ДОКУМЕНТЫ N110
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 июня 2001 года № 480/30–16
ПИСЬМО
В соответствии с планом реализации
Программы развития воспитания в системе
образования России на 1999–2001 годы
Минобразованием России подготовлены
методические рекомендации о деятельности
классного руководителя.
Направляем рекомендации для использования в
работе общеобразовательных учреждений.
Заместитель министра Е.ЧЕПУРНЫХ
Приложение
Методические рекомендации по
организации деятельности классного
руководителя в общеобразовательных учреждениях
Цели воспитания и обучения, пути их
достижения посредством государственной
политики в области образования определены
Национальной доктриной образования в Российской
Федерации (утверждена постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 №
751).
Программа развития воспитания в системе
образования России на 1999–2001 гг. (приказ
Министерства образования Российской Федерации
от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую
стратегическую задачу и определяет роль
общеобразовательного учреждения как
центрального звена этой системы,
фундаментальной социокультурной базы
воспитания и развития детей.
В числе первоочередных задач выдвигается
формирование воспитательной системы, которая
включала бы в себя целостный
учебно-воспитательный процесс, интегрирующий
воспитание и обучение.
Воспитательная система школы, включающая в себя
учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их
деятельность и общение за пределами
общеобразовательного учреждения, призвана
обеспечивать возможно более полное всестороннее
развитие личности каждого ребенка, формирование
его самостоятельности и ответственности,
гражданского становления.
В результате реформирования образования за
последние десятилетия значительно изменился
подход к образованию. В новой экономической и
социокультурной ситуации органы управления
образованием, методические службы,
педагогические коллективы общеобразовательных
учреждений направляют свои усилия на сохранение
единства и целостности образовательной системы,
опираясь на традиции и проведенный временем
педагогический опыт организации
учебно-воспитательной работы, осуществляют
качественное обновление содержания, форм и
методов образования детей.
Расширился состав организаторов
воспитательного процесса. В соответствии с
решением коллегии Минобразования России от 28.04.98
№ 5/(1) «Об опыте организации внеурочной работы и
дополнительного образования детей в
общеобразовательных учреждениях г. Ижевска
Удмуртской Республики» органам управления
образованием было рекомендовано вводить в
штатное расписание общеобразовательных
учреждений (в том числе детских домов и
школ-интернатов для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей) должности
педагогов-психологов, социальных педагогов,
педагогов дополнительного образования,
педагогов-организаторов, классных воспитателей.
Воспитательные функции в общеобразовательном
учреждении призваны выполнять все
педагогические работники.
В классном коллективе учебно-воспитательный
процесс в настоящее время организуют: классный
руководитель (дополнительно оплачиваемая
работа) – учитель-предметник (реже – другой
педагогический работник), являющийся
наставником учащихся одного класса; классный
воспитатель (освобожденный классный
руководитель).
Классный воспитатель (освобожденный классный
руководитель), как правило, необходим в сложном
коллективе, где имеются дезадаптированные дети с
низким уровнем воспитанности, знаний и умений, а
также в ситуации перехода из начальной в среднюю
школу. Его должностные обязанности определены
тарифно-квалификационными характеристиками
(требованиями) по должностям работников
учреждений образования, согласованными с
постановлением Минтруда РФ от 17.08.95 № 46 с учетом
изменений, внесенных постановлением Минтруда от
22.11.95 № 65). Однако эффективному внедрению
должности классного воспитателя в
общеобразовательных учреждениях пока
препятствует отсутствие финансирования и
налаженной системы подготовки кадров.
Примечание. Методические рекомендации по
организации деятельности классного воспитателя
в общеобразовательном учреждении
разрабатываются отдельно. Вместе с тем классные
воспитатели могут руководствоваться отдельными
положениями данных методических рекомендаций.
Таким образом, в подавляющем большинстве случаев
воспитательную работу с классным коллективом
общеобразовательного учреждения проводит
классный руководитель.
