РЕЖИССУРА УРОКА
ОЙ, ЗНАЮ!
Тема сегодняшнего выпуска –
обещанный разговор о проблеме сильных и слабых
учеников: как быть с ними при групповой работе?
Для затравки вот какая история. Перед
экспериментом на не-
стандартность мышления одним испытуемым
показали знакомую кинокомедию, а другим – ничего
не показывали. Из тех, кто смотрел кинокомедию,
справились с заданием 75%. А из тех, кто не смотрел,
– 20%. Из этого ученые сделали вывод, что хорошее
настроение способствует творческому процессу и
помогает находить нужные решения.
И вот теперь в самый раз представить: с каким
настроением ученик принимается на уроке за
очередное задание, если заранее считает, что
справится с ним плохо, потому что учителями и
одно-
классниками раз и навсегда в слабаки записан?
А стоит ли вообще переживать: сильные, слабые, кто
с кем в какую команду попадет, кто каких знаний
недополучит, кто какую тему якобы прохлопает и
т.д. и т.п.? Решать вам, уважаемые читатели…
Недружный класс…
Что делать? Конечно, изобретать
велосипед!
Сейчас детей все больше ориентируют на
индивидуальные достижения: “самый умный”,
“ученик года”, “лучший первоклассник”,
“лучший выпускник”. В нашем школьном обиходе
появились слова: “рейтинг”, “портфолио”.
Родители и учителя чуть не с детского сада
нацеливают ребенка на поступление в вуз как на
главную жизненную задачу, а для этого необходимо
обогнать всех, стать первым, лучшим.
Новая общность?
Возможно, мы на пороге новой общности учеников –
не одноклассников, а соучеников.
Как-то раз я заменяла в элитном математическом
классе заболевшего классного руководителя и
была безмерно удивлена тому, что на
туристическом школьном слете, тогда как другие
классы умудрились общую уху сварганить, у нас не
получилось даже общего стола: все дети одиноко
жевали то, что принесли. “И списывать не дают”, –
пожаловалась мне одна девочка.
Работать в классе “индивидуалистов” трудно.
Когда я вела факультатив по театру в трех седьмых
классах, подростки, поначалу посчитав новый
факультатив ненужным и необязательным,
использовали время урока кто во что горазд:
пререкались со мной по поводу необходимости
такого предмета, выясняли отношения между собой,
демонстрировали свое негативное отношение и к
театральному искусству в целом, и ко мне лично в
частности. Но мало-помалу втянулись в работу.
Я изобретала свой велосипед. И потихоньку еду на
нем, объезжая камни на дороге с помощью приемов,
которые в огромном количестве подсказывает мне
социоигровая педагогика.
Не просто соученики
Урок в девятом классе. Знакомство с законами
драматургии. Никакого рассказа о драматургии я
не начинала, а сразу, как только ученики
разделились на группы, выдала им сборники пьес.
Каждая группа должна была из своего сборника
выписать на отдельные бумажки четыре интересные
реплики. Сборники были самые разные: Островский,
Мрожек, Шекспир, Олби.
Когда реплики были выбраны и выписаны, посыльные
от каждой группы сложили их в “шапку” на
учительском столе. После чего выбежали другие
посыльные (под любым предлогом даю детям
подвигаться) и вытянули по одной бумажке. То, что
они вытянули, записали на доске. Получилось пять
совершенно не связанных между собой реплик. В том
числе: “Ну наконец-то на меня взглянула
благосклонно Беатрис” и “Питер, хотите знать,
что случилось в зоопарке?”.
Каждая группа получила задание придумать некую
историю, используя только эти реплики в любом
порядке. И не только придумать, но и показать. В
процессе подготовки были задействованы тут же
найденные среди одноклассников детали костюмов
и предметы, находящиеся в классе. В ход пошел даже
глобус. В результате мы увидели пять совершенно
разных произведений. Тут были и детектив, и
слезоточивая мелодрама, и пьеса абсурда, и даже
школьная быль. Смотреть эти представления было
очень весело, а играть, я думаю, еще веселее.
Что делали дети на уроке? Просто развлекались?
Нет, они ненавязчиво входили в то, что называется
драматургией, где главное – действие, а не слова
пьесы. Слова могут быть одинаковыми, а истории
совершенно разными.
На этом уроке присутствовали мои коллеги,
педагоги дополнительного образования из школ
города. Я попросила написать их в конце урока
свои отзывы, но только так, чтобы все слова
начинались на одну букву. Они страшно удивились,
но, объединившись в несколько команд, написали
потрясающие отзывы. Не стану скромничать и
приведу один из них: “Популярно, потрясающе
просто произведена попытка построения простых
пьес подростками. Приветливый педагог порхала,
подопечные пыхтели, погружались, понимали, потом
показывали пьесу. Посмотрели, поучились,
повеселились, попробуем потом повторить
подобный полезный проект”.
Уморительные сценки
А недавно у меня был урок в третьем классе –
первый в этом году. Захожу в спортивный зал, куда
за отсутствием кабинетов нас посадили, и вижу
такую картину. На длинной скамеечке, как
воробышки, прижавшись, сидят шестеро мальчиков.
Далее метр свободного пространства, а потом, так
же тесно прижавшись друг к другу, сидят шесть
девочек.
Ну, я сразу это безобразие устранила. Конечно, не
дисциплинарными методами, а опять же
специальными заданиями типа “пересядьте так,
чтобы самый высокий сидел справа от меня, а самый
маленький слева”. Потом – у кого самые большие
ботинки и самые крошечные. Потом – кто самый
старший и самый младший… Ну тут мы помучились
немножко и про то, кому с кем не хочется сидеть,
забыли.
В это время в зал стали заглядывать мои
“театральные” дети – 9–11 класс (после этого
урока у нас должно было быть занятие). Сначала
попросились “просто посмотреть”, потом стали
участвовать в упражнениях.
Дальше нужно было встать в круг в алфавитном
порядке (по первой букве фамилии) – начало
алфавита справа, конец слева. Говорить нельзя,
общаться только знаками. Это надо было видеть! И
пальцами буквы показывали, и в воздухе рисовали,
и даже “из себя” строили. И старшие, и младшие
общались наравне. Более того, старшим нравилось,
что они с малышами резвятся. А маленькие
гордились, что они все делают не хуже больших.
Потом разбились на группы и придумывали сценки, а
потом их показывали. Старшеклассники
“режиссировали”. Сценки получились
уморительные. В одной группе девочке
подсказывали стихотворение “Утес”. Она,
внимательно глядя на свою группу, серьезно
повторяла: “…спит…облачко…погладили ее...
чудовища!” (это утес-великан ей так страшно
показали).
В другой группе мальчик повторял алфавит, группа
показывала ему предметы, начинающиеся на первые
буквы. В качестве “незнайки” выбрали мальчишку,
который в предыдущем упражнении (“пересесть по
первой букве фамилии”) заблудился и потом
признался, что забыл алфавит.
В общем, получился хороший урок. Было весело,
интересно, а главное – дружно. Третьеклассники
потом спрашивали меня про старших: “А они к нам
еще придут?” И моим “театралам” тоже
понравилось быть вожатыми.
Совет для классных руководителей недружных
детей: попробуйте поставить с вашим классом
своими силами спектакль!
Алена НОВГОРОДОВА,
преподаватель уроков театра
школы № 32
г. Вологда
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|