достаточно
сильно зажмуриться, как будто вам в глаза попало
мыло.
– Для полноценного напряжения мышц носа нужно
наморщить его, будто от отвращения из-за
неприятного запаха. Одновременно постарайтесь
сознательно напрячь крылья носа.
– Мышцы челюстей, губ и скул можно эффективно
вовлечь в напряжение, если сжать челюсти и
одновременно в максимально возможной улыбке
растянуть углы губ «от уха до уха».
Теперь надо соединить все эти части воедино, что
непросто: ведь невозможно одновременно
поднимать брови и жмуриться. Поэтому просто
вспоминайте напряжение, которое возникает в
области лба, когда вы поднимали брови, и мысленно
помогайте себе, когда будете жмуриться. Либо
используйте в комплексе только сведенные вместе
брови.
В итоге вы должны выглядеть следующим образом:
нахмуренные брови, зажмуренные глаза,
разведенные в стороны крылья наморщенного носа,
крепко сжатые челюсти, желваки вместо щек и,
конечно, улыбка до ушей. Главное здесь – не
эстетика и даже не правильность выполнения, а
интенсивность напряжения всех мышц лица, которые
очень чувствительны к текущим эмоциям. Не
забывайте мысленно считать до десяти, но
концентрируйтесь не столько на счете, сколько на
напряжении.
7. Сложность работы с шеей заключается в том, что
просто непривычно одновременно напрягать и
переднюю, и заднюю группы ее мышц. Поэтому
сначала опустите подбородок до груди, а затем
аккуратно откиньте голову назад и запомните
возникающие ощущения. Затем вам придется
напрягать их сразу волевым усилием.
8. Для того чтобы напрячь мышцы брюшного пресса,
представьте себе, будто вас хотят ударить в
живот. Проделайте эту часть упражнения 2–3 раза,
считая про себя до десяти. После этого выполните
ее в сочетании со всем тем, что делали прежде.
9. Займемся ногами.
– Для того чтобы напрячь мышцы стоп, нужно с
усилием согнуть пальцы ног – примерно так, как вы
сжимали кулаки. Почувствуйте напряжение свода
стоп.
– Напрягая мышцы голени, следует потянуть стопы
на себя, а после этого вторым движением свести
носки и развести пятки.
– Далее напрягаем бедра и ягодицы. Для этого
сядьте ровно, почувствуйте себя
куклой-неваляшкой и чуть-чуть покачайтесь из
стороны в сторону. Теперь из этого положения
вытяните ноги под прямым углом и почувствуйте,
как при этом напрягутся мышцы бедра.
Соединим напряжение мышц бедер и ягодиц с
напряжением стоп и голеней, чувствуя в течение 10
секунд напряжение всех мышц нижних конечностей.
10. Теперь сведем все отдельные, прежде изученные
напряжения вместе.
Соберите пальцы в кулак, согните кисть к
внутренней стороне запястья, а руки в локтях.
Разведите руки в стороны и напрягите мышцы обоих
плеч. Сведите вместе лопатки и, почувствовав
между ними кожную складку, опустите вниз.
Зафиксируйте голову в процессе наклона вперед,
создав при этом противодействие. Добавьте к
этому соответствующую мимику. Напрягите мышцы
брюшного пресса и нижних конечностей. Считайте
про себя до десяти и делайте упражнение с полной
самоотдачей. Приложите максимум усилий, чтобы
исчерпать всю негативную энергию, находящуюся в
мышцах.
11. Вот вы и готовы к тому, чтобы напрячься целиком.
Вспомните то ощущение напряжения, которое вы
вызывали прежде в верхней части вашего тела.
Повторите все от начала до конца быстро, но
стараясь ничего не упустить.
А теперь сядьте, напрягите все тело целиком и с
максимальным усилием. Сосчитайте до десяти и
откиньтесь на спинку стула, внимательно исследуя
свои ощущения. Скорее всего значительная часть
вашего тела расслабится, однако вы сможете найти
и участки, где напряжение хотя бы в минимальной
степени сохранилось. Если число этих участков
больше трех, необходимо повторить весь
подготовительный комплекс заново, в той же
последовательности. Затем вновь прочувствуйте
текущее состояние своих мышц плавно и не
торопясь, подмечая все, даже минимальные
ощущения на пути от стоп до затылка.
Если зон напряжения, пусть и минимального,
осталось три или менее, цикл можно уже не
повторять, а давать нагрузку только тем мышцам,
которые это напряжение сохраняют. Причем для
создания этой нагрузки можно использовать не
только статическое напряжение из только что
изученного комплекса, но и динамическую нагрузку
из известных вам физических упражнений.
Главный принцип – это не столько правильное
выполнение всех элементов комплекса в указанной
последовательности, хотя и это немаловажно,
сколько полноценность проделанной мышцами
работы и следующего за напряжением расслабления.
Именно расслабления мы и стремимся добиться, а
предшествующее ему напряжение – лишь средство
достижения желаемого результата.
Активирующая дыхательная техника
Вспомните, что произвольно изменяя
параметры дыхания, его ритм и глубину, мы
способны достигать определенного
функционального состояния нервной системы. То
есть с помощью дыхания можно не только
расслаблять, успокаивать организм, но и
активизировать его работу, повышать общий тонус
организма.
Активирующее дыхание имеет древнее
происхождение. В описаниях ритуалов древних
культур встречается упоминание об особенном
дыхании воинов перед битвой. Применяя в качестве
обряда, призванного придавать силу, изменение
параметров дыхания, они достигали значительного
подъема духа и сил.
Для того чтобы повысить свой психический тонус,
необходимо дышать следующим образом.
Глубокий вдох продолжительностью не менее 3
секунд.
Резкий, форсированный выдох с затруднением (за
счет напряжения мышц языка и гортани) через нос.
Для достижения необходимого эффекта за один
подход необходимо повторить цикл не менее 5–6
раз.
Показания к применению техники: состояние
утомления, слабости, сонливости.
Благодаря выполнению этого приема достигается
достаточно быстрое повышение общего тонуса
организма. Все просто и эффективно.
В следующий раз вы узнаете о базовых техниках,
которые позволяют избавиться от мыслей,
вызывающих психоэмоциональный дискомфорт.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|