Он – педагог-профессионал, духовный посредник
между обществом и ребенком в освоении культуры,
накопленной человечеством, организующий систему
отношений через разнообразные виды
воспитывающей деятельности классного
коллектива; создающий условия для
индивидуального самовыражения каждого ребенка и
развития каждой личности, сохранения
неповторимости и раскрытия его потенциальных
способностей, защиты интересов детства.
С момента официального утверждения в России
института классных наставников в 1871 г. в их
обязанности входила организаторская
деятельность (поддержание порядка на занятиях,
проведение совещаний с учителями, ведение
школьной документации), а также наблюдение за
развитием учащихся, их изучение, воспитание
уважения к законам и нравственным принципам.
В настоящее время права и обязанности классного
руководителя в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» определяются Уставом
общеобразовательного учреждения. В большинстве
органов управления образованием субъектов
Российской Федерации действуют разработанные
примерные положения о классном руководителе,
которые определяют основные направления его
деятельности, закрепляют права и обязанности.
Классный руководитель назначается с согласия
педагогического работника приказом
руководителя общеобразовательного учреждения
на основании решения педагогического совета.
Контроль за деятельностью классного
руководителя осуществляет, как правило,
заместитель руководителя общеобразовательного
учреждения по воспитательной работе. Его участие
в образовательном процессе, взаимоотношения с
другими организаторами учебно-воспитательной
работы определены должностными обязанностями.
Функции классного руководителя определяются
необходимостью создания условий существования
ребенка в общеобразовательном учреждении для
его успешной жизнедеятельности, содействия
разностороннему творческому развитию личности,
духовному становлению, постижению смысла жизни.
Классный руководитель, получая и обрабатывая
информацию о своих воспитанниках, их
психофизическом развитии, социальном окружении,
семейных обстоятельствах, контролирует ход
целостного воспитательного процесса, процесс
становления личности каждого ребенка, его
нравственных качеств; анализирует характер
оказываемых на него воздействий; координирует
учебную деятельность каждого воспитанника и
всего классного коллектива, самоопределение,
самовоспитание и саморазвитие обучающегося,
формирование классного коллектива, развитие
творческих способностей воспитанников,
взаимоотношения с другими участниками
воспитательного процесса.
Анализ практической деятельности классных
руководителей показывает, что они рассматривают
воспитание прежде всего как создание условий для
развития внутреннего потенциала ребенка. Все
более приоритетной становится индивидуальная
работа с детьми, затрагивающая основы
физического и психического развития каждого
ребенка (41% опрошенных классных руководителей).
Происходит смещение акцентов и в работе с
классом в целом. В первую очередь внимание
уделяется эмоциональной поддержке групп внутри
класса (53%), созданию в нем положительного
психологического климата (82%), развитию детского
самоуправления (65%), созданию условий,
позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в
отношениях с окружающими (92%), включению учащихся
в систему реальных социальных отношений (79%).
Работа классного руководителя –
целенаправленная система, планируемая
деятельность, строящаяся на основе программы
воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и
негативных тенденций общественной жизни, на
основе личностно ориентированного подхода с
учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом школы, и ситуации в
классном коллективе, межэтнических,
межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности
обучающихся, социальные и материальные условия
их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую
очередь направлена на работу с обучающимися
всего класса. Он формирует мотивацию к учению
каждого отдельного ребенка, изучая его
возрастные и индивидуальные особенности для
развития и стимулирования познавательных
интересов; через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные
условия для развития гражданственности,
мировоззренческой культуры, навыков
созидательного труда, творческой
индивидуальности, успешного вхождения ребенка в
социум, формирования демократической культуры в
системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя
является системная работа с коллективом класса.
Педагог гуманизирует отношения между детьми в
коллективе, способствует формированию
нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально ценные отношения и
переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно
значимую деятельность, систему самоуправления;
создает ситуацию защищенности, эмоционального
комфорта, благоприятные
психолого-педагогические условия для развития
личности ребенка, способствует формированию
навыков самовоспитания обучающихся. Его работа
направлена на становление и проявление
неповторимой индивидуальности, «лица» классного
сообщества. В то же время классный руководитель
заботится о позиции и месте класса в школьном
коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Для успешного решения вопросов обучения,
воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех
участников образовательного процесса,
дифференциация, интеграция и координация
педагогического труда в едином образовательном
пространстве и социокультурной среде. В этой
связи педагогическим советам
общеобразовательных учреждений при определении
функций классного руководителя необходимо в
первую очередь четко обозначить его права,
обязанности и ответственность, соотнося их с
должностными обязанностями других участников
образовательного процесса.
В процессе своей деятельности классный
руководитель в первую очередь взаимодействует с
учителями-предметниками: совместная разработка
общих педагогических требований и подходов к
детям в учебно-воспитательном процессе на основе
целей образовательного учреждения;
представление интересов своих воспитанников на
педагогическом совете; привлечение учителей к
работе с родителями; включение обучающихся
своего класса в систему внеклассной работы по
предметам: разнообразные предметные кружки,
факультативы, выпуск предметных газет,
совместная организация и участие в предметных
неделях, тематических вечерах и других
мероприятиях.
Совместно с педагогом-психологом классный
руководитель изучает индивидуальность
обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в
микро- и макросоциум. Классный руководитель
координирует связь педагога-психолога с
родителями, их консультативную, терапевтическую
поддержку. При поддержке педагога-психолога
классный руководитель анализирует развитие
коллектива класса, определяя познавательные,
творческие способности и возможности
воспитанников, помогая ребенку определиться в
выборе будущей профессии; координирует выбор
форм и методов организации индивидуальной и
групповой учебной и внеклассной деятельности
как со своей стороны, так и со стороны других
участников воспитательного процесса.
Большое значение в деятельности классного
руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с
ними помогает использовать все многообразие
системы дополнительного образования детей для
расширения познавательных, творческих
способностей своих воспитанников,
стимулирования их самоопределения, саморазвития
и самовоспитания, желания расширить зону
общения; поддерживает допрофессиональную
подготовку учащихся. Классный руководитель
способствует включению школьников в различные
творческие объединения по интересам (кружки,
секции, клубы), действующие как в
общеобразовательных учреждениях, так и в
учреждениях дополнительного образования детей.
В организации внеучебной, внешкольной работы
классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно
взаимодействует с педагогом-организатором.
Согласуя совместную деятельность, классный
руководитель привлекает его к проведению
мероприятий внутри класса, организует участие
обучающихся своего класса в общешкольных
мероприятиях во внеучебное и каникулярное время.
При поддержке педагога-организатора классный
руководитель привлекает к работе с классом
представителей культуры, спорта, общественность.
Классный руководитель должен тесно
взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью
ребенка и всеми социальными институтами в
разрешении личностных кризисов обучающихся. При
непосредственном участии социального педагога
классный руководитель организует социально
значимую деятельность обучающихся, мероприятия,
направленные на развитие социальных инициатив,
реализацию социальных проектов.
Широкое распространение в общеобразовательных
учреждениях получают разнообразные детские
общественные объединения, способствующие
включению детей и подростков в новые социальные
отношения; их самореализации, проявлению и
развитию гражданской и нравственной позиции,
социализации личности. В этом направлении
деятельности классному руководителю важно
определиться в сотрудничестве со старшим
вожатым. В частности, совместными усилиями
организуется информирование обучающихся о
действующих детских и молодежных общественных
организациях и объединениях.
Сотрудничая с библиотекарем, классный
руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения,
отношения к нравственным идеалам, этическим
нормам поведения, осознания собственной
индивидуальности через освоение классической и
современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно
заботится о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских
работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов
воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на
сотрудничество с семьей в интересах ребенка,
формирование общих подходов к воспитанию,
совместное изучение личности ребенка, его
психофизиологических особенностей, выработку
близких по сути требований, организацию помощи в
обучении, физическом и духовном развитии
обучающегося. Классный руководитель привлекает
родителей к участию в воспитательном процессе в
общеобразовательном учреждении, что
способствует созданию благоприятного климата в
семье, психологического и эмоционального
комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он
координирует усилия по образованию и
самообразованию ребенка, изучая информацию о
наклонностях воспитанников, материально-бытовых
условиях, психологическом климате в семье,
требования родителей к обучению и воспитанию в
школе и дома, их видение перспектив развития
ребенка. Классный руководитель также организует
работу по повышению педагогической и
психологической культуры родителей через
проведение родительских собраний, совместную
деятельность.
Дифференцированный подход к обязанностям
классного руководителя определяется спецификой
общеобразовательного учреждения и его
воспитательной системы, уровнем воспитанности
учащихся, их возрастными особенностями,
сформированностью классного коллектива,
качеством предшествующей воспитательной
деятельности.
Формы работы классного руководителя
определяются исходя из педагогической ситуации,
сложившейся в школе и в данном классе,
традиционного опыта воспитания; степень
педагогического воздействия – уровнем развития
личностей обучающихся, сформированностью
классного коллектива как группы, в которой
происходит развитие и самоопределение
подростков. Количество форм бесконечно: беседы,
дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии,
конкурсы, общественно полезный и творческий
труд, художественно-эстетическая деятельность,
ролевой тренинг и т.д. При этом важнейшей задачей
остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей
эмоциональному развитию обучающегося, его речи,
интеллекта; формирование навыков критического
отношения к информации, и в том числе
аудиовизуальной.
Особое место в деятельности классного
руководителя занимает классный час – форма
организации процесса непосредственного общения
педагога и воспитанников, в ходе которого могут
подниматься и решаться важные моральные,
нравственные и этические проблемы.
Согласно ст. 32, п. 11 и ст. 54, п. 4 Закона Российской
Федерации «Об образовании» образовательное
учреждение в пределах имеющихся у него средств
на оплату труда работников данного
образовательного учреждения самостоятельно
определяет размеры доплат, надбавок к
должностным окладам, премий, других мер
материального стимулирования и закрепляет их в
положении, коллективном договоре (соглашении).
Классное руководство включено в перечень
дополнительно оплачиваемых работ (п. 7.2.1.
Рекомендаций о порядке исчисления заработной
платы работникам образовательных учреждений
(приложение к письму Минобразования России и
профсоюза работников народного образования и
науки Российской Федерации от 16.01.01 №
20–58–196/20–5/7).
В ряде регионов складывается собственная
практика организации деятельности классного
руководителя и оплаты его труда. Так, в Примерном
положении о классном руководителе ряда регионов
приоритетными являются его координирующая,
коммуникативная и аналитическая функции. За их
выполнение предусмотрены доплаты в размере от 25
до 50% от ставки заработной платы. Размер доплаты
определяется сложностью решаемых задач и
уровнем квалификации педагога, владением им
специальными педагогическими, диагностическими
методиками. Некоторые примерные положения о
классном руководителе предусматривают доплату в
размере 15% к ставке заработной платы за
осуществление педагогическим работником
классного руководства в 1–4 классах и 20% – в 5–11
классах.
В отдельных случаях в общеобразовательных
учреждениях определен временной норматив работы
классного руководителя. Он равен 4–10 часам в
неделю, количество часов дополнительной
педагогической работы, установленное учителю за
классное руководство, включается при
определении объема его педагогической работы
(объема учебной нагрузки) при тарификации и
подлежит оплате по ставкам, установленным для
учителей. Рабочее время по выполнению этой
дополнительной педагогической работы
регулируется Уставом общеобразовательного
учреждения, правилами внутреннего распорядка,
расписаниями, планами мероприятий и другими
локальными актами.
Кроме того, существует практика установления
доплат и премирования учителей за результаты
работы по классному руководству, участие в
конкурсах, фестивалях и других мероприятиях как
самого учителя, так и его воспитанников.
В целях реализации воспитательных задач
администрация общеобразовательного учреждения
обязана создать классному руководителю
необходимые условия для работы:
материально-техническое и методическое
обеспечение организуемого им воспитательного
процесса, поддержку и помощь в систематическом
научно-теоретическом осмыслении классного
руководства как проблемы, повышение
квалификации и профессионального мастерства в
стенах общеобразовательного учреждения и в
системе институтов повышения квалификации.
Управление воспитания
и дополнительного образования
детей и молодежи Минобразования России
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|