Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Первая тетрадь. Политика образования


НОВЫЕ ОРИЕНТИРЫ 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Не только ставить условия, но и создавать их

Раньше отношения власти и образования были односторонними. Чиновники требовали от школы неукоснительного выполнения своих требований. Теперь в недрах министерства зреет решение: позволить второй стороне в свою очередь потребовать от государства выполнения некоторых своих обязательств

В Министерстве образования и науки состоялся семинар для журналистов, который провели директор Департамента по государственной политике в сфере образования Исаак КАЛИНА и его заместитель Игорь РЕМОРЕНКО.

Прежде чем перейти к основной теме встречи “Перспективы развития отечественной системы образования”, руководители департамента задались вопросом: что удалось сделать в ходе осуществления концепции модернизации образования?
В числе позитивных изменений были названы информатизация учебных заведений, увеличение числа вариативных образовательных программ, введение в практику нормативно-подушевого финансирования школ, обновление стандартов профессионального образования, переход к единым требованиям в оценке знаний учащихся (эксперимент по ЕГЭ).

По сравнению с 1995 г. количество детских садов сократилось на 27,2%, школ – на 6,9%, ПТУ – на 7,8%.
За тот же период число государственных вузов выросло на 15%, негосударственных – почти в 2 раза, количество филиалов приблизилось к 2000.
Около трети преподавателей вузов старше 60 лет, средний возраст учителей – 40–45 лет.
По данным Госкомстата за апрель 2004 г., более половины работников образования имели заработную плату ниже 3000 рублей.

Вместе с тем Исаак Калина и Игорь Реморенко признали: большая часть мер, запланированных на 2001–2003 годы в концепции модернизации, не осуществлена. Одна из причин – недостаточная поддержка реформ со стороны региональных властей и общественных сил.
Теперь же свои отношения с регионами министерство планирует строить на принципе альтернативности, предлагая, но не навязывая различные варианты решений тех или иных проблем.
Такой поворот в политике ведомства, вероятно, обусловлен тем, что Исаак Калина до недавнего времени возглавлял управление образования Оренбургской области, его нынешний заместитель работал в управлении образования Красноярского края. По их собственному признанию, они “смотрят на российское образование с позиции провинциалов, а не москвичей”, и свою задачу видят в том, чтобы “собрать лучший опыт и предоставить регионам самим выбирать, что им необходимо, с учетом имеющихся у них возможностей и потребностей”.
В связи с этим планируется пересмотреть подходы к образовательным стандартам, прежде всего к их структуре.
По словам Игоря Реморенко, в новом варианте стандартов планируется заменить обязательный минимум примерным базисным учебным планом и прописать условия осуществления образовательной деятельности.
Похоже, руководство нового ведомства в отличие от прежнего обеспокоено не унификацией знаний и распределением часов на изучение учебных тем, а состоянием материально-технической базы образовательных учреждений, износ которой согласно официальным данным составляет 31%. И бюджетного финансирования на то, чтобы привести ее в порядок, явно недостаточно.
Поэтому в департаменте решено повысить инвестиционную привлекательность образования.
Первым шагом на пути к этой цели, по мнению руководителей департамента, станет расширение числа организационно-правовых форм.
Сегодня все государственные учебные заведения – от детских садов до вузов и ИПК – считаются бюджетными учреждениями. Теперь им будет предоставлена возможность получить статус автономного учреждения (АУ) или государственной муниципальной автономной некоммерческой организации (ГМАНО). Новые формы, как уверяют чиновники, будут способствовать повышению хозяйственной самостоятельности.
Правда, ведущие семинара предпочли не заострять внимания на некоторых издержках. Одна из них состоит в том, что государство не будет нести субсидиарной ответственности за АУ и ГМАНО, а это может привести к банкротству или приватизации.
Минфином и Минэкономразвития уже подготовлены и проходят согласования в различных ведомствах соответствующие законопроекты. Однако, по признанию Исаака Калины и Игоря Реморенко, механизмы реализации предлагаемых нововведений пока не очень ясны. В частности, открытым остается вопрос о том, кому будет предоставлено право выбора той или иной организационно-правовой формы – учредителю, образовательному учреждению или коллективному органу самоуправления.
В любом случае каждое образовательное учреждение должно будет представить свой проект с обоснованием необходимости и целесообразности перехода в ту или иную форму.
По предварительным оценкам специалистов, форму бюджетных учреждений сохранят 40% учебных заведений, столько же пожелают стать АУ, остальные 20% перейдут в статус ГМАНО.
Правда, это пока ориентировочные прогнозы.
Однако, хотя до их практического воплощения дело еще не дошло, как не дошло дело и до принятия соответствующих законопроектов, Исаак Калина утверждает, что его стол завален письмами, в которых руководители вузов, колледжей, ПТУ, учебно-производственных комбинатов и даже сельских школ выражают желание перейти к новым организационно-правовым формам.

9 декабря состоится заседание правительства, посвященное приоритетным направлениям развития образования.
Отвечая на вопрос журналистов, каких результатов он и его коллеги ждут от встречи в верхах, Исаак Калина отметил, что предстоит утвердить план действий второго этапа модернизации образования, а также обсудить Федеральную целевую программу развития образования до 2006 года.
Подводя итоги семинара, глава Департамента по госполитике в сфере образования особо подчеркнул, что “министерство не ставит перед собой ревизионистских задач”.
Все, что запланировано, не отменяет концепцию модернизации и национальную доктрину образования, другие основополагающие документы.
Речь идет о корректировке действий Министерства образования и науки в русле тех перемен, которые произошли в экономической и социальной сферах.
Правда, крайне сложно было поверить в заверения Исаака Калины о том, что все рассматриваемые предложения – “лишь рабочие материалы” и не являются документами в полном смысле этого слова.
Однако сегодня всем хорошо известно, насколько коротким, порой молниеносным бывает путь трансформации идей и предложений (причем не самых полезных и прогрессивных) в законы и постановления правительства.
И наоборот, то, что необходимо и востребовано, увы, остается на бумаге.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru