РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ
Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
г. Санкт-Петербург
Дочка прячет дневник с тройками
Значит, пора устроить ревизию своих
родительских представлений и стратегий
Эля. Дочке 12 лет, стала врать
по поводу оценок. И ведь просили говорить правду,
сказали, что наказывать не будем, только не ври! И
вот… обнаружили дневник с кучей троек. Мы ей
объяснили, что ругаем не за оценки, а за ложь. А
она в ответ: “Я вас расстраивать не хотела!”
Не пойму механизма такого вранья. Раньше была
честная девочка. Откуда в ней это и что делать
дальше?
Ирина Хоменко. Познание собственного
ребенка – вещь не только интересная, но и
болезненная. У вас был свой образ дочки, у нее –
свой. Уверена, что, покопавшись в вашем общем
прошлом, вы обязательно найдете моменты ее
“хитрости”, на которые раньше не обращали
внимания.
Поэтому сейчас вам придется устроить ревизию
своих родительских представлений и стратегий.
Я вижу эту ситуацию так. Для дочки наступили,
вполне естественно, времена активного познания
социальной действительности. С вами она уже
“познакомилась”, изучила, и пока ничего нового
от вас ей ждать не приходится. Замечено: чем ближе
дети знают родителей, тем непримиримее отвергают
в подростковом возрасте – “наелись”.
Для нее сейчас актуальнее другой мир, а с вами ей
нужно кое-как соблюсти формальности, решить
сиюминутную проблему и наслаждаться свободой. О
счастье быть такой, как все!
А врет она вам точно не со зла. Учеба в этом
возрасте вообще не идет ни в какое сравнение с
тем, что есть жизнь. Представьте, к примеру: вы
идете получать Нобелевскую премию, а мама вам
вслед: “Ты не забыла борщ в холодильник
поставить, чтобы не прокис?” Что бы вы ей
ответили?
Что делать? Думаю, в первую очередь разделить
проблемы на ваши и ее и определить, какая именно
помощь ей нужна. Во-вторых, если это было принято
раньше, продолжайте контролировать, четко
разделяя время учебы и свободное, не
контролируемое жестко время. Но объясните, что
пока вы несете ответственность за нее, а потому
имеете право устанавливать ограничения. В общем,
поменьше эмоций, побольше конструктивной помощи.
Иногда, конечно, можно и порыдать, но лучше
подумать о том, как не поставить свою жизнь в
зависимость от ее оценок.
Через несколько лет вы снова обретете своего
ребенка, который сам устанет от созданных им
проблем и неумелых попыток их решения. А пока
можете посмотреть хорошую книжку – “Психология
подросткового и юношеского возраста” Филиппа
Райса. На мой взгляд, это самое лучшее и грамотное
пособие. Правда, готовых рецептов там немного. Но
если вы поймете суть детских мотивов, то и свои
действия выстроите исходя из особенностей
своего ребенка и своих возможностей.
Кстати, о детских мотивах. Есть мотивы
возрастные, личностные, социальные, контекстные.
И нет универсальной классификации мотивов
поступка.
Попробуйте поискать мотивы вранья вашей дочки. И
не забудьте, кстати, оценить свой “вклад” в ее
поведение. (Знаете выражение: “Если вам врут,
значит, вам это для чего-то нужно”?)
В подростковом возрасте наиболее
“взрывоопасен” коктейль мотивов
“группа+ситуация”, так как после 16–17 лет
человек не будет таким беспомощным перед
групповым влиянием. Подростки охотно
приватизируют и арендуют чужие ценности и
проверяют их на ближайших родственниках. Но не
присваивают их, а лишь держат за пазухой как
некий секрет.
Вы в детстве приносили домой котенка? Тогда
вспомните свою реакцию на просьбу мамы выбросить
его, так как у него могут быть блохи. То же сейчас
и с дочкиными ценностями. Попробуйте поручить
дочке “ухаживать” за ним(и) по полной программе.
Дайте возможность ребенку ощутить последствия
ее самодеятельности, не упрекая, а вместе
анализируя результаты.
Если мы ругаем детей (за что угодно!), мы невольно
несем ответственность за их действия, и
самостоятельность таким образом воспитать
сложно. Поэтому перестаньте ругать. Можете
огорчаться, вздыхать, предлагать помощь,
возмущаться, но избегайте упреков и приговоров.
И еще. Если вы решили сходить в школу и поговорить
с учителем, ничего не говорите о ваших и дочкиных
проблемах и семейных секретах. Дети в этом
возрасте очень ранимы, и одно неосторожное слово,
случайно сказанное потом учителем, может
навсегда разрушить доверие между вами.
Не переживайте, все наладится!
По материалам сайта www.inter-padagogika.ru
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|