Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №78/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ В ИНТЕРНЕТЕ 

Ирина ХОМЕНКО,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
г. Санкт-Петербург

Дочка прячет дневник с тройками

Значит, пора устроить ревизию своих родительских представлений и стратегий

Эля. Дочке 12 лет, стала врать по поводу оценок. И ведь просили говорить правду, сказали, что наказывать не будем, только не ври! И вот… обнаружили дневник с кучей троек. Мы ей объяснили, что ругаем не за оценки, а за ложь. А она в ответ: “Я вас расстраивать не хотела!”
Не пойму механизма такого вранья. Раньше была честная девочка. Откуда в ней это и что делать дальше?


Ирина Хоменко. Познание собственного ребенка – вещь не только интересная, но и болезненная. У вас был свой образ дочки, у нее – свой. Уверена, что, покопавшись в вашем общем прошлом, вы обязательно найдете моменты ее “хитрости”, на которые раньше не обращали внимания.
Поэтому сейчас вам придется устроить ревизию своих родительских представлений и стратегий.
Я вижу эту ситуацию так. Для дочки наступили, вполне естественно, времена активного познания социальной действительности. С вами она уже “познакомилась”, изучила, и пока ничего нового от вас ей ждать не приходится. Замечено: чем ближе дети знают родителей, тем непримиримее отвергают в подростковом возрасте – “наелись”.
Для нее сейчас актуальнее другой мир, а с вами ей нужно кое-как соблюсти формальности, решить сиюминутную проблему и наслаждаться свободой. О счастье быть такой, как все!
А врет она вам точно не со зла. Учеба в этом возрасте вообще не идет ни в какое сравнение с тем, что есть жизнь. Представьте, к примеру: вы идете получать Нобелевскую премию, а мама вам вслед: “Ты не забыла борщ в холодильник поставить, чтобы не прокис?” Что бы вы ей ответили?
Что делать? Думаю, в первую очередь разделить проблемы на ваши и ее и определить, какая именно помощь ей нужна. Во-вторых, если это было принято раньше, продолжайте контролировать, четко разделяя время учебы и свободное, не контролируемое жестко время. Но объясните, что пока вы несете ответственность за нее, а потому имеете право устанавливать ограничения. В общем, поменьше эмоций, побольше конструктивной помощи. Иногда, конечно, можно и порыдать, но лучше подумать о том, как не поставить свою жизнь в зависимость от ее оценок.
Через несколько лет вы снова обретете своего ребенка, который сам устанет от созданных им проблем и неумелых попыток их решения. А пока можете посмотреть хорошую книжку – “Психология подросткового и юношеского возраста” Филиппа Райса. На мой взгляд, это самое лучшее и грамотное пособие. Правда, готовых рецептов там немного. Но если вы поймете суть детских мотивов, то и свои действия выстроите исходя из особенностей своего ребенка и своих возможностей.
Кстати, о детских мотивах. Есть мотивы возрастные, личностные, социальные, контекстные. И нет универсальной классификации мотивов поступка.
Попробуйте поискать мотивы вранья вашей дочки. И не забудьте, кстати, оценить свой “вклад” в ее поведение. (Знаете выражение: “Если вам врут, значит, вам это для чего-то нужно”?)
В подростковом возрасте наиболее “взрывоопасен” коктейль мотивов “группа+ситуация”, так как после 16–17 лет человек не будет таким беспомощным перед групповым влиянием. Подростки охотно приватизируют и арендуют чужие ценности и проверяют их на ближайших родственниках. Но не присваивают их, а лишь держат за пазухой как некий секрет.
Вы в детстве приносили домой котенка? Тогда вспомните свою реакцию на просьбу мамы выбросить его, так как у него могут быть блохи. То же сейчас и с дочкиными ценностями. Попробуйте поручить дочке “ухаживать” за ним(и) по полной программе. Дайте возможность ребенку ощутить последствия ее самодеятельности, не упрекая, а вместе анализируя результаты.
Если мы ругаем детей (за что угодно!), мы невольно несем ответственность за их действия, и самостоятельность таким образом воспитать сложно. Поэтому перестаньте ругать. Можете огорчаться, вздыхать, предлагать помощь, возмущаться, но избегайте упреков и приговоров.
И еще. Если вы решили сходить в школу и поговорить с учителем, ничего не говорите о ваших и дочкиных проблемах и семейных секретах. Дети в этом возрасте очень ранимы, и одно неосторожное слово, случайно сказанное потом учителем, может навсегда разрушить доверие между вами.
Не переживайте, все наладится!

По материалам сайта www.inter-padagogika.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru