ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Дмитрий РАСТИМЕШИН,
Сергей ЛЕБЕДЕВ
Стандарта больше нет...
И БУПа тоже
Верховный суд России вынес
определение по поводу подписанного
экс-министром образования Владимиром Филипповым
приказа “Об утверждении Базисного учебного
плана” № 1312 от 9 марта 2004 года
Определение было аналогичным тому, что
вынес Верховный суд в отношении приказа об
утверждении стандартов (см. № 68, 71 “Первого
сентября”). Высшая судебная инстанция страны
определила, что приказ № 1312 “по своей форме не
может быть отнесен к нормативным правовым актам
федеральных органов законодательной власти”.
Согласно тому же определению ВС, это означает,
что он “не влечет правовых последствий, как не
вступивший в силу, и применению не подлежит”.
Полный текст определения ВС опубликован в
сегодняшней вкладке “Документы”.
С момента вступления этого определения
Верховного суда в законную силу – с 9 ноября 2004
года – директор каждой российской школы имеет
право составлять учебные планы, выбрав один из
двух документов рекомендательного характера:
либо письмо Министерства образования РФ № 974/14-12
“Об обязательном минимуме содержания
образовательных программ основной
общеобразовательной школы”, подписанное в 1998
году первым заместителем министра В.Шадриковым,
либо БУП экс-министра Филиппова. Этими же
документами могут пользоваться органы власти
при расчете финансирования школ.
“За исключением случаев,
предусмотренных законом”
Министерство может многое. Но не все
Тем временем получила свое продолжение
история со стандартами. Напомним, в конце
сентября Верховный суд России определил, что
приказ “Об утверждении стандарта…” № 1089 не
является нормативно-правовым актом. Этим был
однозначно определен статус данного документа. И
именно из-за того, что документ юридически
ничтожен, Верховный суд не стал рассматривать
дело по существу, а рекомендовал истцу
обратиться в суд первой инстанции.
Иск был подан. И вот 18 ноября в Тверском районном
суде Москвы прошла подготовка к судебному
заседанию.
На заседании присутствовали представители
Министерства образования и науки РФ, Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки,
Федерального агентства по образованию.
Начальник отдела правового обеспечения и
взаимодействия с Федеральным Собранием Сводного
департамента экономики и финансов Министерства
образования и науки Зоя Дащинская передала судье
возражения к исковому заявлению, объясняющие
позицию министерства.
Процитируем этот документ:
“…оспариваются приказы, изданные
Министерством образования Российской Федерации
от 5 марта 2004 года № 1089 и от 9 марта 2004 года № 1312,
которые, по мнению заявителя, нарушают порядок
утверждения государственных образовательных
стандартов, закрепленный в пункте 4 статьи 7
Закона Российской Федерации “Об образовании”, а
также не были надлежащим образом
зарегистрированы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона
Российской Федерации “Об образовании”
федеральным законом утверждаются только
основные положения государственных
образовательных стандартов”.
Но в пункте 4 статьи 7 указывается, что
федеральным законом устанавливаются не только
основные положения стандартов, но и “порядок
их разработки и утверждения”.
Но если бы этот пункт был приведен полностью, то,
на наш взгляд, г-жа Дащинская лишилась бы
возможности утверждать следующее:
“Указанные выше приказы не противоречат
законодательству и были изданы в пределах
полномочий, предоставленных Министерству
образования Российской Федерации в соответствии
с подпунктом 27 пункта 5 Положения о Министерстве
образования Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской
Федерации от 24 марта 2000 года № 258, согласно
которому Министерство образования Российской
Федерации вправе было утверждать федеральные
компоненты государственных образовательных
стандартов”.
И правда, в Положении о Министерстве образования,
пункт 5, подпункт 27, было написано:
“Министерство образования… организует
разработку государственных образовательных
стандартов и утверждает их федеральные
компоненты”.
А если так, то какие претензии к министру
Филиппову? Он, как министр образования,
руководствуясь Положением о Министерстве
образования, утвердил федеральный компонент
стандарта.
Но дело в том, что документы, определяющие
компетенцию федеральных органов управления
образованием, имеют разную юридическую силу. И
первый среди них – Закон “Об образовании”.
Пункт 3 статьи 7 Закона “Об образовании”
действительно передает правительству право
утверждать и вводить образовательные стандарты.
Но – внимание! – специально оговаривает: “За
исключением случаев, предусмотренных законом”.
Что же это за случаи?
На этот вопрос дает ответ пункт 4 статьи 7 Закона
“Об образовании”, который г-жа Дащинская
привела в сокращенном виде. Приведем его еще раз
целиком:
“Основные положения государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, порядок их
разработки и утверждения устанавливаются
федеральным законом”.
То есть Министерство образования действительно
вправе утверждать федеральные компоненты
стандартов. Но не любых. Федеральный компонент
стандарта высшего образования? Пожалуйста.
Федеральный компонент стандарта среднего
профессионального образования? Да ради бога.
Федеральный компонент стандарта начального
общего, основного общего… Нет. Это и есть случай,
предусмотренный законом. По Закону “Об
образовании” порядок утверждения
образовательных стандартов, которые находятся
“выше” и “ниже” школы, отдан на откуп
министерству. Как хотите – так и утверждайте. Но
порядок утверждения школьных стандартов
устанавливается отдельным федеральным
законом.
Этот закон – Закон “О стандарте” – до сих пор не
принят Думой. Это означает, что легитимного
порядка утверждения школьных стандартов не
существует.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|