Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
АЗБУКА ПОВСЕДНЕВНОСТИ

 Рисунок Е.Рачева к сказке О.Кироги “Слепой олененок” (журнал ЦК ВЛКСМ “Мурзилка” №6, 1956 год)Тема сегодняшнего выпуска – обещанный разговор о проблеме сильных и слабых учеников: как быть с ними при групповой работе?
Для затравки вот какая история. Перед экспериментом на не-
стандартность мышления одним испытуемым показали знакомую кинокомедию, а другим – ничего не показывали. Из тех, кто смотрел кинокомедию, справились с заданием 75%. А из тех, кто не смотрел, – 20%. Из этого ученые сделали вывод, что хорошее настроение способствует творческому процессу и помогает находить нужные решения.
И вот теперь в самый раз представить: с каким настроением ученик принимается на уроке за очередное задание, если заранее считает, что справится с ним плохо, потому что учителями и одно-
классниками раз и навсегда в слабаки записан?
А стоит ли вообще переживать: сильные, слабые, кто с кем в какую команду попадет, кто каких знаний недополучит, кто какую тему якобы прохлопает и т.д. и т.п.? Решать вам, уважаемые читатели…

 

Ловушки, в которые мы сами себя загоняем
Отличники и двоечники в работе по группам – обещанный комментарий к письму-отчету сельской учительницы

Нет, все-таки что ни говори, а учительская профессия – не соскучишься. Ну сами подумайте, разве это не забавно: если на уроке сильные ученики объединились в одну рабочую группу со слабыми, то некоторые учителя начинают тут же стонать. Ой, мол, как плохо. Слабые, дескать, спрячутся за спину сильных, будут у них списывать и ничему не научатся. А когда слабые объединяются со слабыми, то снова начинаются жалобы. Опять, мол, ничего хорошего: с работой они не справятся, просидят все задание, ни в чем не разберутся.

Прямо заколдованный круг получается…
И сам я, когда работал учителем, частенько обнаруживал себя загнанным в очередные тупики профессионального сознания. Оказывается, подобные тупики были известны еще со средних веков, и назывались они герменевтическими кругами. А для того чтобы выпутаться из такого круга, нужно “подняться на этаж выше”. И тогда придет понимание, что тупик этот кажущийся. Вот я и предлагаю всем желающим на досуге подняться каждому на свою колокольню и оттуда глянуть вниз, на эти самые ситуации объединения сильных и слабых учеников.

Что кому видно

Помнится, однажды на методических посиделках учителя делились друг с другом открывшимися горизонтами, и многих восхитило вот какое соображение. Когда ученики объединяются в команды, то кто с кем объединился – сильный ли со слабым или наоборот, – видно в первую очередь учителю. Самим же детям это очевидно только в крайних случаях. Когда, например, один – ну уж такой двоечник, что хоть святых выноси, а другой – уж такой отличник, что пробы ставить негде.
Но таких крайних случаев бывает не так уж и много, и к ним учитель может заранее приготовиться. На-
пример, самого сильного и самого слабого вызвать на “Матки-матки, чьи заплатки?” (см. “ПС” № 32, 2001) – и тогда они уж точно (если учителю так этого хочется) в одну команду не попадут.
А во всех других случаях ученики, как правило, не видят, кто в изучаемой теме так уж силен, а кто слаб. И вообще-то это хорошо. Было бы ужасно, руководствуйся они на уроке, например, такими соображениями: “В этой теме мне лучше объединиться с Колей, а в этой – с Машей и ни в коем случае не с Колей”.
В социоигровой педагогике как раз для того столь настойчиво и навязываются разного рода жеребьевки, чтобы освобождать учеников от соблазнов меркантильных соображений. Тогда им со временем открывается обыкновенная житейская мудрость (которая и есть мудрость герменевтическая): если я сегодня работаю с Колей, то я ему помогаю, если с Машей, то она – мне. И так хорошо, и этак неплохо. Если подобные выводы ученики начнут выносить с наших уроков – химии, физики, истории, – то можно смело считать, что наш учительский труд не пропал зря.

С последней парты

Когда учителя делились своими соображениями о ситуации слабый + слабый, то почти все, порывшись в своей памяти, отмечали, что вообще-то самые неожиданные и оригинальные решения иногда звучат вовсе не из уст сильных учеников (от них можно ждать скорее правильных ответов по учебнику), а от тех, кого обычно считают слабыми. Обычно они и сказать-то ничего путного не могут: или отмалчиваются, или чушь несут – не остановишь. Но вот когда нужно найти нечто нестандартное, без них, оказывается, как без рук. В художественной педагогике этот эффект очень даже хорошо известен.
Для достижения именно этого эффекта в свое время вместе с Е.Е.Шулешко была задумана некая методика госте-ролевых уроков. Учитель готовит по своему предмету “чужого учителя” (чужого не только для класса, но и для самого предмета: к географии соглашался готовиться физкультурник, а к французскому – математик). И когда начинался урок, то место у доски занимал “чужой”. А “родной” учитель отправлялся на последнюю парту с особым заданием наблюдать за своими учениками на этом странном полусвоем-получужом уроке.
И вот чаще всего оказывалось, что в родных учениках учителю с последней парты открывалось много нового. Сильные ученики выглядели не такими уж и сильными, а слабые вдруг начинали так сильно блистать, что это порой не на шутку озадачивало учителя: как же это он просмотрел таких способных учеников, как же это раньше в них эти самые дарования не увидел?!

Новая роль

В 9–10 классах ученикам очень полезно помимо школы посещать какие-нибудь другие коллективы (кружок, студию, секцию). В своем родном классе к этому времени складываются очень жесткие ролевые отношения, и сломать рамки роли, которая стала традиционной в своем классе, ученику трудно. А когда он попадает в новый коллектив, где его никто не знает, ему легче начать новый стиль поведения, занять новую нишу, освоить новую роль.
Социоигровой стиль обучения именно эти ситуации и пытается сделать возможными на любом обычном уроке. Чтобы если какой-то ученик не смог найти коллектив вне стен школы, то хотя бы на каких-то уроках вокруг него возникали ситуации, когда он может нарушить привычное ожидание окружающих и блеснуть талантами, о которых он уже знает, а окружающие все еще не догадываются.
Вот поэтому когда в малую группу попадают два слабых ученика, то и для педагогики, и для развития личности это не так уж плохо. Даже хорошо. Но вот если учитель думает только о программе и, вместо того чтобы смотреть по сторонам (как там живут-поживают его ученики на его уроке?), желает сиюминутного результата (чтобы все всё без ошибок сделали), то тогда он начинает кричать: “Караул! Слабый объединился со слабым! Что мне теперь делать?” Как что делать? Радоваться!

Приятными сторонами

Теперь представим ситуацию “сильный + слабый”. Конечно, слабый может списать (и правильно сделает). Может быть, именно эта возможность и откроет ему глаза на то, что сильный ученик не обязательно зазнайка и выскочка и что с ним вполне можно сотрудничать. Словом, что отличник тоже человек и его можно уважать и даже с ним дружить.
В свою очередь, сильному работа в такой малой группе тоже может пойти на пользу. Ведь одно дело, когда похвалу получаешь из уст учителя. И совсем другое – когда соученик вдруг начинает смотреть на тебя с восхищением.
А когда сильный и слабый друг к другу такими приятными сторонами своего характера повернутся, то и для них, и для окружающих незаметным образом возникнет умение выручать друг друга, поддерживать – словом, учиться друг у друга. А это, согласитесь, немало. Ведь им же еще целую жизнь идти бок о бок со своими сверстниками. Со сверстниками, а не с учителем, который скроется с их горизонта, как только они окончат родную (или не родную, а ненавистную) школу.

Вячеслав БУКАТОВ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru