РЕЖИССУРА УРОКА
АЗБУКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ
Тема сегодняшнего выпуска –
обещанный разговор о проблеме сильных и слабых
учеников: как быть с ними при групповой работе?
Для затравки вот какая история. Перед
экспериментом на не-
стандартность мышления одним испытуемым
показали знакомую кинокомедию, а другим – ничего
не показывали. Из тех, кто смотрел кинокомедию,
справились с заданием 75%. А из тех, кто не смотрел,
– 20%. Из этого ученые сделали вывод, что хорошее
настроение способствует творческому процессу и
помогает находить нужные решения.
И вот теперь в самый раз представить: с каким
настроением ученик принимается на уроке за
очередное задание, если заранее считает, что
справится с ним плохо, потому что учителями и
одно-
классниками раз и навсегда в слабаки записан?
А стоит ли вообще переживать: сильные, слабые, кто
с кем в какую команду попадет, кто каких знаний
недополучит, кто какую тему якобы прохлопает и
т.д. и т.п.? Решать вам, уважаемые читатели…
Ловушки, в которые мы сами себя загоняем
Отличники и двоечники в работе по группам
– обещанный комментарий к письму-отчету
сельской учительницы
Нет, все-таки что ни говори, а
учительская профессия – не соскучишься. Ну сами
подумайте, разве это не забавно: если на уроке
сильные ученики объединились в одну рабочую
группу со слабыми, то некоторые учителя начинают
тут же стонать. Ой, мол, как плохо. Слабые, дескать,
спрячутся за спину сильных, будут у них списывать
и ничему не научатся. А когда слабые объединяются
со слабыми, то снова начинаются жалобы. Опять,
мол, ничего хорошего: с работой они не справятся,
просидят все задание, ни в чем не разберутся.
Прямо заколдованный круг получается…
И сам я, когда работал учителем, частенько
обнаруживал себя загнанным в очередные тупики
профессионального сознания. Оказывается,
подобные тупики были известны еще со средних
веков, и назывались они герменевтическими
кругами. А для того чтобы выпутаться из такого
круга, нужно “подняться на этаж выше”. И тогда
придет понимание, что тупик этот кажущийся. Вот я
и предлагаю всем желающим на досуге подняться
каждому на свою колокольню и оттуда глянуть вниз,
на эти самые ситуации объединения сильных и
слабых учеников.
Что кому видно
Помнится, однажды на методических посиделках
учителя делились друг с другом открывшимися
горизонтами, и многих восхитило вот какое
соображение. Когда ученики объединяются в
команды, то кто с кем объединился – сильный ли со
слабым или наоборот, – видно в первую очередь
учителю. Самим же детям это очевидно только в
крайних случаях. Когда, например, один – ну уж
такой двоечник, что хоть святых выноси, а другой
– уж такой отличник, что пробы ставить негде.
Но таких крайних случаев бывает не так уж и много,
и к ним учитель может заранее приготовиться. На-
пример, самого сильного и самого слабого вызвать
на “Матки-матки, чьи заплатки?” (см. “ПС” № 32, 2001)
– и тогда они уж точно (если учителю так этого
хочется) в одну команду не попадут.
А во всех других случаях ученики, как правило, не
видят, кто в изучаемой теме так уж силен, а кто
слаб. И вообще-то это хорошо. Было бы ужасно,
руководствуйся они на уроке, например, такими
соображениями: “В этой теме мне лучше
объединиться с Колей, а в этой – с Машей и ни в
коем случае не с Колей”.
В социоигровой педагогике как раз для того столь
настойчиво и навязываются разного рода
жеребьевки, чтобы освобождать учеников от
соблазнов меркантильных соображений. Тогда им со
временем открывается обыкновенная житейская
мудрость (которая и есть мудрость
герменевтическая): если я сегодня работаю с
Колей, то я ему помогаю, если с Машей, то она – мне.
И так хорошо, и этак неплохо. Если подобные выводы
ученики начнут выносить с наших уроков – химии,
физики, истории, – то можно смело считать, что наш
учительский труд не пропал зря.
