Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Музей (равно как библиотека или Интернет) – это маленькая модель культуры. И в том, как мы путешествуем по этим пространствам, проявляются базовые ценности того типа образования, который мы исповедуем.
Есть два принципиальных типа путешествий: по готовому экскурсионному маршруту (как в школе, где учебник подменяет живую культуру!) либо через свободное самоопределение путешественников.
Если мы приходим в музей, чтобы провести детей по готовому маршруту ("Посмотрите налево, посмотрите направо…"), – это значит, что и в школе мы предпочитаем двигаться по готовым траекториям.
И совсем другая история, если мы приходим в музей (заходим в библиотеку или в Интернет) с азартом исследователей: когда каждый ребенок прокладывает свой маршрут, является автором собственного движения. Тогда музей не просто источник какой-то интересной информации, не наглядное приложение к очередному школьному уроку, а удивительно точная образовательная модель "другой педагогики": не педагогики учебников, а педагогики собственного движения в культуре.

 

 

Тайны мадридской экскурсии

Когда учитель на уроке объясняет всем одну и ту же тему, дети, как правило, заняты своими делами или мыслями. Конечно, хороший учитель стремится увлечь детей, сделать учебное послание максимально авторским, личным. Но выйти за рамки предзаданного метода не пытается. Между тем стоит хорошенько посмотреть вокруг, чтобы заметить немало альтернативных способов организации познавательной деятельности. Мне, например, примером послужила… экскурсия по Мадриду.

Я не люблю ходить на организованные экскурсии, особенно когда нахожусь на отдыхе. Вот выходим на прекрасную террасу. Хочется постоять, полюбоваться видом, а экскурсовод скажет два слова – и бежать.
Поэтому, посещая новые города и страны, я стараюсь бродить в одиночестве с путеводителем в руках. Это тоже трудно: порой пока доберешься до заинтересовавшего тебя места, проходит целый день.
Приехав в Мадрид, я принялась расспрашивать, где нужно побывать в первую очередь. И тут услышала: «Вы только на один день? Возьмите экскурсию, она как раз однодневная. Вам очень понравится!»
Я неохотно, но поехала. Однако на месте начала экскурсии никакой группы туристов не застала. Мне дали билет на автобус: «Вы можете ездить на любом автобусе этого маршрута в течение всего дня. Столько раз, сколько захотите».
Захожу в подъехавший автобус: «Вы первый раз? Возьмите, пожалуйста, карту нашего маршрута. Там обозначены все остановки и все интересные места, которые вы можете посетить, если захотите. Более подробно о них вам расскажет экскурсовод. Вы из России? Значит, когда наденете наушники, выберите пятую программу, она на русском языке».
Залезаю на второй этаж автобуса. Сидят люди в наушниках, смотрят по сторонам. Нашлось удобное место и для меня: впереди чудесный обзор... Надела наушники, выбрала нужную программу, слушаю-любуюсь. Когда автобус останавливался в пробках или на светофоре, в наушниках начинала звучать испанская музыка, а в остальное время: «Посмотрите направо… посмотрите налево…» Все вижу, все понимаю. Блеск!
Тур по старинному Мадриду длился сорок минут. Мне рассказали про все замки, встречающиеся на маршруте, про все фонтаны и площади. Прокатившись один раз и привыкнув к карте, я выбрала свою первую личную остановку. Вышла. Постояла там, где хотелось. Посмотрела все для меня интересное. Прошла пешком до следующей остановки. Опять проехалась на автобусе, снова вышла, пообедала, отдохнула. Снова села в автобус и проехала по городу полный круг, уже узнавая те места, где успела побывать: вон за тем забором есть маленькое старинное здание удивительной красоты, и я про него знаю.
День в Мадриде подходил к концу. Напоследок я выбрала остановку для прощания с городом и вышла у памятника Сервантесу. Мудрец сидит в окружении своих персонажей, бронзовые лошади пьют воду из прудика – и беспечная молодежь толпится по берегам.
Эта экскурсия по Мадриду была самой памятной в моей жизни. Может быть и потому, что моему учительскому сердцу тогда было крайне приятно почувствовать: обучение без докучной навязчивости ведущего вполне возможно!

Ольга БАЛАБАН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru