КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Призраки семейного круга
Возвращение Франкенштейна по версии
Валерия Тодоровского
Еще на первом показе фильма «Мой сводный
брат Франкенштейн» (шестого по счету в биографии
ныне уже 42-летнего режиссера Валерия
Тодоровского) в рамках программы российского
кинематографа на XXVI Московском международном
фестивале случился в Доме кино настоящий аншлаг
– желающие посмотреть эту картину стояли в
проходах, сидели на ступеньках. И до самого
последнего кадра почти двухчасовой ленты никто
не уходил, многие зрители реагировали на
действие заинтересованно, а порой и бурно,
особенно в действительно захватывающей и
отлично исполненной первой половине
повествования, которое казалось трагикомическим
по своей сути.
А как же иначе можно было воспринимать историю
неожиданного явления одноглазого молодого парня
по имени Павлик (словно современного
Франкенштейна) в обычную московскую семью,
состоящую из родителей и двух детей-школьников.
Они-то и присвоили внезапно обнаружившемуся
сводному брату имя Франкенштейн, имея в виду
отнюдь не ученого из многажды экранизированного
романа Мэри Шелли, но его страшное Создание. Ведь
Павлик тоже производит странное, а иногда и
пугающее впечатление, поскольку потерял свой
глаз на войне (вообще-то не уточняется, что речь
идет о сражениях именно в Чечне), главное же –
оказался подверженным мании преследования со
стороны вездесущих «духов» в разных значениях
этого слова: и врагов-душманов, и неотступных
призраков. Он сам временами начинает напоминать
зомби, восставшего из мертвых, кем-то
запрограммированного, будто робот. И упорно
признает среди своих только бывших однополчан да
новую семью вместо недавно умершей родной
матери. Как раз обретенных родственников этот
«бедный, бедный Павлик» пытается спасти от
неведомых противников, фактически захватывая в
заложники, так что в дело поневоле приходится
вступать милиционерам и спецназовцам.
Вот тут, кажется, и происходит смена
трагикомической и даже немного абсурдной
интонации вовсе не на ожидаемую кое-кем
мистическую интерпретацию (хотя почти
ирреальная сцена вынужденного бегства пятерых
героев из Москвы в электричке почему-то начинает
напоминать «Матрицу»), а на вполне
социально-политическую трактовку с трагическим
подтекстом. Поскольку Павлик-Франкенштейн
приносит вместе с собой реальную угрозу для
прежде не сталкивавшейся с войной и вообще
далекой от всех катаклизмов мирной столичной
семьи, как говорится, прочной ячейки общества, а
также миниатюрной модели целой России,
существующей до поры до времени как бы в стороне
от происходящего «где-то на кавказском фронте». И
все сводится в итоге к тому, что этот внебрачный
сын и сводный брат, будто некий «обломок
империи», которому нет места за пределами театра
военных действий, оказался совершенно не нужен
своим найденным близким, более того –
по-настоящему опасен для их жизни.
Данная идея была бы, возможно, внове, если бы не
был снят за восемь лет до этого «Брат» Алексея
Балабанова. Там тоже непонятный и по-своему
загадочный герой якобы с военным прошлым являлся
во «вторую столицу России», чтобы проверить ее,
так сказать, «на вшивость» и навести там
надлежащий порядок. А потом, лишь проездом через
Москву, отправиться в «Брате-2» уже за океан,
чтобы устроить «кирдык» в Америке. Так что «Мой
сводный брат Франкенштейн» выглядит как
довольно запоздалый и несвоевременный «Брат-3»,
словно задавшийся целью сполна компенсировать
так и несостоявшиеся похождения Данилы Багрова в
«новорусском городе на семи холмах». Но прежде
всего фильм Валерия Тодоровского по сценарию
Геннадия Островского представляется
идеологически осторожным и выверенным, а
завершается вообще на ноте зрительского
недоумения: как же на поведанное реагировать? То
ли посмеяться вместе с явно недалекими
милиционерами, решившими проблему новоявленного
Франкенштейна единственным известным им
способом, то ли всплакнуть над судьбой Павлика и
всей как бы незаконнорожденной России, где
граждане чуть ли не всегда воспринимаются
властью в качестве «подброшенных детей».
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|