ТОЧКА ОПОРЫ
Окончание.
Начало читайте в предыдущем номере
Анатолий ЦИРУЛЬНИКОВ
Республика Хакасия
Разменная монета с дыркой
посередине
Уже не о деревне речь – о народе.
Но если погибнут хакасы, поймут ли русские?
ХАКАСИЯ. ЕНИСЕЙ ВБЛИЗИ САЯНО-ШУШЕНСКОЙ
ГЭС
Куда поедешь, Хайдар?
Пригласил в дом – выпить чая…
Весь двор старого учителя завален смятыми,
сломанными машинами. «Я, как Плюшкин у Гоголя, –
смеется он, – все собираю, сделать не могу».
На самом деле, говорит мне его ученик, делает
потихоньку. Натаскал металла, лет десять лежит;
лежит – глядишь, трактор появился, ГАЗ-69,
легковушка… Всякую мелочь тащит, на дороге нашел
гайку десять на десять – пригодится… Еще десять
лет прошло – сверлильный станок. Живет, как в
историческом процессе…
В школе тоже из хлама конфету сделал.
Построили мост через Белый Июс, чтобы ученики
могли домой на выходные пешком ходить. Сами
сделали – нашли на руднике канат с подвесной
дороги, собрали сетку для безопасности, болтами,
которые учитель на дороге собирает, прикрутили…
И фонд школьной библиотеки обновили – Виктор
Иванович сдал картофель и купил учебники.
Это все мелочь, разменная монета, говорит старый
директор, главное, что удалось в жизни, – собрать
учеников. В 70-е годы наскребал из окрестных
деревень, чтобы учеников было не меньше ста, а то
московский закон: если учеников меньше ста –
закрыть школу. Он собрал сто учеников, и больше
десяти лет так держались, пока закон не отменили.
И удержались. Так удалось ему со-
хранить школу (выразительный, по-моему, пример,
только вот чего – борьбы с законами, которые
почти все в России такого рода? государственного
абсурда?). И ведь опять – четверти века не прошло,
и опять: «Меньше ста учеников – закрыть школу!»
Всю жизнь старый директор занимался ремонтом,
пристройкой, перестройкой – тут было одно
здание, а остальное построили сами, возили лес из
тайги. «Нам школу никогда государство не
строило», – говорит старый директор. Просил:
постройте новую школу, а ему отвечали: построим,
когда у вас будет производство и детей больше.
Ничего себе ответ людям.
Чудовищное все-таки у нас государство.
Вот он и строит, как может, сам, собирает из бывших
в употреблении машин что-то полезное. «А они
работают?» – «Нет, из этого количества я хочу
одну собрать у соленоозерцев, где Соловьев жил».
– «Кто это?» «Да Ванька Соловьев, – поясняет
ученик-проводник, – бандит, против советской
власти шел. А Аркадий Гайдар, Голиков молодой,
тоже по этим селам топал, его старики вспоминали
как террориста. ЧОН – часть особого назначения.
Он брал заложников, стрелял без разбора и золото
выдавливал. Его звали «Хайдар» – по-хакасски
означает «куда». «Хайдар, Голик?» – спрашивали.
Куда, мол, Голиков, поедешь. И вот у него прозвище
было такое в отряде, где больше половины –
хакасы. И у Соловьева – тоже. Они друг с другом
воевали. Так кто народный герой Хакасии –
Соловьев или Хайдар?»
Будь побольше времени, мой проводник, молодой
учитель Владимир Котюшев, мог бы многое
рассказать и показать. При старом учителе он
молчал, отдавая ему дань уважения, и не успели
толком пообщаться. А жаль… Я чувствовал, что у
него свой взгляд на вещи, на эти места, на
историю…
«При советской власти так было, а потом
переоценили, – сказал мой проводник, – а теперь
опять… Я вообще к истории подозрительно
отношусь». «А сами историей занимаетесь», –
замечаю я. «Чем больше читаешь ее, эту историю,
тем больше вопросов возникает…»
ХАКАСИЯ. ТУН-ПАЙРАМ – ПРАЗДНИК
ПЛОДОРОДИЯ, ДОСТАТКА И НОВОГО УРОЖАЯ |
«Я вам не досказал, – вспомнил
старый директор, – о монетах, найденных со
скелетами.
Это было во время присоединения Хакасии к
России… Из Томска дали команду: по этой низине,
между горами, совершить рейд – собрать среди
инородцев налоги и лично обогатиться». «Царь
далеко, и воеводы занимались самоуправством», –
пояснил ученик. «Да, – продолжал учитель, – и
когда они приехали на пушках, население убежало в
горы и в пещерах отсиживалось. А воевода из
Томска поджигал горы». «Выкуривал, короче», –
переводил на русский язык молодой учитель. «Да,
выкуривал… От стариков требовал: давай
заложников. И девушек, женщин с детьми отдавали…
Во время этой экспедиции многие люди погибали в
пещерах. Одна женщина, скелет которой нашли
недавно, упала в Кириллов грот. Глубина – три
аркана». «Двадцать метров, – пояснил мне молодой
учитель. – Там лед. Не успеешь зацепиться, по
льду скатишься…»
Поговорили о малосыйских пещерах, которые хранят
много тайн. Разлили по стаканам. «Не знаю, как в
Москве, – сказал мой проводник, – а у нас садятся
за стол, чтобы расслабиться». И вспомнил
Гамзатова: пить можно всем, но важно с кем, когда и
сколько…
Гостеприимство, верность данному слову и
стремление к свободе связывают вопреки желанию
властей Северный Кавказ и сибирскую Хакасию.
И любовь к лошадям связывает. В хакасском языке
более 90 слов, обозначающих масть коня. В народном
календаре: солнце поднимается на «длину повода
коня», на «высоту аркана…», а лошадь «опускает
свой язык и разговаривает с хозяином».
Теперь это все фольклор…
В национальную гимназию из их деревушки уходят
безвозвратно. Раньше брали многодетных, теперь –
одаренных.
«Есть хакасская поговорка, – говорит он, – имей
больше сынов, чтобы зола не уносилась ветром.
Чтобы род продолжался. – Помолчал и тихо сказал:
– Нас осталось совсем мало…» «А было больше?» –
«В древности. По следам видно. Когда я водил
детей, видел, сколько курганов, сколько камней…»
Хакасы – конгломерат многих родов.
Как человечество.
Что с ним будет?
Легче содержать училище, чем тюрьму
Профессиональное училище в поселке
Шира, где я ночую. Транспарант: «Самый несчастный
из людей тот, для которого в мире не нашлось
работы. Томас Карлей».
Ожидающие ученики при входе: едут сеять хлеб.
В стенной газете кто-то изобразил смерть с косой
и бутылкой водки в руке, подписал: «Бери,
наслаждайся, а я подожду тебя».
О музыкальном конкурсе: «В этом году, как никогда,
подобрались ребята с сильными и красивыми
голосами…»
Чисто, кадки с растениями, кактусы. Лица у ребят
хорошие…
Директор училища Валерий Васильевич Еремеев, в
круглых очках с толстыми стеклами, внешне
напоминает Макаренко. Мог его не увидеть, но и так
понятно, что во главе этого дела кто-то умный,
добрый, незаметно делающий так, что все крутится.
Живут ребята, учатся на поваров, официантов,
менеджеров, технологов… «Я считаю, что это
большое преувеличение, – говорит Макаренко –
Еремеев о всеобщем развале. – Фермеры работают.
Людей в колхозе в сто раз меньше, а производят то
же самое. И продукты в России не только импортные
– завалили же. Просто не замечаем…»
Училищное хозяйство – тысяча гектаров, пятьсот
пахотных, стадо, пять тонн мяса возят в
Красноярск, раз своим не надо…
Про лица ребят: «Вы их что, специально
подбираете?»
Нет, конкурса нет. Но училище кипит
деятельностью. И есть по-умному выстроенная
лестница образования и карьеры, это детей очень
заинтересовывает. Ребята идут в вузы, с которыми
у сельского училища трудовые соглашения. Вчера
заседала педагогическая комиссия: решили, если
текущая «4» – никаких красных дипломов. И дети
это знают: должно быть заслужено, иначе в жизни
провалятся.
ЕГЭ многие боятся, говорит директор, а чего
бояться: если есть знания – сдаст. И почему
сельский школьник должен отличаться от
городского? Еще даже лучше быть должен. В городе
– по картинкам. А в селе вон вокруг – физика,
биология… «Мое убеждение, – говорит директор
училища Еремеев, – здоровая нация – в селе».
Жизнь здесь такая: грузди по восемьдесят ведер,
кета, форель в таежных озерах. «Рыбное»,
«Чудное»… Смотришь с гор – где-то внизу точечкой
кажется – страшно… Луга, насколько хватает глаз
– красный ковер, жарки. Что Голландия…
Раз ходили, рассказывает, с ребятами за золотым
корнем – чувствуем взгляд. Медведица с
медвежонком. Жутко – у-у-у… И так она провожала
нас, пока не ушли.
Друг поймал на петлю медведя. Стреляет, всего
изрешетил, а медведю ничего. На 14-миллиметровом
тросе, еще немного – и разорвал бы…
Постарайтесь приехать летом, говорит мне Валерий
Васильевич, можно много чего посмотреть. В
пятнадцати километрах от Ширы золото моют на
ручье. Артель, небольшая драга, золото поднялось
сейчас в цене…
Нет, есть, конечно, нищета, убогость,
заброшенность… Везде должен быть хозяин,
который бы думал о деле. Как раньше: царь-батюшка
знает все, КПСС… А когда – вот тебе, сам думай,
будь готов. И мы оказываемся – большинство – не
готовы. Правительство обвиняем, но человек сам
должен. Сам-то ты что? Хотя правительство тоже
должно подготовить условия…
…Каждый год выпускаем шестьсот человек.
Практика – на тех предприятиях, где они нужны.
Приглашаем работодателей на экзамены – берите,
выбирайте. И дети знают, что устроятся. Так это в
селе, в деревне. А в городе можно еще лучше.
Если сравнить со школой – училище на две головы
выше, говорит он, поработавший и в школе
директором. Учебный план вуз под нас подгоняет. А
школа, как правило, по старинке… Компьютер мы
давно освоили, а они только сейчас –
робко-робко… Плюс материальная база. Я сравниваю
сельское училище и городскую школу. Никакого
сравнения. Но очень плохо, что много
неблагополучных семей. В Хакасии открывается уже
третье училище управления исправительных работ.
Это же страшно, а говорят, что это хорошо.
Преступность гарантирована, если дети будут
выброшены. Эти заведения пополняются в момент.
Хотя «легче содержать училище, чем тюрьму»,
говорит директор необыкновенного ПТУ, похожий на
Макаренко.
Он тоже из могикан, хотя не ощущает себя
последним. Родом из этих мест, где ГЭС изменила
климат… К добру не приводит вмешательство
человека в природу. А ведь он еще помнит время,
когда прямо за поселком можно было настрелять
два-три десятка коз. Берешь санки и вывозишь.
Гуси, утки… Журавли тянулись клином. А сейчас где
увидишь журавлей? Рыбу коробами возили с озера,
запряжешь лошадь и везешь, и опять рыбачишь…
Кетой, горбушей свиней кормили. В детстве
скрепочку из тетрадки вытащишь, крючок сделаешь,
червячка наколешь – и полная сковорода…
А теперь, сказал я, не пашем и не сеем, и свалка
распространяется со скоростью 7 га в минуту,
слышали? Уже по уши в… свалке, и ничего.
«Но что-то, – говорит он, – все равно должно
случиться. Что-то будет. Как будто кто-то смотрит
сверху, наблюдает: что же эти люди – червяки,
букашки – сделают. И может быть, надвигается
опять «Ноев ковчег» – и снова за нами наблюдает
сознание выше нашего. Хоть мы и запускаем ракеты,
но это не то, что они думали. Я часто-часто, –
говорит он, – думаю об этом, на ночь
философствую…»
У него в училище – экспедиции, своя
экологическая тропа, проекты, видеозаписей
много… Очень интересные материалы. «Это мы, –
говорит, – чтобы детей привлечь, чтобы – ну
давайте беречь! ну давайте не для галочки… Я
фанат своего района, и мне так хочется показать,
чтобы увидели, пощупали. Приезжайте…
Адреналина схватить можно было бы, – говорит он,
– на Белл съездить, там волна метра два, гудит… А
соленые озера: из воды вылезешь, солью
покрываешься – невозможно пошевелиться…»
Я подумал: для одного – развал, для другого –
работа, для одних – беспамятство, для других –
знание и память, а мир один.
Золото Иваницкого
Июсский национальный природный парк…
Полтораста озер. Иткуль – «ворчащее», –
приложишь ухо к замерзшему водоему и услышишь
журчание родников. Туз – приравниваемое к
Мертвому морю… Карстовые пещеры Белого Июса… 43
открытых и еще больше неизвестных, одна
называется, как планета у Стругацких, – «Ящик
Пандоры». Глубина 171 метр, двухъярусная, первый
ярус более-менее доступен, а во второй очень
трудно спуститься. При входе – изморозь. Один из
спелеологов, обнаруживших эту пещеру, высказал
предположение, что здесь хранится золото
Иваницкого. Был такой геолог-капиталист, у него
было два завода, в середине XIX века вел разработки
рудного жильного золота, одна из обнаруженных
Иваницким жил до сих пор питает артели. Своим
жилам он давал романтические названия: «Богом
дарованная», «Божий дар», а в итоге из них вышел
советский совхоз «Коммунар»
А «Ящик Пандоры», по имени греческой богини,
искательницы кладов, – это золото, которое еще не
обнаружено. Каскад пещер огромной протяженности.
Пещера «Медвежьи уши» высотой 520 метров,
неглубокая, метров семьдесят, но с природными
аномалиями.
В 1985 году спелеологи спускались в Грот
Энтузиастов. Последним, привязав себя веревкой,
двигался Константин Викулов. Неожиданно он
ощутил на себе чей-то взгляд и увидел шамана в
маске бизона, который жестом позвал его. Ему
стало дурно, дернул веревку. В обморочном
состоянии его подняли наверх…
Такое случалось здесь не однажды, и причины
называют разные. Геологи указывают на разлом
земной коры. По другой версии, в аномальных
пещерах электромагнитное поле отрицательно
действует на организм человека. Поток каких-то
частиц пронизывает горы и уходит, явление
периодически повторяется. Почему и откуда
появляются эти потоки – непонятно. Мой
проводник, учитель физики Владимир Котюшев,
излазивший кошкулакские пещеры вдоль и поперек,
утверждает, что во многих местах района пищит
счетчик Гейгера, видимо, залежи радиоактивных
руд. Говорил также, что зарегистрировал
излучение неестественное, отличающееся от
электромагнитного. Оно действует на психику, и
возникают голограммы вроде того шамана.
Таких пещер на свете немного: в Фергане, на
знаменитом острове Пасхи…
Еще одна здешняя удивительная пещера – Сыйская.
В ней рисунки, которым 34000 лет. Охрой нарисован
«человекобизон», мужские и женские лица.
Огромный рот, куда клали еду, ублажая духов. Эта
пещера – древняя церковь. Чего просили?
Зоя Федоровна Шадрина, заведующая музеем в Шире,
энтузиаст-краевед с многолетним стажем,
аккуратно причесанная, строгая женщина,
предполагает, что просили, наверное, здоровья и
потепления – это был ледниковый период. Хотя
ледник тут не прошел, но своим дыханием ожег,
проморозил, и от тех времен – бивень мамонта,
череп бизона, обнаруженные любителями на берегах
Белого Июса.
Первое поселение существовало в каменном веке,
32000 лет назад. Город занимал несколько
километров. Жилища не разбросаны, находятся в
определенной последовательности. Археолог,
профессор В.К.Ларичев, обнаруживший следы этого
древнего города, заметил, что он напоминает
пчелиные соты.
Первый человек не был кочевником, в этом не было
нужды – мамонты шли сюда сами, на пастбище.
Кругом – реки, озера… Человек вел оседлый образ
жизни, жильем служила пещера 50 квадратных метров,
трехметровые потолки. Стены устланы тонкими
каменными плитами. Центр пещеры углублен, там
горел огонь. Горел постоянно…
В таких пещерах жили несколько семей.
«Коммунальная квартира?» – «Да», – смеется Зоя
Федоровна, показывая ниши, где находились дети.
