КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
ФЕСТИВАЛЬНОЕ ВРЕМЯ
Полет черепахи с высокой скалы
Международный смотр кино в
Сан-Себастьяне
Сан-Себастьянский кинофестиваль с
каждым годом все увереннее выходит в первые ряды
влиятельных мировых киносмотров. Не перестав
быть событием, «приятным во всех отношениях», он
бесстрашно формирует суровое профессиональное
жюри и конкурс, где новые имена соседствуют с
классиками.
И так как Доностиа – Сан-Себастьян последний по
времени крупный кинофестиваль и замыкает год, то
именно здесь, в «Курзале», во время церемонии
открытия вручается Гран-при ФИПРЕССИ за лучший
фильм года. 160 членов этой Международной
федерации кинокритиков, образуя своего рода
заочное «большое жюри», участвуют в голосовании.
В этот раз премия предназначалась Жану-Люку
Годару за фильм «Наша музыка», показанный в мае
на Каннском кинофестивале. Это мастерски
смонтированное, как всегда у Годара,
киноразмышление о страшном лице войны, где бы она
ни происходила, состоит из трех частей: «Ад» –
калейдоскоп хроники войн последнего столетия,
«Чистилище» – встречи на Международной книжной
ярмарке в Сараево, где обсуждаются и
анализируются события балканских войн, и «Рай» –
хрупкий мир, охраняемый американскими военными
кораблями.
Каннский пришелец стал своего рода камертоном
Сан-Себастьяна.
Но, продолжая свою особую линию, которую можно
было бы назвать испаноцентризмом среди
собратьев по классу «А», фестиваль на берегу
прекрасной бухты испытывает ответственность за
кинематограф огромного и разнообразного
испаноязычного мира. Сан-Себастьян вновь собрал
и в конкурсе, и в особых программах фильмы
Испании и Латинской Америки. При этом «испанизм»
вовсе не мешает быть открытым всем новым веяниям,
знакомым и неизвестным именам со всех
континентов.
Жюри в этом году возглавлял крупнейший
перуанский писатель Марио Варгас Льоса, чье имя
стоит рядом с именами таких классиков XX века, как
Маркес, Кортасар и Борхес. В самом начале его
писательского пути о нем весьма лестно отзывался
Луис Бунюэль и сообщал о своем намерении
экранизировать опубликованный в 1962 году роман
«Город и псы» (позднее, в 1985 году, его перенес на
экран Франсиско Ломбарди и получил премию за
режиссуру в Сан-Себастьяне). Поэтому не случайно
Варгас Льоса говорит о себе как о представителе
поколения, чье культурное формирование
определялось прежде всего решающей ролью
кинематографа. И его участие благотворно
сказалось на решениях жюри, в них легко
усматривались и логика, и вкус. В состав жюри
вошел также грузинский режиссер Дито Цинцадзе,
завоевавший в прошлом году здесь главный приз –
«Золотую раковину» – за свой немецкий фильм «Еще
страшнее».
Присуждение «Золотой раковины» иранской картине
«Черепахи могут летать» режиссера Бахмана
Гхобади, курда по национальности, можно было бы
считать политическим и злободневным. И не без
оснований. Но эта злободневность явственно
обогащена художественным и гуманистическим
измерением. Оно зовет зрителя заглянуть вместе с
автором в самую глубь драмы физически и морально
покалеченных детей, измученных, уничтожаемых
войной. Марио Варгас Льоса и его коллеги не могли
не увидеть переклички этой пронзительной
картины с шедевром Луиса Бунюэля «Лос
Ольвидадос» («Забытые»). Гетто детей в иракском
Курдистане на границе с Ираном и Турцией, в
разрушенной и разоренной стране, живущее по
диким законам военной диктатуры, становится для
режиссера местом безысходности и трагического
безумия.
Судьба взвалила на детей сиротство и недетские
заботы, они добывают себе пропитание на минных
полях, которые несут им смерть и увечья. Здесь они
собирают страшный урожай – разминируя мины,
продают их затем взрослым на рынке. Они растут в
нищете, голоде, грязи, лишены ласки и охвачены
стремлением покинуть этот неприветливый,
непонятный мир. Их несчастья, повседневная
борьба за жизнь, сны, смерть увидены со столь
близкого расстояния, что от этого невозможно
трусливо отмахнуться. И конечно, самое
поразительное – маленькие актеры, своей
подлинностью, аутентичностью придающие этой
небезупречной с точки зрения построения картине
привкус шедевра. И даже длинноты и повторы
становятся частью этого абсурдного и страшного
мира. Встав на край высокой скалы, улетает из него
в небытие главная героиня фильма.
С фильмом Бахмана Гхобади перекликается лента
известного югославского режиссера Горана
Паскалевича «Сон в зимнюю ночь». Действие
происходит в Сербии в 2004 году, Лазарь, герой
фильма, возвращается к себе домой после долгих
лет от-
сутствия. Он намерен начать новую жизнь, позабыв
то, что ему пришлось пережить и о чем лишь
приходится догадываться. В своем доме он находит
молодую беженку Ясну из Боснии с 12-летней
Иованой, больной аутизмом (в этой роли Паскалевич
снял страдающую тем же недугом девочку).
Постепенно он понимает, что без этих непрошеных
гостей, а им вовсе не был рад поначалу, он не может
жить.
Но тут настигает их новое несчастье – назойливый
ухажер случайно убивает Ясну. Это фильм о
послевоенном синдроме, о зараженности людей
войной и бедствием. Символический смысл аутизма,
глубокого ухода из реальности в себя, в картине
ясен и легко переносится на страну, которая
пытается выйти из ситуации десятилетней
гражданской войны, из драматической замкнутости
в своем не-
счастье и горе. Фильм приняли так хорошо, что
Паскалевич, получив специальный приз жюри, а не
«Раковину», был удивлен и разочарован.
Лучшим режиссером была признана молодая
китаянка Ксю Джинг Ли, актриса, режиссер и автор
сценария картины «Письмо незнакомки» – по
известной, неоднократно экранизированной, но
полузабытой новелле Стефана Цвейга. Ксю Джинг Ли
убедила зрителей, что изящная, как старинная
вышивка по шелку, китайская экранизация Цвейга
наиболее соответствует тонкой женственной прозе
австрийского писателя. В отличие от столь часто
практикуемого переноса действия оригинала в
современность китайский режиссер сохранила
время Цвейга, поменяв лишь место действия.
Жюри ФИПРЕССИ – откровенно говоря, несколько
неожиданно – наградило фильм аргентинского
режиссера Карлоса Сорина «Бонбон, пес».
Симпатичный фильм, снятый на пустынных просторах
Патагонии, как и предыдущие картины режиссера,
трудно назвать открытием, художественным или
тематическим, а премии критиков должны
основываться на таком критерии. Безработному
герою дарят белого мастиффа редких благородных
кровей. Знатоки натаскивают его, но, воспитанный
как домашняя собака, он не очень поддается
тренингу, разочаровывая всех вокруг, пока не
сбегает из «большого спорта» для того, чтобы на
воле вести полноценную собачью жизнь.
Несколько наград получила основанная на
реальной истории картина аргентинки Марии
Виктории Менис «Эль сиелито» («Маленький рай»),
рассказывающая о молодом парне, который
нанимается на бедную ферму и там, между работами
по хозяйству, сначала присматривает за
заброшенным родителями годовалым ребенком, а
потом, почувствовав свою ответственность за
него, уходит вместе с ним в город. Однако нежности
и любви, связывающих его с ребенком, недостаточно
для того, чтобы продлилось их короткое счастье.
Оживленный и праздничный обычно фестиваль
заметно изменил настрой вследствие недавно
пережитой трагедии – мартов-
ского теракта в Мадриде. Трагедия наложила
отпечаток скорби и сдержанности на жизнь всей
Испании, а для Страны Басков дополнительным
ударом стало заявление правительства Аснара о
«баскском следе». Может быть, поэтому вызвал
особый интерес англо-ирландский фильм «Омах»
режиссера Пита Трейвиса. Картина документально
воспроизводит события одного их самых кровавых
терактов в городе Омах на севере Англии.
Совершенный небольшой группой несогласных с
началом мирного процесса членов ИРА, теракт
сорвал переговоры и вернул ситуацию в состояние
неразрешимости. Премию получили сценаристы Гай
Хибберт и Пол Гринграс.
Латавра ДУЛАРИДЗЕ
Доностиа – Сан-Себастьян – Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|