ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ
Чему нас учат трудные дети
В редакции "ПС" прошла очередная
"лабораторная работа", в которой приняли
участие молодые педагоги, психологи и студенты.
Напоминаем, что традиционное содержание наших
"лабораторных работ" –
философско-психологический анализ конкретных
педагогических историй и ситуаций.
Археология подростковых
«завихрений»
Наташа Шевченко (педагог-психолог). Я в течение
восьми лет работала с детьми, которым поставлен
диагноз «аутизм». В частности, вела аутичного
мальчика с 5 до 13 лет. За время работы накопилось
множество вопросов и мыслей, в которых хочется
разобраться.
А еще есть моя собственная проблема – проблема, с
которой я хочу, но никак не могу справиться. У
меня есть младшая сестра. Она моложе меня на 11
лет. И у меня с нею постоянно возникают трения во
взглядах на жизнь. Меня раздражают какие-то ее
завихрения, какие-то ее бзики. Я вижу их
нелепость, их абсурдность. Но когда пытаюсь
спорить с нею, пытаюсь ее переубедить, ничего
хорошего из этого не получается… Я не знаю, что
мне с собой делать: может, все эти завихрения
имеют право на существование? Ведь мои жизненные
ценности – это только мои жизненные ценности. И
насколько я имею право навязывать свои ценности
другому человеку?
Александр Лобок. Обратите внимание, практически
у каждого человека на протяжении жизни
обязательно возникают какие-то завихрения,
какие-то бзики. Интересный вопрос: почему? Почему
время от времени человека начинает куда-то
тащить помимо его воли и в совершеннейшем
несоответствии с требованиями разума? Особенно
часто это происходит в подростковом возрасте:
ребенок начинает вести себя странно,
иррационально. Придумывает себе какую-то
«неправильную» жизнь, изобретает «неправильные»
ритуалы… Понятно, что он всеми силами пытается
подчеркнуть свое отличие от ближнего семейного
круга и доказать – зачастую в гротескной форме –
свою личностную инаковость. Легко отмахнуться:
«А, это очередной бзик!» Легко начать возмущаться
и конфликтовать с подростком. Но парадокс
заключается в том, что в этих завихрениях выходит
наружу что-то очень глубокое и сущностное для
человека. Та обратная сторона подростковой
личности, которая не совпадает с нормами
взрослого мира, но которая заявляет о своем
безусловном праве на существование. Ребенка
слишком долго учили правилам. А вот теперь его
самость стремится заявить о себе – кого же
винить за то, что проявляется она в неадекватных
и непривычных для взрослого мира формах?
А все упирается в то, чтобы мы научились
принимать непохожесть наших детей на нас как
некую ценность. Принимать не абстрактно, на
словах, а конкретно, в ее живой фактуре. И если мы
научимся этому искусству тогда, когда ребенку
еще только пять, семь или одиннадцать лет,
процесс его подросткового взросления не будет
носить агрессивно-болезненного характера. Ведь
ребенок не похож на нас всегда, с момента своего
рождения. Не похож в своем восприятии мира, не
похож в своих чувствах, мыслях, фантазиях. Но что
мы знаем про этот мир детских чувств, переживаний
и фантазий? Разве у нас есть способы заглянуть в
то, как устроено мировосприятие нашего ребенка?
Вот мы и привыкаем воспринимать и оценивать его
по каким-то внешним параметрам: по тому, как он
адаптируется к правилам взрослого мира,
осваивает какие-то нормы – общения, письма,
счета… Нам нет нужды замечать его
индивидуальность как ценность, а его
индивидуальность не имеет достаточных средств
заявить о себе так, чтобы ее услышали. И оттого
многие взрослые тешат себя иллюзией, что до поры
до времени ребенок – это податливая глина, из
которой можно лепить все что угодно. Учить по
единому стандарту. Навязывать одинаковое знание.
Подчинять своему авторитету. А если и замечаем в
ребенке что-то непохожее на нас, всегда есть
возможность весело посмеяться над детскими
«нелепостями», «глупостями» и бзиками… А в
результате и происходит так, что подростковость
обрушивается на родителей и учителей как снег на
голову, как некая непонятно откуда взявшаяся
жизненная аномалия.
А если мы научимся воспринимать и принимать
личностное своеобразие ребенка в его
доподростковом возрасте, можно поручиться:
подростковый кризис не будет носить
деструктивного характера.
О мере педагогического
Н.Ш. Вот мы говорим: любить – значит принимать. И в
том числе принимать со всеми теми сторонами и
особенностями, которые раздражают.
Да, это правильно, но так относиться к ребенку
безумно сложно. Когда я работала с больными
детьми, я принимала какие-то вещи как данность,
как их болезнь. Но там помогало то, что это были
чужие дети. А чем ближе человек, тем больше
пытаешься его переделать, изменить, что-то
доказать. Однако получается в результате все с
точностью до наоборот.
Самый сложный для меня вопрос: что значит быть
педагогом, какова должна быть «мера
педагогического»? Да, ребенок имеет право идти в
своем темпе, в своем ритме и по своей дороге. И я
вовсе не должна все время стараться вести его
куда-то к светлым горизонтам исходя из своего
педагогического эгоизма. Человека нельзя
торопить, подталкивать в его развитии: мол, что ты
так медленно, тут все понятно, давай быстрее! Но в
чем тогда задача педагога? Просто присутствовать
и равнодушно наблюдать?
И еще: ведь если принимать ребенка всякого, во
всех его крайних проявлениях, не приведет ли это
к тому, что педагог начнет жертвовать собой? Его
раздражает и отталкивает поведение ребенка, а он
изо всех сил пытается с ним смириться, пытается
провести в самом себе какую-то воспитательную
работу. Мало того что это очень сложно, это ведь
еще и себя приходится ломать!
А.Л. Для меня это один из самых важных вопросов –
вопрос о критериях нашего педагогического
присутствия. Что и в какой мере я могу себе
позволить как педагог? И каковы критерии того,
что мое педагогическое присутствие рядом с
ребенком эффективно?
Мы все устали от манипулятивной педагогики,
когда педагог заранее знает, куда и зачем он
ведет своего подопечного. Но это вовсе не значит,
что задача педагога – просто равнодушно
созерцать происходящее с ребенком. Настоящая
педагогика никогда не была педагогикой
равнодушия. Настоящая педагогика – это
педагогика сопереживания, педагогика
сочувствия. Принять ребенка таким, какой он есть,
– это значит принять ребенка со всеми его
проблемами, принять его в его страдании, в его
боли. Вслушаться в язык его поведения и помочь
обрести силу выживать в этом мире. И это
сложнейшая педагогическая задача! Потому что у
самого ребенка нет языка, на котором он мог бы
внятно выражать свое состояние. А педагог – это
человек, который помогает ребенку увидеть и
услышать самого себя. И это менее всего
равнодушное созерцание того, что происходит с
ребенком.
У каждого человека свой путь развития, но он не
обретает его автоматически. Важнейшая задача
педагога – помочь ребенку найти этот путь. Найти
средства, которые позволят ему развиваться
наиболее эффективно. Но это не могут быть
средства, одинаковые для всех. Главное
заблуждение современной школы состоит в том, что
она пытается построить более или менее
одинаковый сценарий развития для всех детей. Но
развитие человека – это не развитие общих для
всех навыков, а развитие его индивидуальности. В
индивидуальности – сущность человеческого.
Человек – это существо, научившееся видеть мир
индивидуально. И в этом состоит уникальность
человеческого общества: оно есть общество
индивидуальностей.
А развитие индивидуальности требует медленного
и подробного вслушивания и всматривания в
ребенка. Чем более подробно всматриваемся мы в
потребности ребенка, тем эффективнее и ярче эти
потребности развиваются – становятся все более
богатыми, яркими и разнообразными. И чем
качественнее педагогика, тем более она
способствует развитию и обогащению личностных
потребностей человека.
Трудно отказаться от вечной педагогической
страсти вмешательства в мир потребностей
ребенка. Нам все время хочется куда-то его вести,
на что-то ориентировать... Но альтернатива этой
страсти вовсе не равнодушие. Скорее наоборот:
только избавившись от педагогической тяги учить
чему-то готовому и вести к каким-то строго
определенным целям, учитель научается искусству
диалога. Ему становится интересным не то, чему он
может ребенка научить, а то, что этот ребенок
собой представляет. И тогда возникает совершенно
новый образ образования – как процесса развития
и реализации личностных потребностей ребенка в
различных областях культуры и жизни.
Когда не срабатывают приемы
Н.Ш. У нас в последнее время просто обожают
тестировать детей. Берут какую-нибудь методику
подходящую – и тут же результаты выдают. Только
вот какова цена этих результатов? Я долгое время
работала с педагогами-иностранцами, и это
общение позволило мне понять простую вещь: любое
тестирование требует тончайшего
профессионализма в интерпретации результатов.
Тестирование лишь повод для размышления о
ребенке, а вовсе не материал для диагноза. А у нас
считается, что главное – поставить ребенку
диагноз, чтобы на его основании сделать какие-то
«оргвыводы».
А еще эти педагоги говорили так: ну поставите вы
ему какой-то диагноз – и что? Ведь от этого ничего
не изменится! Ну аутист он, ну шизофреник, ну даун
– и что? Ребенок-то живет на свете своей жизнью
независимо от того, какой ему поставлен или не
поставлен диагноз. И любому ребенку нужно уметь в
этой его жизни помогать.
Между прочим, работа с детьми-аутистами
позволяет совершенно по-особому посмотреть на
то, как мы работаем с так называемыми нормальными
детьми. Ведь любой «нормальный» педагог в
«нормальной» педагогике исходит из
представления о том, что ребенка нужно заставить
что-то сделать с помощью тех или иных
педагогических приемов. А при работе с детьми
аутичного типа никакие педагогические приемчики
не срабатывают. У меня были дети, которых в
принципе невозможно было заставить что-то
делать. И я каждый день шла на встречу с ними с
ужасом и с каким-то восхищением оттого, что мне
обязательно придется делать что-то новое.
Никогда заранее нельзя было предсказать их
реакцию на меня.
Когда я только начинала работу с пятилетним
ребенком-аутистом, я даже не предполагала, что
мне понадобится целых три года, чтобы он начал
мне доверять и хоть как-то на меня реагировать. И
только после этого я смогла начать учить его
читать и писать. Ведь если ребенок аутичен,
научить его писать или читать – да хотя бы
воспринимать меня как человеческую единицу! –
очень сложно. Надо уметь максимально
подстраиваться под ребенка. А наши педагоги
приучены совсем к другому: подстраивать ребенка
под себя.
В школе как? Пришел, сказал: раскройте тетрадки –
и все дружно их раскрыли. А аутичный ребенок в
этой ситуации просто не будет на тебя
реагировать. Здесь приходишь и всякий раз не
понимаешь, что же делать. Два года из кожи вон
лезешь, пытаешься что-то сделать, а на тебя ноль
внимания, как будто тебя нет. А потом вдруг
улыбнулись и протянули руку – и понимаешь, что
это и есть главная победа. И честно говоря, только
в этой ситуации понимаешь, что ты чего-то стоишь.
Наше школьное образование все построено на том,
чтобы что-то переделывать в ребенке, подчинять
его какому-то идеальному образцу. И знаете, что мы
получаем в результате? Внутренне ребенок все
равно остается собой (но какой он есть внутри
себя, никого не интересует), а вот внешне он
приучается лицемерить, подлаживаться под
требования взрослых. Я отлично помню себя по
школе: там выгодно быть примерным учеником,
похожим на универсальный образец, и совершенно
невыгодно проявлять свои действительные чувства
и мысли. Так что объективно школа учит лицемерию.
А лицемерие – это самое страшное, что есть в
жизни. Посмотрите: куда бы ты ни пришел, везде
надо уметь лицемерить. Прикидываться не тем, кто
ты есть на самом деле. И тот, кто умеет делать это
более профессионально, артистично, тот успешен,
тот может большего добиться, и им даже
восхищаются: какой он молодец, что всех может
обвести вокруг пальца. А когда работаешь с
аутистом, если хотя бы раз позволишь себе
слицемерить, никакого контакта с ним не наладишь.
Он от тебя отвернется навсегда.
Может, я потому так любила эту свою работу, что
она давала возможность посмотреть на себя со
стороны – увидеть, насколько ты еще сохранила в
себе способность оставаться человеком, а не
функцией. Там же все по-настоящему, и никакие
педагогические манипуляции не проходят. Там
главное, чтобы он начал на тебя реагировать,
чтобы у него появился к тебе хоть какой-то
интерес. А как у него появится этот интерес, если
у него вообще ни к кому интереса нет? Если он в
пять лет ни с кем не общается и у него даже нет
местоимений «я» и «ты» в речи? Если для него
окружающие люди – это какая-то нерасчлененная
масса, не имеющая персональных имен? Как будто он
тебя вообще не замечает и не видит. Ты для него
какой-то общий недифференцированный фон… С
обычным ребенком как? К нему обращаешься и
обязательно получаешь какую-то обратную реакцию.
На этом и строится обыкновенная педагогика. А у
аутичного ребенка вообще нет потребности в том,
чтобы как-то реагировать на твое присутствие. Ты
перед ним в лепешку расшибись, а он просто не
заметит. Словно стеной отгорожен. И хотя с
интеллектом у такого ребенка все может быть в
порядке, учить его в школе практически
невозможно. Поэтому детей с диагнозом «аутизм» в
нормальные учебные заведения не берут. А
специализированных дошкольных и школьных
учебных учреждений для таких детей в России не
существует.
И вот приходишь к нему, стараешься – кажется,
есть какое-то продвижение, уже наладил какой-то
контакт, а потом вдруг раз – и снова на тебя никто
не реагирует, и не понимаешь, что же случилось. А
потом слезы, бессонные ночи, и снова думаешь, как
к нему подступиться… Но когда ребенок в конце
концов выныривает из своего «аута», когда
начинает тебя видеть, начинает к тебе относиться
– а это может случиться через месяцы и даже через
годы – это чувство фантастической победы.
Когда я научила-таки читать своего подопечного, с
которым работала с пяти лет, он очень скоро
выучил множество энциклопедий (как раз с памятью
у аутистов проблем обычно не бывает) и начал
учить меня. Например, он полюбил энциклопедии про
животных и заставлял меня множество картинок из
этих энциклопедий перерисовывать. Трудно
перечислить, чего только я сама не выучила
благодаря ему! Невероятное количество
динозавров, флаги всех стран мира, и так далее, и
так далее. У него был суровый контроль надо мной
– например, правильно ли я написала название
какого-то животного? И не дай бог, чтобы написала
название какого-то динозавра с ошибкой – мой
мальчик сидел рядом и тут же грозил мне пальцем,
требуя исправить ошибку! С ним я провела бок о бок
целых восемь лет. И благодаря ему я стала
совершенно по-другому смотреть на многие вещи, в
том числе в педагогике.
А.Л. Может быть, в этом и состоит суть тех уроков,
которые дают нам проблемные, нестандартные дети?
«Стандартный ребенок» – это ребенок, который
готов играть по нашим методическим правилам. Он
может быть нестандартен внутри себя, но обладает
достаточной способностью адаптироваться к
стандарту. И пускай это внешняя адаптация,
педагог доволен: методика работает, методика
дает прогнозируемую реакцию. Чем больше ребенок
способен на такую адаптацию, тем больше у
педагога уверенность в универсальности того
педагогического метода, которым он пользуется, и
тем меньше он испытывает потребность в
творческом саморазвитии.
Но вот появляется ребенок с пониженной
способностью к адаптации, и он тут же ставит
учителя в тупик. Готовые педагогические приемы и
схемы перестают работать. Вот здесь-то и
наступает момент педагогической истины:
дальнейшее движение окажется возможным только в
том случае, если учитель сумеет изобрести
персональную педагогику для этого ребенка! Так
что проблемность ребенка – главное средство
развития педагогического творчества.
И тут же закрадывается крамольная мысль: а что,
если та универсальная педагогика, которой учат в
наших пединститутах, всего лишь иллюзия? Что,
если и для нормальных детей требуется не
универсальная, а персональная педагогика –
педагогика, изобретаемая здесь и теперь? Что,
если наши многочисленные методические приемы, с
помощью которых мы добиваемся тех или иных
учебных результатов, – это форма самообмана?
Дорога в мир подлинности
Ольга Гадзиева (будущий программист). Я слушала
эту историю про работу с аутичным ребенком и
думала о себе, о том, как я росла... Моя мама до сих
пор с гордостью рассказывает своим друзьям, что
она… никогда не слышала, как я играю. Мол, как
славно – какой спокойный был у нее ребенок. Я
хорошо помню, что каждый день просыпалась рано
утром и все время была сама по себе – сидела
где-нибудь под столом и занималась сама с собой,
лишь бы не мешать спать родителям. Играла сама с
собой. Разговаривала сама с собой. И так все
детство… У нас в семье вообще как-то не принято
было разговаривать друг с другом. И я помню, что
внутри у меня что-то накапливалось, но никогда ни
во что не выливалось. Все, что накапливалось, я в
себе тушила.
А потом вдруг обнаружила, что практически не могу
общаться с людьми. Потому что просто не знаю, как
это делать – не понимаю, как говорить с
окружающими о том, что во мне происходит. Я все
время боялась показаться глупой и думала, что
какие-то мои слова, мысли просто никому не нужны.
В детстве, если я и обращалась с какой-то своей
проблемой к маме, слышала от нее одно: «Сама
виновата!». И в конце концов она обнаружила, что
потеряла ребенка. И вот теперь уже она пытается
до меня “достучаться”, а не получается: у меня
двери закрыты, я не реагирую…
В общем, я целиком ушла в свое молчание, и чем
дольше я в нем находилась, тем труднее было из
него выходить. Честно говоря, я лишь волею случая
начала общаться с людьми, меня буквально
вытащили из моего аута. Меня друзья как бы били по
голове – в переносном смысле, разумеется, – и
заставляли меня разговаривать. Они мне говорили:
если не будешь разговаривать – зачем ты нам? И
чтобы как-то выжить, мне приходилось
выкарабкиваться из своего молчания – с
истериками, со слезами… Я себя ломала и
выкарабкивалась. Но до сих пор общаться мне очень
тяжело.
А.Л. Аутизм многолик. Есть аутизм как медицинский
диагноз – это когда замкнутость и
отгороженность человека от окружающего мира
приобретают патологический характер уже в
раннем возрасте. Классическое описание синдрома
раннего детского аутизма: это экстремальное
одиночество ребенка, нарушение его
эмоциональных связей даже с самыми близкими
людьми, крайняя стереотипность в поведении,
обилие однотипных действий, влечений и
интересов. Ребенок безумно боится изменений в
окружающем мире, его напрягают любые изменения в
окружающей среде, он предпочитает стереотипные
манипуляции с предметами, прячется от любой
новизны, и это приводит к подавлению его речевого
и интеллектуального развития. Такого рода аутизм
имеет органические основания, и такому ребенку
нужна специальная помощь, чтобы научиться
вступать хоть в какие-то контакты со своими
ровесниками и миром взрослых. Но возможен и
выученный аутизм – аутизм, который развивается
как следствие неблагоприятной психологической
среды, в которой развивается ребенок. Любой
ребенок наполнен внутренними переживаниями, но
если окружающий мир равнодушен к этим
переживаниям, ребенок замыкается и уходит в себя.
И особенно остро такого рода аутизм проявляется
в подростковом возрасте, когда особенно важно
общение со сверстниками.
А еще существуют чрезвычайно замаскированные
формы аутизма. Когда, например, внешне человек
вполне коммуникабелен, активно общается, но его
внутренний мир, его подлинные переживания
оказываются в глубоком ауте по отношению к
игровой площадке жизни. И этот разрыв бывает
настолько силен, что кто-то не выдерживает и
уходит из жизни. А окружающие недоумевают: как
странно, был душой компании, так легок в общении,
и вдруг…
Так что вопрос не просто в том, чтобы ребенок
освоил внешнюю коммуникацию. Вопрос в том, чтобы
он научился предъявлять свои глубинные
переживания. И чтобы у него не было страхов по
поводу того, что окружающий мир отторгнет эти его
переживания.
Н.Ш. По-моему, современное общество построено так,
что ему не до переживаний отдельного человека. И
для меня самой легче все свои проблемы оставлять
при себе.
О.Г. Все дело в том, что я не хочу кого-то напрягать
своими проблемами. Я твердо знаю, что в своих
глубоких переживаниях я этому миру не нужна.
А.Л. Но отчего этот страх, что мы никому не нужны?
Зачастую оттого, что нас никто и никогда не
просил говорить о своих глубинных переживаниях и
мы не умеем этого делать. Ведь это невероятно
трудно – сказать о своем внутреннем мире, о своих
чувствах и переживаниях так, чтобы это было
адекватно, не фальшиво, точно. У нас у всех есть
множество чувств и переживаний, но не хватает
языка, чтобы об этих чувствах и переживаниях
говорить так, как они этого заслуживают. Мы ищем
отражения своей души в произведениях
художественной литературы, но мало кто способен
говорить о жизни души собственной. Школа-то этому
не учит! Школа учит совсем другому – всему чему
угодно, но только не этому. Неудивительно, что
соответствующая культура в обществе совершенно
не сформирована, а мы все в какой-то мере
оказываемся аутистами – людьми, не способными
полноценно вступать в диалог с другими людьми. Не
от этого ли множество наших общественных бед? Мы
не умеем говорить о своем внутреннем мире и
именно потому не умеем вслушиваться во
внутренние миры других людей. И внешняя
коммуникабельность скрывает вселенское
одиночество.
Но ведь только тогда, когда мы начинаем говорить
про себя подлинных, мы становимся по-настоящему
интересными для других людей. Потому что на самом
деле все без исключения люди на свете в глубине
души мечтают о подлинности – о подлинности
чувств, о подлинности отношений. Только не знают,
где дорога в этот мир подлинности. Возможно, это
вообще главное, чему человек должен научиться на
протяжении своей жизни – предъявлять миру свои
переживания. Не знания и навыки, а развитость
чувств и переживаний – вот что по-настоящему
определяет образованность человека. И здесь, на
мой взгляд, залог выживания и полноценного
развития человеческого общества.
Ксения Кун (студентка). Я сейчас тоже вспоминала
свое детство – я отчетливо помню, что жила
какими-то фантазиями, внутренними диалогами. И
мне гораздо больше запомнилось то детство,
которое происходило внутри меня, чем внешнее
детство. Мир, который меня окружал, был
неинтересен, он был как бы между прочим.
Естественно, что я куда-то ходила, что-то
говорила, училась… Но настоящая жизнь
происходила у меня внутри – какие-то выдуманные
люди, выдуманные персонажи, выдуманные
фантастические ситуации… Но потом я начала от
этого отдаляться, запрещать себе фантазировать и
больше ориентироваться на внешний мир. Потому
что внешний мир требовал другого.
А.Л. Мне кажется, именно в этом месте находится
водораздел между двумя типами педагогики и двумя
возможными типами устройства мира. Лично я хочу
жить в том мире, в котором высшей ценностью будет
не та или иная сумма универсальных для всех
правил, а внутренняя жизнь каждого отдельного
человека. И мой главный педагогический вопрос
состоит в том, как приблизить время этого мира.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|