Вот мелкие каменные изваяния: игрушки, талисманы.
Портрет «сыйского» человека, одетого в бизонью
шубу шерстью кверху. Музыкальные инструменты:
пластинки надеваются на штырь, каждый бьет по
своей пластинке, и получается каменная мелодия.
«Я ребятам предлагаю – попробуйте!»
На одной каменной пластине изображены большой и
малый ковши, Полярная звезда – значит, они уже
использовали ее как ориентир, уходя от дома…
Уже существуют все виды искусств: скульптура,
барельеф, чеканка, живопись… Окраска, как
показывает углеродный анализ, 34-тысячелетней
давности, секрет изготовления этой краски
профессор Ларичев передал военным для покрытия
подводных и космических аппаратов.
Я подержал в руках каменный нож, рассчитанный
явно на физически очень сильного человека, с
выдолбленной ручкой, чтобы удобней держать, –
удивительно… Каменным молотом можно было
раздолбить металл…
Еще я видел, только издалека, девять гор
полукругом. Называется историко-природная гряда
«Сундуки» – по форме вершин.
На одном из этих сундуков изображена картина
гениального художника VI–V века до нашей эры.
Увидеть ее можно только в определенное время
суток, когда музей природы открыт. На рассвете
лучи солнца, падая, освещают часть триптиха.
«Земная жизнь»: люди выходят из жилищ, пасется
скот, бегают дети…
Короткий миг – и погасло.
В полдень освещается вторая часть камня, и мы
видим «подземную жизнь» с всякими чудовищами и
чудесами.
А на закате, когда вместе с уходящим солнцем
накатывает щемящая печаль, озаряется третий
камень – «жизнь небесная»…
И так изо дня в день, из века в век…
На другом сундуке – целая эпопея в камне.
Первая глава: нашествие иноземцев. Вторая:
обездоленные старики, дети решили отомстить
врагу. Отомстили? Да, третий рисунок
свидетельствует – они победили: воин возводится
в статус героя. На четвертом – он попадает в
засаду и погибает. На пятом – спускается в
могилу, и подземные духи решают, что с ним делать.
В это время в земном мире совершают
жертвоприношения, и боги, посоветовавшись,
принимают решение: да, хороший парень, и
отправляют в небеса. (Зоя Федоровна смеется: «Ну,
это я уже начинаю хулиганить…»)
Вот он в небесах побеждает небожителей.
Апофеоз: танец героя на фоне луны…
«И вы утверждаете, что ничего не было, –
спрашивает Зоя Федоровна, – государства,
воспитания?»
Самое изумительное, таинственное…
На одном из сундуков расположена древняя
обсерватория. Каменный гномон. Выбита ниша,
птица, от нее падает тень. По солнечным часам
определяли время года. А по гномону, по тени
птицы, – время суток.
…Над этим камнем трое суток зависала полная
луна. И они уже знали, что она действует
отрицательно на человека, следили за тем, как она
поднимается. Появляется лунный календарь.
Но самое поразительное в этой древней астрономии
– скрытое изображение белой лошади на Черной
горе.
Гора видна, а лошадь – нет. Только однажды в год,
двадцать пятого декабря (есть в астрономии такая
дата, солнце выходит из одной точки), лошадь
озаряется! Ясно видно: на черном камне изображена
белая лошадь. В эти сутки завершается полный
оборот Земли вокруг Солнца, заканчивается старый
год и наступает новый.
25 декабря, а не 31-го, и жрецы это знали!
Я представил себе, как жрец встает на камень,
поднимает руки, и у него за спиной солнце вдруг
выхватывает из темноты белую лошадь.
А почему лошадь? У нее явно форма существовавшей
тогда лошади Пржевальского. Голова повернута на
север, лошадь в движении, «жеребятится», рождает
жеребят.
Северное полушарие, декабрь, двадцать пятое
число, все точно, солнце повернулось. Но почему
все-таки лошадь? Профессор Ларичев делает
расчеты по календарю, и обнаруживается
удивительный факт: созвездие, отражающее эти
изменения, мы называем его созвездием Льва,
именовалось у тех, кто жил тысячи лет до нас,
лошадью.
В то время человек видел скопление звезд над
головой в виде лошади, а мы сейчас видим в форме
льва, потому что вместе с солнцем и планетой
движемся и все формы, очертания меняются.
Остается одно…
Притча о лежачей стране
Страна распадается, народ уходит в
историю, как другие народы до этого. Или не
распадается, не уходит – от чего это зависит?
Если давит век неудач и положение кажется
безвыходным, можно ли выбраться? Общего ответа не
существует, но есть частные примеры,
показывающие, что многое зависит от нас.
Герберт Тартачанов – это не вымышленный герой,
он живет в Абакане. Когда ему было двенадцать лет,
старший брат выстрелил из ружья ему в спину, и его
парализовало. Лежал не вставая. Мать говорила:
скорее бы умер. Но он решил (вот тут загадка: как
это – калека-подросток решил? Оказывается,
можно!) бороться со своим недугом.
Воды не несут попить – дотягивается, достает до
места, где вода. Потом стал давать себе задания:
подтянуться.
Скатывался с горки: заползет наверх (руки у него
шевелились) и катится…
Потом встал, за что-то держась, и потихоньку начал
ходить.
Сам пошел в отдел соцзащиты Таштынского района,
там ему изумились и дали угол, и он стал жить.
Потом занялся спортом. Выдающийся спортсмен
Карелин стал для него примером, и он решил
побежать в Новосибирск, к Карелину. Но сил было не
так много, добежал только до Красно-
ярска, там его должно было встретить телевидение.
Но никто его не встретил. Он побомжевал на
вокзале в первый год нового тысячелетия и
побежал обратно. А на следующий год побежал снова
под лозунгом «Жизнь без наркотиков».
«Хакасэнэрго» выделило «газель». И он выбегал из
Абакана со стадиона «Саяны» и бежал, а «газель»
ехала рядом.
И так он обежал всю Хакасию, везде встречался с
молодежью и рассказывал, каким он был лежачим
человеком, только руки и язык шевелились. И как
сам себя поднял.
Его хорошо принимали, дарили конфеты.
Организовали лечение на целебном озере. Он и
сейчас прихрамывает на одну ногу, и рука висит
плетью. Пробежит тридцать–сорок километров,
больше не может.
Такой вот хакасский Маресьев или Островский –
как кому нравится. Ему около тридцати. Живет в
Абакане – в комнате в общежитии. Говорит, что
друзей у него нет: в общежитии выпить любят,
предлагают ему, а он не пьет, не курит, перед
глазами судьба своих опустившихся близких и своя
– та, на которую был обречен, если бы…
В заключение, под занавес, два пейзажа.
Один именуется «Провал». Находится рядом с
поселком Туим, где завод по обработке цветных
металлов, его хозяин «Норильский никель». Свалка
железа, все искореженное, ржавое, изуродованное.
Водитель, шальной парень, сказал, что надо бы
объехать горку, а сам рванул напрямую. Страшно
смотреть и страшно ехать – выше, выше, каменная
будка, будто тюремная вышка. Через лес, горы. Стой!
Затормозил прямо у провала.
Вот так добывали руду, рыли, рыли – и дорылись.
Ужас. Не описать словами. Двухсотметровый провал.
Голые, острые, будто ощерившаяся пасть, скалы.
Внизу – подземное озеро, но не голубое, а
стальное, безжизненное, подернутое мертвым
льдом. Местные дают болотные сапоги и через шахты
выводят любопытных к озеру, устраивают
«экскурсию на провал».
Дьявольское творение, один раз взглянешь – и
объяснять не надо.
Провал широко известен.
А вот другую картину, нерукотворную, мало кто
видел, хотя она тут, по-
близости, открывается с Солдатской горки.
Невысокая, а дух захватывает. И весь мир как на
ладони – первозданный, божественный. Найдешь
точку – увидишь девять озер. Библейская картина:
красно-желтые горы и синие-синие озера…
Человеку дано иногда на краткий миг, кроме
обвалов и провалов, которые он сам себе
устраивает, увидеть такую божественную картину,
чтобы… что?
Использовать шанс.
Попытаться осуществить свое человеческое
предназначение.
Скакнуть в небесные дали на белой лошади. Или
сгинуть в разверзшейся бездне…
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|