РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС
Обидчивый, уязвимый и невыносимый
Угадайте, про что это: учителя жалуются,
злятся и обижаются; родители удивляются,
раздражаются и не спят ночами; дети прогуливают,
со всеми ссорятся, напиваются и влюбляются.
Правильно – про подростковый возраст. Когда? Лет
в 12. Что дальше? Юность.
Все знают, что отрочество проходит, однако пока
приходится терпеть рядом одного, а тем более
нескольких подростков, кажется, что этот ужас –
навсегда.
Учителям известно: переход из 4-го в 5
класс – сложный момент: очень многое меняется.
Вместо одной учительницы – много разных
учителей и стилей преподавания. В младших
классах отношение к учебе равняется отношению к
классному руководителю: у хорошего – учиться
нравится, у злого – не очень. С пятого класса
отношение к предметам и учителям становится
более разнообразным и определенным. Что-то
нравится, что-то нет; к кому-то хочется ходить на
факультативы, а чьи-то уроки нельзя не
прогуливать; кем-то ребенок восхищается, а кто-то
его раздражает. Происходящее соотносится с
внутренним миром, оформляются интересы, и особое
любопытство вызывают собственные чувства, мысли,
поступки, их причины.
Ведь именно в подростковом возрасте формируется
абстрактное мышление, когда наполняются смыслом
самые разные отвлеченные понятия: от равновесия
до млекопитающего, от любви до справедливости.
Почему это такой сложный период? Потому что он
весь проходит под знаком поиска. Вся
определенность детства теряется. Возникает
самосознание, и под его растерянным взглядом
пересматривается все – воспитание, ценности,
иерархические отношения, режим дня. Главный
вопрос, над которым бьется любой подросток,
состоит в том, что же он за человек. Задача
самоопределения в самом широком смысле слова –
от особенностей внешности до нравственных
принципов и профессионального выбора – стоит
перед ним впервые. И хотя потом она будет
многократно переосмысляться, в 12–16 лет каждый
хочет ее решить раз и навсегда.
Подросток, по сути, ведом двумя стремлениями: к
группе и к индивидуальности. Одно выражается в
поиске значимой компании, которая определяется
вкусами в музыке, одежде, времяпрепровождении,
хобби; другое выглядит как противостояние
привычной реальности, связанной с воспитанием:
споры с родителями, конфликты с учителями.
Кажется, что он хочет заниматься только тем, что
интересно, не бывать дома, поздно ложиться спать
и нравиться себе. А на самом деле он изучает себя,
а для этого нужно отстраниться от привычных
правил, в первую очередь семейных. Но родителям
трудно отпустить ребенка, и они часто хотят
вернуть его, заставить, сделать послушным. Хотя
ребенок скорее всего сам скоро вернется, просто
ему нужно побыть одному и разобраться во всем.
Подросток не знает, какой он, и ищет ответы всеми
возможными способами. Красивый или так себе,
остроумный или туповатый, умный или глупый?
Поэтому он так обидчив, уязвим и очень нуждается
в похвале. Но ведет себя так, что невероятно
трудно бывает найти для него даже одно хорошее
слово.
В подростковом возрасте происходят «генеральные
репетиции» длительных отношений, дружбы и любви.
Еще поэтому подросток нуждается в большей
свободе, и ему необходимо время от времени
находиться вне контроля взрослых. А то, что он
экспериментирует с собой и конфликтует с
другими, – неизбежно и преходяще.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|