С последней парты
Когда учителя делились своими соображениями о
ситуации слабый + слабый, то почти все, порывшись
в своей памяти, отмечали, что вообще-то самые
неожиданные и оригинальные решения иногда
звучат вовсе не из уст сильных учеников (от них
можно ждать скорее правильных ответов по
учебнику), а от тех, кого обычно считают слабыми.
Обычно они и сказать-то ничего путного не могут:
или отмалчиваются, или чушь несут – не
остановишь. Но вот когда нужно найти нечто
нестандартное, без них, оказывается, как без рук.
В художественной педагогике этот эффект очень
даже хорошо известен.
Для достижения именно этого эффекта в свое время
вместе с Е.Е.Шулешко была задумана некая методика
госте-ролевых уроков. Учитель готовит по своему
предмету “чужого учителя” (чужого не только для
класса, но и для самого предмета: к географии
соглашался готовиться физкультурник, а к
французскому – математик). И когда начинался
урок, то место у доски занимал “чужой”. А
“родной” учитель отправлялся на последнюю
парту с особым заданием наблюдать за своими
учениками на этом странном полусвоем-получужом
уроке.
И вот чаще всего оказывалось, что в родных
учениках учителю с последней парты открывалось
много нового. Сильные ученики выглядели не
такими уж и сильными, а слабые вдруг начинали так
сильно блистать, что это порой не на шутку
озадачивало учителя: как же это он просмотрел
таких способных учеников, как же это раньше в них
эти самые дарования не увидел?!
Новая роль
В 9–10 классах ученикам очень полезно помимо
школы посещать какие-нибудь другие коллективы
(кружок, студию, секцию). В своем родном классе к
этому времени складываются очень жесткие
ролевые отношения, и сломать рамки роли, которая
стала традиционной в своем классе, ученику
трудно. А когда он попадает в новый коллектив, где
его никто не знает, ему легче начать новый стиль
поведения, занять новую нишу, освоить новую роль.
Социоигровой стиль обучения именно эти ситуации
и пытается сделать возможными на любом обычном
уроке. Чтобы если какой-то ученик не смог найти
коллектив вне стен школы, то хотя бы на каких-то
уроках вокруг него возникали ситуации, когда он
может нарушить привычное ожидание окружающих и
блеснуть талантами, о которых он уже знает, а
окружающие все еще не догадываются.
Вот поэтому когда в малую группу попадают два
слабых ученика, то и для педагогики, и для
развития личности это не так уж плохо. Даже
хорошо. Но вот если учитель думает только о
программе и, вместо того чтобы смотреть по
сторонам (как там живут-поживают его ученики на
его уроке?), желает сиюминутного результата
(чтобы все всё без ошибок сделали), то тогда он
начинает кричать: “Караул! Слабый объединился со
слабым! Что мне теперь делать?” Как что делать?
Радоваться!
Приятными сторонами
Теперь представим ситуацию “сильный + слабый”.
Конечно, слабый может списать (и правильно
сделает). Может быть, именно эта возможность и
откроет ему глаза на то, что сильный ученик не
обязательно зазнайка и выскочка и что с ним
вполне можно сотрудничать. Словом, что отличник
тоже человек и его можно уважать и даже с ним
дружить.
В свою очередь, сильному работа в такой малой
группе тоже может пойти на пользу. Ведь одно дело,
когда похвалу получаешь из уст учителя. И совсем
другое – когда соученик вдруг начинает смотреть
на тебя с восхищением.
А когда сильный и слабый друг к другу такими
приятными сторонами своего характера
повернутся, то и для них, и для окружающих
незаметным образом возникнет умение выручать
друг друга, поддерживать – словом, учиться друг у
друга. А это, согласитесь, немало. Ведь им же еще
целую жизнь идти бок о бок со своими
сверстниками. Со сверстниками, а не с учителем,
который скроется с их горизонта, как только они
окончат родную (или не родную, а ненавистную)
школу.
Вячеслав БУКАТОВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|