Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N110 
 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Наши консультации

Вот уже в течение нескольких месяцев по устному указанию директора школы я вместо основной работы классного воспитателя веду уроки в старших классах взамен длительно болеющего сотрудника. Насколько правомерны действия директора в данной ситуации?

В процессе исполнения своих трудовых обязанностей учитель может быть переведен на другую работу. Трудовое законодательство различает несколько видов переводов на другую работу:
1) перевод в том же образовательном учреждении, который имеет место, если учителю на постоянной основе поручается работа по другой профессии, специальности, квалификации или должности;
2) перевод в другое образовательное учреждение;
3) перевод на работу в другую местность вместе с образовательным учреждением.
Перечисленные виды постоянных переводов осуществляются только с письменного согласия учителя (ст. 72 ТК РФ). Однако администрация образовательного учреждения может осуществлять и временные переводы работников. В этом случае их согласия не требуется. Временный перевод на другую работу, не обусловленную трудовым договором, в том же образовательном учреждении, как правило, допускается в случае производственной необходимости. Срок временного перевода не должен превышать одного месяца. Такой перевод допускается для замещения отсутствующего работника. Не допускается перевод квалифицированного работника на менее квалифицированную работу (например, перевод учителя на ставку лаборанта) либо перевод на работу, противопоказанную учителю по состоянию здоровья.
От перевода отличается перемещение сотрудника. Перемещение – право руководителя, и оно обязательно для работников. Перемещение возможно, если трудовая функция учителя остается прежней и не влечет за собой изменения существенных условий (оплаты труда, льгот, режима работы и др.) трудового договора. Например, учитель несколько лет работал в 5–6 классах (основная школа), а теперь директор направляет его работать в старшие классы. Однако при осуществлении перемещений есть ограничения. Например, если у учителя плохое зрение, то его перемещение для работы в помещение, лишенное естественного освещения, невозможно. Учитель, страдающий сердечно-сосудистым заболеванием, не может быть перемещен для работы в кабинет на высоких этажах, если в учреждении не предусмотрен лифт.
В случае когда условия труда учителя изменяются (совмещение профессий, изменение разрядов и наименования должности, размеров оплаты труда, льгот, учебной нагрузки и др.), администрация школы обязана известить учителя об их изменении не позднее чем за два месяца (ст. 73 ТК РФ). При согласии учителя работать в новых условиях администрация образовательного учреждения должна издать приказ об изменении условий труда, поскольку условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ст. 57 ТК РФ).

Наша школа-интернат передается из ведения федерального министерства в ведение субъекта Федерации. Многие члены трудового коллектива выражают свое нежелание продолжать трудовые отношения в изменившихся условиях. Насколько обоснованы с точки зрения закона их требования?

По действующему Трудовому кодексу основание для увольнения у работодателя возникает и в силу изменения трудовых отношений при смене собственника имущества организации (ст. 75 ТК РФ). В сфере образования собственником имущества образовательного учреждения является его учредитель. Лица, выступающие в данном качестве, определены ст. 11 Закона РФ «Об образовании». Смена собственника имущества, т.е. смена учредителя образовательного учреждения, как правило, происходит в связи со сменой подведомственности учреждения либо с его реорганизацией. В данной ситуации новый собственник имущества образовательного учреждения (учредитель) имеет право расторгнуть трудовые договоры с директором школы, его заместителями и главным бухгалтером. Для других работников школы смена учредителя этого образовательного учреждения не является основанием для расторжения трудовых договоров. Однако за ними сохраняется право отказаться от продолжения работы с новым собственником имущества. В этом случае увольнение работников осуществляется по п. 6 ст. 77 ТК РФ.

Предусмотрен ли в соответствии с трудовым законодательством предельный срок, в течение которого я имею право брать больничные листы по уходу за ребенком?

Основание п. 3 ст. 81 ТК предусматривает увольнение по несоответствию работника выполняемой им работе (должности). В этом случае несоответствие как неспособность работника выполнять по своей квалификации или состоянию здоровья порученную работу доказывается администрацией.
При несоответствии педагогического работника занимаемой должности по квалификации доказательством выступает заключение аттестационной комиссии, принимаемое по результатам аттестации работника.
При несоответствии работника по состоянию здоровья должно быть зафиксировано стойкое снижение трудоспособности, препятствующее выполнению им трудовых обязанностей. Подтверждением в этом случае служит медицинское заключение ВКК о необходимости изменения или облегчения условий труда.
Необходимость же частого ухода за ребенком в связи с его болезнями не влияет на квалификацию работника и не может являться основанием для увольнения.

Какие конкретно методики воспитания могут быть охарактеризованы как применение психического воздействия на ребенка и являются основанием для увольнения педагога из школы?

Указанные в ТК РФ основания для прекращения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81) корреспондируются с дополнительными основаниями его прекращения, указанными в ст. 336 ТК РФ и п. 3 ст. 56 Закона РФ «Об образовании». Закон выделяет следующие основания расторжения трудового договора педагогических работников:
– повторное в течение года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
– применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.
Педагогическая практика относит к методам физического насилия преднамеренное нанесение физических повреждений, применение физической силы, принудительное физическое воздействие, которое распознается не только по внешнему виду обучающегося, но и по психическому состоянию ребенка.
К методам психического насилия относят воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание, понижает его нравственный, социальный статус. Психическое насилие над личностью учащегося может выражаться в различных формах:
– угрозы в адрес обучающегося;
– преднамеренная изоляция обучающегося;
– предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту;
– оскорбление и унижение достоинства;
– систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия;
– постоянная негативная характеристика обучающегося;
– демонстративное негативное отношение к обучающемуся.
Процедура установления фактов применения учителем методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника, а также понятие грубого нарушения учителем устава образовательного учреждения должны быть определены уставом школы.
Если в данном документе нет определения понятия «грубое нарушение устава школы», то право производить увольнение по ч. 1 ст. 336 ТК РФ остается за директором школы или иным органом, указанным в уставе.
В отношении применения методов воспитания к обучающимся (воспитанникам) следует произвести надлежащее оформление доказательств данного основания для увольнения педагогического работника (составление акта, получение объяснительных и др.). В случае оспаривания увольнения учителем применение данных методик придется доказывать администрации школы в суде.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru