ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N 42
Непрерывное образование – не ради
бумаги, а для повышения мастерства
Такое случается, если учитель имеет
возможность выбора
Районный центр образования, наверное,
самый маленький элемент системы повышения
квалификации. Маленький – не в смысле
незначительный, а первичный, как молекула. Из них
состоит вся структура переподготовки, повышения
квалификации и непрерывного образования
педагогов. До областного, республиканского ИПК и
уж тем более Российской академии доберется не
каждый учитель. А вот свой районный центр
доступен всем.
Правда, толку от этого порой немного. Даже
удивительно: в любом районе в достатке
интересных школ, одна-две – так просто
загляденье. А районный методический центр при
этом может быть сонным царством.
И вот командировка в Рыбинск, где недавно
открылся Информационно-образовательный центр
(ИОЦ).
Последний день каникул. Кабинет
информатики 26-й школы Рыбинска. Сотрудники ИОЦ
проводят курсы компьютерной грамотности для
сельских учителей. Учителя, волнуясь и пока не
очень ловко управляясь с мышью, демонстрируют на
мониторах учебные проекты, которые потом будут
воплощать в своих школах. Темы из самых разных
областей: филологии, истории, социологии.
По мнению учителей Покровской школы, эта работа
под-
толкнула их к идее интегрированного урока. Пару
лет назад он вошел в моду в районе. А потом стал
постепенно исчезать из школьной практики. Теперь
же, используя компьютерные технологии, учителя,
пожалуй, вернутся к этой форме.
– Здорово, конечно, научиться работать на
компьютере! Тем более нам раздали учебники и
СD-диски. Жаль, не во всех школах есть компьютеры.
Теперь, когда школам выделяют деньги в
зависимости от количества учеников, все бы
хотели, а главное, могли бы их купить, хоть
один-два. Но... (вздыхают) столько средств уходит
на покупку оборудования, которое требуют
пожарные, что уж не до компьютеров.
– А как учителя попадают на эти курсы?
– Чаще по желанию. Бывает, что директор
отправляет учиться.
Компьютерная грамотность – сфера специфическая.
А как дело обстоит с традиционными курсами?
Еду в ИОЦ. Располагается он на улице Солнечной в
отремонтированном здании детского сада.
Хожу по лабиринту лестниц и коридоров в
сопровождении Ольги Опариной, руководителя
отдела мониторинга, образовательной статистики
и аналитики. И изумляюсь. Библиотека, фильмотека,
инфотека, компьютерный класс. Мастерская, куда
можно привезти школьную проекционную аппаратуру
на ремонт; книжный киоск; рядом – выставка
учебно-методической литературы, комната,
заставленная стендами с книгами и пособиями.
Можно подойти полистать, посоветоваться с
методистом. Скоро будет даже два гостиничных
номера, где смогут остановиться приехавшие
издалека специалисты.
Сотрудники ИОЦ проектировали перепланировку
сами. Когда преобразовывали районный
методический кабинет в
информационно-образовательный центр, решили:
все, что может понадобиться учителю, нужно
собрать в одном месте.
Учителя, похоже, оценили: в гардеробе ни одного
свободного крючка, всюду народ – в аудиториях, в
библиотеке, у психологов и
методистов-консультантов. «Может, – спрашиваю, –
плановое мероприятие или аттестация скоро?» «Да
нет. Мы часто в центре бываем: люди тут
симпатичные, внимательные. У меня олимпиада
скоро, пришла литературу посмотреть», –
объяснила учительница биологии, зашедшая в
библиотеку.
Как это удалось в таком специфическом, если не
сказать формальном, деле, как повышение
квалификации, создать подобный «оазис»?
– В середине 90-х требования к учителю стали
стремительно меняться, – говорит директор ИОЦ
Светлана Шувалова, – а выехать за пределы города
для повышения квалификации возможности почти не
было. Так возникла идея центра. Правда, мы пока не
можем называть свои курсы полноценным
повышением квалификации, когда учителя учатся 72
или 144 часа и получают свидетельство, это скорее
непрерывное образование. Мы предлагаем
небольшие по объему курсы разнообразной
тематики.
– То есть учителя пришли сюда исключительно в
целях самообразования? И никакой бумаги им не
дадут? – уточняю я.
– Именно. К сожалению, в некоторых регионах при
аттестации непременно требуют свидетельство.
ИПК монополизировали право и учить, и
аттестовывать учителей. Но по закону раз в пять
лет проходить повышение квалификации – это
право учителя, а не обязательное условие для
аттестации. Педагог может выходить на
аттестацию, не имея ни одного свидетельства об
окончании курсов. Учитель должен
продемонстрировать свое профессиональное
мастерство, а не справку. Вот мы и стараемся
создать клубы, проблемные группы, «круглые
столы», творческие группы, методические
объединения, семинары. Давайте наугад откроем
план работы. Семинар-практикум «Конструирование
и моделирование одежды» на базе Болтинской
школы; семинар «Общеевропейские языковые
компетенции. Языковой портфель учащегося»;
проблемная группа «Использование
краеведческого материала в преподавании курса
“География России”»; семинар с элементами
тренинга «Оптимальные формы реагирования в
конфликтных ситуациях с коллегами и
администрацией»...
Разумеется, мы стараемся дать учителям и
возможность повышения квалификации. Приглашаем
специалистов из Ярославского института развития
образования. За год на таких курсах проучились и
получили свидетельства около четырехсот
человек.
Кроме этого, программы повышения квалификации
для учителей было предложено разработать
областным и городским вузам. Филиалы МЭСИ,
МУБИНТ, Рыбинская государственная авиационная
технологическая академия, Ярославский
педагогический университет, Ярославский
институт развития образования, отдельные авторы
представили свои программы на конкурс.
Департамент образования Ярославской области
провел экспертизу. Не на все программы
набираются группы, зато у учителей широкий выбор.
– Не получится так, что учителя откажутся от
«чужих» программ в пользу своего родного
института повышения квалификации, где от «а» до
«я» дают то, что нужно учителю-предметнику?
Насколько я знаю, нечто подобное получилось в
Самаре.
– Возможно. Хотя опыт двух лет показывает, что
идут и охотно учатся там, где действительно
полезные курсы.
– Какая тематика интересует педагогов больше
всего?
– Высокий спрос на компьютерные курсы (к
сожалению, из 58 школ округа по президентской
программе компьютеры получили пока лишь четыре
сельские и семь городских); учителей интересуют
вопросы психолого-педагогического
сопровождения, администрацию школ – курсы по
финансовым вопросам. Ну и, конечно, эффективные
методики и технологии преподавания учебных
предметов. Тут мы стараемся создать для учителей
максимальные удобства: проводим предметные
курсы в методические дни предметников, чтобы они
могли учиться без отрыва от работы. Для сельских
учителей – очно-заочное обучение и подготовка
тьюторов.
Я разговаривала со Светланой Олеговной, а потом и
с методистами разных отделов ИОЦ, слушала про то,
как они по собственному почину ввязались и
втянули свой район в интеллектуальную игру для
школьников и теперь сами возят заполненные
бланки в Петербург; как сокрушались о том, что для
получения высшей категории нужно ездить в
Ярославль к научному руководителю, защищать
работу, а действительно хорошему учителю жаль
тратить на это время.
По этому поводу вспомнили Светлану
Александровну Петрову из 1-й школы. Так
получилось, что я видела ее ребят и слышала их
тексты, написанные во время кружковых занятий. Я
даже позавидовала! Охотно верю, что ей жалко
отрываться от работы ради бумажки. И по моему
скромному мнению, очень обидно, что учитель
такого уровня не имеет свидетельства о высшей
категории.
Важно было не только, что они говорили, но и как.
Неформально и увлеченно, без чиновного металла в
голосе. Недаром небольшая ежемесячная газета
центра (с купоном-заявкой для потенциальных
авторов) называется «Образовательный диалог».
По-моему, у вас здорово получается, коллеги с
Солнечной!
Выражаю благодарность педагогам города
Рыбинска, которые терпеливо и доброжелательно
отвечали на мои вопросы.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|