ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Бесполезные ископаемые
Сможет ли Россия перейти от добычи
природных ресурсов к добыче интеллектуальных?
Палочка-выручалочка нашего
правительства – Стабилизационный фонд бюджета,
наполняющийся деньгами благодаря высоким ценам
на нефть и газ. Средства на выплату льгот, на
экстренную помощь регионам, где копится
задолженность по зарплате, предполагается брать
именно из Стабилизационный фонда. Но что будет с
льготниками и бюджетниками, если цены на нефть
упадут?
Эксперты и ученые давно говорят: от экспорта за
рубеж природных ресурсов пора переходить к
экспорту знаний и технологий. Политики левого
толка выражаются резче: пора перестать быть
сырьевым придатком Запада.
Вроде бы ход мысли правильный. Но сможет ли
российская система образования при ее нынешнем
состоянии обеспечить переход к экономике,
основанной на знаниях?
Ежегодно независимые российские
эксперты при поддержке Программы развития ООН
(ПРООН) готовят национальные доклады о развитии
человеческого потенциала. Тема нынешнего – «На
пути к обществу, основанному на знаниях».
Первое, что предлагают эксперты ПРООН, –
направить
львиную долю средств, вырученных от продажи
энергоносителей, на развитие науки и
образования. Кстати говоря, примерно так недавно
поступили в Эстонии: правительство решило, что
все дополнительные доходы бюджета будут
тратиться на образование. Причем каждая школа
решит сама, на что пойдут причитающиеся ей
деньги. Хороший пример отношения властей к школе
и учителям.
Но это в Эстонии. А для России эксперты рисуют
иную картину.
Положению учителей в российском обществе
посвящено особое приложение доклада.
Пункт первый – 80% учителей России считают себя
малоимущими. Малоимущий на языке социологии –
это то же самое, что нищий на языке бытовом.
Пункт второй – 80% учителей России не могут себе
позволить полноценного отдыха. Вместо здравницы
на Черном море они ремонтируют школу, ухаживают
за огородом, занимаются репетиторством. Или
просто не могут никуда уехать – нет денег.
Около 45% учителей вынуждены отказываться от
приобретения товаров длительного пользования.
Холодильник, газовая плита, швейная машинка,
мебель – на все это можно только посмотреть в
магазине.
Около 37% учителей не могут купить себе «некоторые
продукты питания». И речь не о красной икре –
социологи говорят о продуктах из обычной
потребительской корзины: мясе, масле и т.д.
20% учителей не в состоянии приобрести себе
лекарства, оплатить медицинскую помощь.
20% учителей из-за безденежья не покупают книг, не
ходят в театры и музеи.
И это при том, что 80% российских педагогов
работают на полторы-две ставки.
При таких условиях жизни учителя предложение
переходить к экономике, основанной на знаниях,
звучит издевательски. Многие ученики, глядя на
учителей, прямо говорят: вы всю жизнь учили,
учились и чего достигли?
Из-за пренебрежительного отношения власти к
образованию в обществе формируется
пренебрежительное же отношение к знаниям. По
данным экспертов ПРООН, 57,9% студентов убеждены,
что образование необходимо для карьеры, 14,7% –
рассматривают его как возможность получить
отсрочку от службы в армии, 10,5% – надеются
благодаря ему устроить личную жизнь, 8,4% – грызут
гранит науки только из уважения к семейной
традиции.
И только 24,2% респондентов признали, что
образование – это ценность сама по себе.
Значит, прежде чем строить основанную на знаниях
экономику, нужно побороть небрежение самими
знаниями.
Вузы на пути к девальвации
Пока тенденции ровно обратные.
В 1970 году в вузы поступали 18% восемнадцатилетних.
В 2002-м – 62%. Параллельно в период с 1970 по 2002 гг.
количество вузов увеличилось с 457 до 1039 (включая
негосударственные).
По массовости охвата населения средним
специальным и высшим образованием наша страна
опережает даже наиболее богатые страны. А по
уровню финансирования этой сферы занимает одно
из последних мест в мире.
В обществе говорят об инфляции вузовских
дипломов.
При этом доля очных студентов в общем приеме
сократилась с 64% в 1993 г. до 52% в 2002-м.
«Представляется, что в сфере высшего образования
степень распространения неочного образования
уже является чрезмерной», – констатируют авторы
доклада.
Еще один фактор, негативно влияющий на качество
образования: увеличение числа студентов, которые
совмещают очное обучение с работой. По данным
Московского центра труда и занятости, сегодня
постоянно работают 2–3% первокурсников, 12–13%
второкурсников, почти половина третьекурсников,
а на
4–5-м курсах трудятся до 80% учащихся дневных
вузов.
Правда, по данным исследований, студенты, которые
все годы не отрывались от учебников и конспектов,
по окончании вуза не могут найти работу. Вы-
пускникам без стажа нужно минимум два-три года
для того, чтобы адаптироваться к рынку труда.
И последние станут первыми?
Одна из глав посвящена динамике развития
человеческого потенциала в регионах России, для
измерения которой рассчитываются специальные
индексы. Регионы России были поделены на
несколько «родственных» групп: лидирующие,
относительно благополучные, депрессивные,
кризисные.
К первому классу относятся Москва и Тюменская
область, к последнему – Республика Ингушетия и
Республика Тыва.
Разрыв в благосостоянии между двумя этими
полюсами колоссальный: например, если в
Тюменской области ВРП (валовой региональный
продукт) на душу населения составляет 30470
долларов, то в Республике Тыве этот показатель
равен 2244 долларам.
Существуют отличия и в средней
продолжительности жизни – в Москве она
составляет 67,4 года, а в Тыве – 56,48 года.
Таким образом, резкие отличия (и даже контрасты) в
развитии регионов связаны в основном с
изменением материального благосостояния.
Лишь один показатель – уровень грамотности –
стабильно растет, невзирая на экономические
потрясения, и является примерно одинаковым как
для богатых, так и для дотационных территорий.
Однако, как предостерегают авторы доклада,
уровень грамотности практически достиг своего
предела (99% по данным 2002 г.), и дальнейшее
повышение охвата обучением едва ли возможно без
значительного роста расходов на образование
даже в благополучных краях, областях и
республиках.
Вместе с тем знания напрямую влияют на повышение
материального благосостояния целых территорий.
Об этом свидетельствует ранжирование регионов
по индексу интеллектуального развития,
Лидирующие позиции в этом списке принадлежат
регионам, обладающим разветвленной сетью вузов,
НИИ, наукоградов: Москве, Санкт-Петербургу,
Новосибирской, Томской, Москов-
ской, Нижегородской, Калужской областям.
Примечательно, что большинство этих территорий
относится к категории экономически
благополучных.
Как подчеркнул один из авторов доклада,
постоянный представитель ПРООН в России Стефан
Василев, основная задача, которую ставят перед
собой те, кто принимает участие в разработке
национальных докладов о развитии человеческого
потенциала, состоит не в том, чтобы представить
очередной отчет за истекший год, и даже не в том,
чтобы проанализировать статистические данные и
материалы социологических опросов. Гораздо
важнее возбудить дискуссию в обществе по самым
актуальным и острым проблемам.
С этой целью в регионах планируется организовать
«круглые столы» с участием общественных
организаций и руководителей всех уровней.
«Хотелось бы, чтобы доклад был востребован в тех
эшелонах власти, в которых формируется
государственная политика в самых разных
областях», – заявил в заключение Стефан Василев.
Ольга ДАШКОВСКАЯ
Сегодня по численности населения – 145,2
млн жителей – Россия занимает восьмое место в
мире. В 2001 г. рождаемость в России достигла
минимального показателя за всю историю страны –
1,2 ребенка на одну женщину. Это обеспечивало
замещение поколений лишь на 57%.
Несмотря на беби-бум, наметившийся
в последние два года, прогнозы ученых
неутешительны: к 2050 г. население страны
сократится до 100,5 млн человек.
Высокая смертность взрослого населения
в России существенно укорачивает время
использования полученных знаний, что
соответственно уменьшает и отдачу затрат
на образование. Таким образом, смертность
тормозит формирование общества, основанного на
знаниях.
При этом средний россиянин с высшим или средним
специальным образованием имеет шанс прожить на
четыре с лишним года больше, чем его
соотечественник с более низким уровнем
образования.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|