ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В обнимку с Македонским
Чуткость к ребенку и к жизни спасает нас
от гарантированных провалов, коими чревато
следование общепринятым педагогическим
предписаниям. Поэтому никто не огорчится, если в
Эрмитаже ребенка поразят скользкие полы, на
которых ему было так хорошо раскатывать в
тапочках, а перед статуей юноши, играющего в
бабки, он удивится надписи: «Неправильно
написано, надо – “на бабки!”» – перепутав
реалии XIX века со сленгом XXI. И тогда
непреднамеренные образовательные ситуации
начнут возникать сами по себе. Об этом – рассказ
учителя:
«Камеронова галерея... Осуществившейся мечтой
для нас она стала благодаря случаю. Сама я много
раз была в Царском Селе, в Екатерининском парке.
Всегда любовалась галереей, но никогда не
подымалась на нее. То шла реставрация, то галерея
закрывалась на спецобслуживание корпоративной
вечеринки. А в этот раз, когда наша группа
выползла из дворца, я вдруг поняла, что галерея
открыта, но до ее закрытия – ровно 15 минут. Опять
ничего не получится? Ну нет! Успеем! Хоть на
минутку, хоть одним глазком! На объяснение своих
чувств детям не было времени. Я только сказала,
что очень хочу попасть «вон туда», кто хочет –
побежали, с остальными встречаемся через полчаса
у ворот. Я помчалась, думая, что усталые дети
останутся посидеть, побродить по парку,
поторчать у киосков. Вдруг слышу топот за спиной.
Постепенно меня начинают обгонять. Один, другой.
И на бегу, притормаживая снисходительно,
уточняют маршрут и порядок действий:
– Сколько билетов берем?
– Не знаю, сколько прибежит.
– У кого деньги?
– У меня, держи, ты быстрее доберешься.
Кассирша выскочила из-за столика и в ужасе
воззрилась на возбужденное человечье стадо,
ворвавшееся в ее мирный уголок: «Собственно, мы
уже закрываемся, я кассу закрыла». – «Ну на пять
минут, есть же еще время». – «Да зачем, придете
завтра». – «Завтра нас здесь не будет». Как-то
трагично получается, и охранник, явно сочувствуя,
обещает выпустить нас через запасной выход,
чтобы мы не задерживали работников официального
входа. А по лестнице уже топот, и невозможно
сосчитать, сколько нас, и взрослого (меня) уже нет,
я тоже на лестнице. Кто-то хватает сдачу.
Влетев на галерею, дети не сразу притормаживают.
Еще полминуты они возбужденно носятся. Но кто-то
уже засмотрелся на парк, видный сверху до самого
края. Кто-то обнял бюст Македонского. Пытается
разобрать подпись. Петя достал бинокль, изучает
дали. Настя встала напротив Афины, нос к носу. Да
это одно лицо! Прямоносый античный профиль.
Только без шлема. Фотографирую. Нашлись еще
близнецы. Копируют поворот головы, выражение
лица. Щелкаем торопливо. Почти каждый нашел себя
в этих бюстах. Черный мрамор на белоснежной
галерее. Холодные, высокомерные мудрецы. Но такие
свои, такие нам нужные! Нас торопят: «Мы включаем
сигнализацию, уходите!» Утаскиваю за рукав
последних заглядевшихся, вот мы и внизу.
Посидели, мечтательно посмотрели наверх, по
сторонам. Поболтали о том, кем были при жизни эти
высоколобые, высокомерные головы. Оглядываюсь:
да здесь все! Медленно группками тащимся к
выходу. Там долго ждем Тёму. Его все не отпускает
парк…
Текст будет потом: «Мне запомнились
восхитительно открытые и свободные парки.
Екатерининский дворец – он был необъемный для
моего взгляда. А бюсты величайших мудрецов на нас
смотрели грустно и сердито».
Людмила ПЕЧАТНИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|