Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
МАЛЕНЬКИЙ ТРАКТАТ 

Светлана ПОПОВА

«Жу, жу, жу...» – со всех сторон

А все-таки можно сделать так, чтобы ребенок захотел и полюбил учиться

Фото Е.КРЫЛОВА

Правило первое: всем миром, медленно, терпеливо, сосредоточенно, со всех сторон – жу, ж-жу, жу... Хорошо, если в школе коллектив единомышленников, не клюет бедолагу. Ведь телегу придется тянуть всем вместе: и лебедю, и раку, и щуке. И родителю, и учителю, и директору. Глядишь, поклажа тоже подключится!
Родителям следует войти в доверительные отношения с классным руководителем. То есть в очень доверительные. Мама свое чадо дома видит в хорошем исполнении – не летит сломя голову, не шалит, не сквернословит. В школе ангел может быть бесенком, дерущимся перилами от лестницы. Классный руководитель, как никто другой, знает о действительных плюсах и минусах вашего драгоценного, о его отношениях с детьми и педагогами. Внимайте и не спорьте. Как правило, классный руководитель художества не преувеличивает, а даже несколько преуменьшает.
Проверка уроков вечерами пусть станет для родителя привычкой, как чистить зубы перед сном. Дитя, натурально, изноется, исплачется, будет сетовать… “Гните свою линию пунктиром!”
А если мама не математик, не физик и не химик? Школьная программа порой предполагает наличие у родителей знаний высшей школы технических наук. Нанять репетиторов по всем дисциплинам у нас, не будем скрывать, средств нет. Но открою секрет, надеюсь, не злоупотребите: идите к учителю, скажите честно, что заплатить не сможете. Уверена, настоящий учитель скажет: “Господь с вами! Приходите после уроков”.
Когда у нас с дочкой были проблемы с разбором слов по составу, “русичка” лично для меня минут 40 рисовала на доске, пока я не поняла настолько, чтобы дома ребенку все объяснить. А математик проводил бесплатные дополнительные занятия по субботам. И каждую перемену готов был отвечать на вопросы, проверять решения и раздавать подсказки.
Иногда на дополнительные уроки стоит явиться маме, а не ребенку, чтобы не утомлять учителя. Мама быстрее поймет, а дома ребенку, не торопясь, разъяснит.
Внимание! Иногда дома при проверке уроков ребенок оттарабанит маме как из пулемета. В школе же у доски может случиться все что угодно. Что действует на детскую голову в классе, нам не угадать, и дитя не скажет. Отвлекается на внешние раздражители, не уверен в себе, боится детей, педагога, обстановки, просто теряется, собраться не может, расплывается мыслью. В одно ухо влетело – маме пересказал, в другое вылетело. Ученик не виноват, учитель не придирается, родитель честно выполнил свою барщину – результата нет. Только, пожалуйста, не надо ребенка стукать. Увы, увы, садитесь учить еще и еще раз.
Рассуждения из серии “она стихи пишет, зачем ей физика” – абсолютно и однозначно вредные. Даже в школах с профильными классами и углубленным изучением ряда предметов дается стандартный объем средней школы. То есть подробное изучение английского идет не за счет уменьшения алгебры, а в придачу к ней. Невежество никого не украшало, основы химии, геометрии и прочей скукоты знать надо.
Замечено, что в семьях, где родители вспоминают свою школу с воплями и хрустом, ребенок учится хуже. Это же происходит, если родители сами учатся без удовольствия. Это не обязательно аспирантура, курсы, можно и дома образовываться. Взять хотя бы ТВ: если не увлекаться сериалами и футболом, найдется немало образовательных программ.
Еще один хороший ориентир родителям: повышайте престиж знаний. Внушайте, программируйте – мол, нужно, будущее, специалисты, профессионалы, образованный человек – жу, ж-жу, жу…
Никогда и ни за что не отзывайтесь неуважительно об учителях. Не прав? Слабый профессионал? Ну и знайте это про себя. А при ребенке – почтение, уважение и низкий поклон. Человек встает в шесть-семь утра – за одно это герой!
Создать ситуацию успеха – что это значит? Да просто хвалите за малейший сдвиг в нужном направлении. Хвалите все всех: педагог ребенка, ребенок родителя, мама – учителя и ребенка...
Дочь ходила на частные уроки к ослепительной учительнице английского. Так вот, когда я звонила извиняться, что ребенок мой опять прогулял урок, или не сделал домашнее задание, или опять нахально врал, Вера Ивановна говорила: “Я бы гордилась, если б у меня была такая дочь!” И мы с рвением хватались за тетрадки: раз гордятся – подводить нельзя!
Вся эта куча неаппетитных, трудоемких, скучных мероприятий может привести вас к приемлемым результатам.
Как я училась в школе! Камни рыдали! Круглая троечница, круглейшая. И ничего, МГУ закончила. Потому что мама всю дорогу – жу,
ж-жу, жу… Потому что учителя были прекрасные, не списывали человечка в мусор.
И мой ребенок, мученик и страдалец школьной системы, уже в Гнесинке полюбил процесс познания. Получить четверку для нас сейчас – расстройство и трагедия. В конце июля дочь сказала: “Скорей бы осень, очень учиться хочется!” Мать замерла на одной ноге – слуховая галлюцинация?
Как долго, как немыслимо долго, всем миром, с учителями, друзьями, родственниками, мы вели дорогу так, чтоб эта фраза прозвучала!!!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru