ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Музей (равно как библиотека или
Интернет) – это маленькая модель культуры. И в
том, как мы путешествуем по этим пространствам,
проявляются базовые ценности того типа
образования, который мы исповедуем.
Есть два принципиальных типа путешествий: по
готовому экскурсионному маршруту (как в школе,
где учебник подменяет живую культуру!) либо через
свободное самоопределение путешественников.
Если мы приходим в музей, чтобы провести детей по
готовому маршруту ("Посмотрите налево,
посмотрите направо…"), – это значит, что и в
школе мы предпочитаем двигаться по готовым
траекториям.
И совсем другая история, если мы приходим в музей
(заходим в библиотеку или в Интернет) с азартом
исследователей: когда каждый ребенок
прокладывает свой маршрут, является автором
собственного движения. Тогда музей не просто
источник какой-то интересной информации, не
наглядное приложение к очередному школьному
уроку, а удивительно точная образовательная
модель "другой педагогики": не педагогики
учебников, а педагогики собственного движения в
культуре.
На языке архитектуры
Город разговаривает с нами. Но как
сделать этот язык доступным детям?
Когда пришло время изучать с
десятиклассниками тему «Язык архитектуры», я
предложила своим ученикам погрузиться не в
учебник, а в городскую среду – отправиться в
пешеходное путешествие по Москве. Чтобы не
ходить большой толпой, мы разделились на две
группы. Первую группу я повела сама. Вторая была
пущена на самотек. Одна пошла рассматривать лики
классицизма в московской архитектуре, другая –
храмовое мос-
ковское зодчество. Каждой группе выдала
маршрутный лист и карту Москвы. В маршрутном
листе указала адреса памятников архитектуры –
их надо было найти на карте, проложить между ними
путь. Казалось бы, задание нетрудное: кто не знает
Большой театр, МГУ на Моховой, Пашков дом, Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина,
Соборную площадь, Храм Христа Спасителя! Но вдруг
выяснилось, что юноши и девушки, выросшие на
окраине Москвы, в историческом центре столицы
без метро не знают, куда шагнуть. А я их спрашиваю
про язык древнегреческой ордерной системы в
произведениях московских архитекторов!
Мы шли и снимали свой путь на видеопленку.
Записанный сюжет свидетельствует: учитель
только и делает, что постоянно регулирует
направление мыслей и действий детей, хотя мне
самой как раз казалось, что я ни во что особо не
вмешивалась, ну разве в крайнем случае... Однако
все случаи – куда идти, как смотреть, как лучше
фотографировать – были для меня «крайними». А
как иначе? Ведь, находясь на Театральной площади,
они не видят Большого театра! Всматриваться в
окружающий мир – такой установки у них нет.
Беспомощные, придавленные существа! Как же не
помочь бедным детям сориентироваться? Потому-то,
наверное, и не произошло с нами ничего
интересного.
Зато не обремененные присутствием учителя дети,
хотя и с трудом нашли дорогу, вернулись абсолютно
счастливыми. Они, свободные видеть все, что им
угодно, говорили взахлеб и зацепили что-то очень
важное, хотя никто не заставлял их анализировать:
«У Храма Христа Спасителя чувствуешь себя плохим
и маленьким, а вот в Успенском соборе к себе
возникает вполне хорошее отношение… Нет, это нам
только кажется. Просто в Кремле создан целостный
облик площади, а Храм стоит посреди города, где
нет ничего похожего даже… Есть, там видны еще
церкви, просто Храм не для человека создан, это
такие «показательные выступления» современных
архитекторов…. В Храм экскурсии… В Успенском
соборе тоже! …Ну не так, в Храме и экскурсии
другие – для величия... Тут не это важно. Мы стояли
и записывали посреди зала, а люди-то ходят вокруг,
молятся, это все-таки сбивает. Одна девушка
подошла, поцеловала икону. Настолько это было с
душой. А мы там были не в своей тарелке, мешали…»
Понятно, что подобная роскошь свободного
разговора непозволительна в рамках
обыкновенного урока. Там так все устроено, что ни
до чего живого все равно не дойдешь. Парты, стол,
доска, звонок. А эта наша многочасовая прогулка –
это моя личная инициатива, добровольная
ответственность. И поскольку она не входит в мой
учительский функционал, то работой не является и
материально не поощряется. А ведь это и есть
самое ценное в образовании: появление и
проявление мгновенно-бесконечных ощущений
детей!
Елена ПАРХОМЕНКО,
учитель МХК школы № 548
Москва
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|