ПРИРОДА ШКОЛЫ
Неестественное естествознание
На страницах школьных учебников мир
природы давно уже превратился в выхолощенное
знание, не имеющее отношения к жизненному опыту
детей. Но ведь физика, химия, биология – не просто
набор прагматических знаний, а определенное
мировоззрение, позволяющее смотреть на природу
как на естественно устроенную и принципиально
подвластную человеческому пониманию среду.
Давайте сегодня попробуем начать разговор о
состоянии современного школьного
естественно-научного образования.
Действительно ли оно переживает кризис, и если
да, то какие возможны пути выхода из этого
кризиса?
Физика.
Как найти общий язык с аборигенами гуманитарного
материка?
Мы осваиваем так называемый
стандарт, проходим школьный учебник, в основу
которого не положен исследовательский опыт
ученика, и в результате – будем честными! –
абсолютное большинство детей практически ничего
из этого учебника не усваивают.
Понятно, что, занимаясь исследовательской
деятельностью, мы тоже чем-то жертвуем. У ребенка
не хватает времени на все, что готовы ему
предложить учителя. Но в одном случае мы жертвуем
некоей формальной суммой знаний. А в другом –
самым главным: детским любопытством, детским
интересом. И превращаем увлекательнейшие по
своей сути дисциплины в невыносимо скучное
«зажевывание» учебного материала.
Школьник, который с азартом погрузился в
реальные астрономические наблюдения и
исследования, по-настоящему продвигается в
естественно-научном освоении мира, даже если ему
пришлось пожертвовать половиной учебника по
астрономии. Но разве это страшно, если в
результате создано главное – живой
исследовательский импульс? Ученик может залезть
в учебник как в справочник, и ему там многое будет
понятно и интересно. И многое он сможет понять в
нем сам. А вот если мы лишили его этого опыта – он
может все вызубрить наизусть, а проку никакого не
будет.
И то же самое с другими предметами
естественно-научного цикла.
Возьмем скучнейший в представлении сотен тысяч
учащихся предмет – школьную химию. В самой
основе химии – фантастические процессы
превращения веществ. Найдите ребенка, которому
не было бы это интересно! Но в школе навязывают
некоторое условно-теоретическое содержание
химии, которое для детей никак не соприкасается с
действительностью. Они не проходят своего
личного «алхимического опыта» – опыта
лабораторных экспериментов, в которых рождались
бы те вопросы, которые требовали бы
теоретического обобщения и обращения к
страницам учебника. И то же самое можно сказать
про физику или биологию. По своему историческому
происхождению это опытные, исследовательские
науки, требующие серьезного погружения в
экспериментальную деятельность, а не
сорокапятиминутных учебно-тематических доз.
Неудивительно, что в пространстве и времени
школьного урока они откровенно не помещаются. Не
отсюда ли и кризис нашего естественно-научного
мышления?
Шесть лет назад в Великобритании при
поддержке Фонда Наффилда возник проект «Наука
для неученых». Его цель – изменить характер
преподавания естественных наук, прежде всего в
гуманитарных классах. В результате был создан
учебник «Понятная наука» (Science for Public Understanding). Его
можно использовать на уроках естествознания,
заменяющих сразу три предмета (физику, химию,
биологию). Этим учебником недавно
заинтересовались российские педагоги
профильных гуманитарных школ Нижнего Новгорода,
Чебоксар, Томска, Красноярска, Санкт-Петербурга,
Москвы и Иркутска. В Красноярске создается целая
группа из учителей-естественников и «англичан»,
чтобы совместными усилиями приспособить
британские идеи к нашим условиям.
В чем же суть нового подхода? Его сформулировал
главный редактор альманаха «Кентавр» Г.Копылов:
«…сегодняшняя организация сферы науки
подразумевает, что наука должна не столько
стремиться к истине и давать ответы на
экзистенциальные вопросы, сколько обеспечивать
мощь государства, порядок мирового устройства и
– более современный ответ – социокультурные
изменения». Новый учебник раскрывает связь науки
с обществом.
Здесь ученики найдут информацию о
нетрадиционной медицине и генетически
модифицированных продуктах, об альтернативных
источниках энергии и потенциальной опасности
электромагнитных излучений. Они увидят, что в
науке нет однозначных ответов, нужно выбирать из
множества существующих объяснений.
Контрольной проверкой станет курсовая работа, в
которой школьник обязательно представит разные
точки зрения на выбранную проблему, в том числе
свое личное отношение. Для написания такой
работы придется проанализировать не только
текст учебника, но и различные публикации в
газетах и журналах, интернет-ресурсы. Полезный
навык для гуманитария?
Авторы учебника обращают внимание школьников не
только на содержание научно-популярных статей,
но и на степень их достоверности. Где, кем были
доложены представленные результаты, как они были
получены, есть ли независимые подтверждения… В
идеале ребята должны научиться сравнивать
содержание газетного текста и научного отчета,
видеть принципиальные отличия, воспринимать
науку в социокультурном контексте.
«Метафора литературная не прикрывается
внеличностным авторитетом. Метафора научная
прикрывается авторитетом науки и потому теряет
силу поэтической метафоры. Происходит двойная
игра: ученые знают, что это метафора, “аборигены
материка гуманитарной культуры” только
догадываются, но уверенными до конца быть не
могут – разговор-то идет от лица науки, в которой
они мало что смыслят. Возникает феномен
“разговора через культурный барьер”, в котором
преимущество за учеными. Можно ли в таком
разговоре понять друг друга?» Это мнение
выпускника МИФИ культуролога Сергея Чеснокова.
Преодолеть упомянутый культурный барьер поможет
учебник.
Работая с ним, российский школьник получит
возможность сопоставить два национальных образа
научного знания. А педагоги, дополняя и
модифицируя проект, создадут пространство новых
идей.
Заинтересованные лица могут обращаться за
дополнительной информацией к автору.
Борис БУЛЮБАШ,
координатор проекта Британского Совета
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|