Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Бесполезные ископаемые
Сможет ли Россия перейти от добычи природных ресурсов к добыче интеллектуальных?

Палочка-выручалочка нашего правительства – Стабилизационный фонд бюджета, наполняющийся деньгами благодаря высоким ценам на нефть и газ. Средства на выплату льгот, на экстренную помощь регионам, где копится задолженность по зарплате, предполагается брать именно из Стабилизационный фонда. Но что будет с льготниками и бюджетниками, если цены на нефть упадут?
Эксперты и ученые давно говорят: от экспорта за рубеж природных ресурсов пора переходить к экспорту знаний и технологий. Политики левого толка выражаются резче: пора перестать быть сырьевым придатком Запада.
Вроде бы ход мысли правильный. Но сможет ли российская система образования при ее нынешнем состоянии обеспечить переход к экономике, основанной на знаниях?

Ежегодно независимые российские эксперты при поддержке Программы развития ООН (ПРООН) готовят национальные доклады о развитии человеческого потенциала. Тема нынешнего – «На пути к обществу, основанному на знаниях».
Первое, что предлагают эксперты ПРООН, – направить
львиную долю средств, вырученных от продажи энергоносителей, на развитие науки и образования. Кстати говоря, примерно так недавно поступили в Эстонии: правительство решило, что все дополнительные доходы бюджета будут тратиться на образование. Причем каждая школа решит сама, на что пойдут причитающиеся ей деньги. Хороший пример отношения властей к школе и учителям.
Но это в Эстонии. А для России эксперты рисуют иную картину.
Положению учителей в российском обществе посвящено особое приложение доклада.
Пункт первый – 80% учителей России считают себя малоимущими. Малоимущий на языке социологии – это то же самое, что нищий на языке бытовом.
Пункт второй – 80% учителей России не могут себе позволить полноценного отдыха. Вместо здравницы на Черном море они ремонтируют школу, ухаживают за огородом, занимаются репетиторством. Или просто не могут никуда уехать – нет денег.
Около 45% учителей вынуждены отказываться от приобретения товаров длительного пользования. Холодильник, газовая плита, швейная машинка, мебель – на все это можно только посмотреть в магазине.
Около 37% учителей не могут купить себе «некоторые продукты питания». И речь не о красной икре – социологи говорят о продуктах из обычной потребительской корзины: мясе, масле и т.д.
20% учителей не в состоянии приобрести себе лекарства, оплатить медицинскую помощь.
20% учителей из-за безденежья не покупают книг, не ходят в театры и музеи.
И это при том, что 80% российских педагогов работают на полторы-две ставки.
При таких условиях жизни учителя предложение переходить к экономике, основанной на знаниях, звучит издевательски. Многие ученики, глядя на учителей, прямо говорят: вы всю жизнь учили, учились и чего достигли?
Из-за пренебрежительного отношения власти к образованию в обществе формируется пренебрежительное же отношение к знаниям. По данным экспертов ПРООН, 57,9% студентов убеждены, что образование необходимо для карьеры, 14,7% – рассматривают его как возможность получить отсрочку от службы в армии, 10,5% – надеются благодаря ему устроить личную жизнь, 8,4% – грызут гранит науки только из уважения к семейной традиции.
И только 24,2% респондентов признали, что образование – это ценность сама по себе.
Значит, прежде чем строить основанную на знаниях экономику, нужно побороть небрежение самими знаниями.

Вузы на пути к девальвации

Пока тенденции ровно обратные.
В 1970 году в вузы поступали 18% восемнадцатилетних. В 2002-м – 62%. Параллельно в период с 1970 по 2002 гг. количество вузов увеличилось с 457 до 1039 (включая негосударственные).
По массовости охвата населения средним специальным и высшим образованием наша страна опережает даже наиболее богатые страны. А по уровню финансирования этой сферы занимает одно из последних мест в мире.
В обществе говорят об инфляции вузовских дипломов.
При этом доля очных студентов в общем приеме сократилась с 64% в 1993 г. до 52% в 2002-м.
«Представляется, что в сфере высшего образования степень распространения неочного образования уже является чрезмерной», – констатируют авторы доклада.
Еще один фактор, негативно влияющий на качество образования: увеличение числа студентов, которые совмещают очное обучение с работой. По данным Московского центра труда и занятости, сегодня постоянно работают 2–3% первокурсников, 12–13% второкурсников, почти половина третьекурсников, а на
4–5-м курсах трудятся до 80% учащихся дневных вузов.
Правда, по данным исследований, студенты, которые все годы не отрывались от учебников и конспектов, по окончании вуза не могут найти работу. Вы-
пускникам без стажа нужно минимум два-три года для того, чтобы адаптироваться к рынку труда.

И последние станут первыми?

Одна из глав посвящена динамике развития человеческого потенциала в регионах России, для измерения которой рассчитываются специальные индексы. Регионы России были поделены на несколько «родственных» групп: лидирующие, относительно благополучные, депрессивные, кризисные.
К первому классу относятся Москва и Тюменская область, к последнему – Республика Ингушетия и Республика Тыва.
Разрыв в благосостоянии между двумя этими полюсами колоссальный: например, если в Тюменской области ВРП (валовой региональный продукт) на душу населения составляет 30470 долларов, то в Республике Тыве этот показатель равен 2244 долларам.
Существуют отличия и в средней продолжительности жизни – в Москве она составляет 67,4 года, а в Тыве – 56,48 года.
Таким образом, резкие отличия (и даже контрасты) в развитии регионов связаны в основном с изменением материального благосостояния.
Лишь один показатель – уровень грамотности – стабильно растет, невзирая на экономические потрясения, и является примерно одинаковым как для богатых, так и для дотационных территорий.
Однако, как предостерегают авторы доклада, уровень грамотности практически достиг своего предела (99% по данным 2002 г.), и дальнейшее повышение охвата обучением едва ли возможно без значительного роста расходов на образование даже в благополучных краях, областях и республиках.
Вместе с тем знания напрямую влияют на повышение материального благосостояния целых территорий. Об этом свидетельствует ранжирование регионов по индексу интеллектуального развития,
Лидирующие позиции в этом списке принадлежат регионам, обладающим разветвленной сетью вузов, НИИ, наукоградов: Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирской, Томской, Москов-
ской, Нижегородской, Калужской областям.
Примечательно, что большинство этих территорий относится к категории экономически благополучных.
Как подчеркнул один из авторов доклада, постоянный представитель ПРООН в России Стефан Василев, основная задача, которую ставят перед собой те, кто принимает участие в разработке национальных докладов о развитии человеческого потенциала, состоит не в том, чтобы представить очередной отчет за истекший год, и даже не в том, чтобы проанализировать статистические данные и материалы социологических опросов. Гораздо важнее возбудить дискуссию в обществе по самым актуальным и острым проблемам.
С этой целью в регионах планируется организовать «круглые столы» с участием общественных организаций и руководителей всех уровней.
«Хотелось бы, чтобы доклад был востребован в тех эшелонах власти, в которых формируется государственная политика в самых разных областях», – заявил в заключение Стефан Василев.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Сегодня по численности населения – 145,2 млн жителей – Россия занимает восьмое место в мире. В 2001 г. рождаемость в России достигла минимального показателя за всю историю страны – 1,2 ребенка на одну женщину. Это обеспечивало замещение поколений лишь на 57%.
Несмотря на беби-бум, наметившийся
в последние два года, прогнозы ученых неутешительны: к 2050 г. население страны сократится до 100,5 млн человек.
Высокая смертность взрослого населения
в России существенно укорачивает время использования полученных знаний, что соответственно уменьшает и отдачу затрат
на образование. Таким образом, смертность тормозит формирование общества, основанного на знаниях.
При этом средний россиянин с высшим или средним специальным образованием имеет шанс прожить на четыре с лишним года больше, чем его соотечественник с более низким уровнем образования.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru