Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПРИРОДА ШКОЛЫ

Неестественное естествознание

 На страницах школьных учебников мир природы давно уже превратился в выхолощенное знание, не имеющее отношения к жизненному опыту детей. Но ведь физика, химия, биология – не просто набор прагматических знаний, а определенное мировоззрение, позволяющее смотреть на природу как на естественно устроенную и принципиально подвластную человеческому пониманию среду.
Давайте сегодня попробуем начать разговор о состоянии современного школьного естественно-научного образования.
Действительно ли оно переживает кризис, и если да, то какие возможны пути выхода из этого кризиса?

Астрономия. Свое открытие звездного неба

wpe24D.jpg (74730 bytes)

Мы осваиваем так называемый стандарт, проходим школьный учебник, в основу которого не положен исследовательский опыт ученика, и в результате – будем честными! – абсолютное большинство детей практически ничего из этого учебника не усваивают.
Понятно, что, занимаясь исследовательской деятельностью, мы тоже чем-то жертвуем. У ребенка не хватает времени на все, что готовы ему предложить учителя. Но в одном случае мы жертвуем некоей формальной суммой знаний. А в другом – самым главным: детским любопытством, детским интересом. И превращаем увлекательнейшие по своей сути дисциплины в невыносимо скучное «зажевывание» учебного материала.
Школьник, который с азартом погрузился в реальные астрономические наблюдения и исследования, по-настоящему продвигается в естественно-научном освоении мира, даже если ему пришлось пожертвовать половиной учебника по астрономии. Но разве это страшно, если в результате создано главное – живой исследовательский импульс? Ученик может залезть в учебник как в справочник, и ему там многое будет понятно и интересно. И многое он сможет понять в нем сам. А вот если мы лишили его этого опыта – он может все вызубрить наизусть, а проку никакого не будет.
И то же самое с другими предметами естественно-научного цикла.
Возьмем скучнейший в представлении сотен тысяч учащихся предмет – школьную химию. В самой основе химии – фантастические процессы превращения веществ. Найдите ребенка, которому не было бы это интересно! Но в школе навязывают некоторое условно-теоретическое содержание химии, которое для детей никак не соприкасается с действительностью. Они не проходят своего личного «алхимического опыта» – опыта лабораторных экспериментов, в которых рождались бы те вопросы, которые требовали бы теоретического обобщения и обращения к страницам учебника. И то же самое можно сказать про физику или биологию. По своему историческому происхождению это опытные, исследовательские науки, требующие серьезного погружения в экспериментальную деятельность, а не сорокапятиминутных учебно-тематических доз. Неудивительно, что в пространстве и времени школьного урока они откровенно не помещаются. Не отсюда ли и кризис нашего естественно-научного мышления?

Поселок Провидения – это две тысячи жителей в бухте Провидения на восточной оконечности Чукотки. Всего несколько десятков километров до вполне благополучной Аляски. Но еще несколько лет назад поселок вымирал.
Сегодня ситуация радикальным образом переменилась: нынешние чукотские власти вкладывают немыслимые по российским меркам деньги в социальные и образовательные проекты. Главное, чтобы были люди с интересными, нестандартными идеями, а деньги для них найдутся. По сути дела, идет беспрецедентный эксперимент: создаются условия эффективного социального развития в экстремальных условиях Крайнего Севера. Один из первых видимых результатов новой социальной политики – местные жители перестали воспринимать Чукотку как место ссылки. Постепенно здесь создаются такие условия, которые позволяют действительно талантливому человеку реализоваться гораздо полнее, нежели на «материке».
Одна из самых колоритных фигур поселка Провидения – Антон Балацкий. Всего несколько лет назад он закончил местную школу, а после окончания университета вернулся в родной поселок преподавать физику и астрономию. Лауреат окружного конкурса «Учитель года». Лидер школьного инструментального ансамбля. А главное – фанат астрономических наблюдений... В прошлом году пробил покупку для школы уникального оборудования, позволяющего вести с детьми полноценные научные исследования. Он использует уникальные возможности Чукотки для реализации вполне серьезных исследовательских и образовательных проектов.

Антон Балацкий. Теперь буквально все астрономические наблюдения можно проводить прямо в школе. Телескоп соединен кабелем с компьютером. Можно даже не подниматься к телескопу, а вживую смотреть из класса!.. В силу местоположения Чукотки мы можем наблюдать такие астрономические явления, которые не видны в европейской части. Почему бы этим не воспользоваться? Солнечные затмения, лунные затмения... У нас здесь нет засветки неба – идеальная ситуация с точки зрения астронома. Некоторые снимки получаются покачественнее, чем в Пулковской обсерватории. А еще чудесные полярные сияния – их мы тоже наблюдаем и фотографируем. Это же совершенно уникальный материал, которым располагаем только мы!
У меня ребята и в четыре часа ночи собираются на занятия. Астрономические явления – они же не ждут, их надо отлавливать. Ну и где на «материке» такое возможно? Где разрешат прийти в школу в два или в четыре часа ночи? А здесь все просто. И кого бы я ни встречал из своих бывших однокурсников – все искренне завидуют. Между прочим, такой комплекс, как у нас, кафедра астрономии Педагогического института имени Герцена позволила себе только в прошлом году.
Александр Лобок. У меня такое ощущение, что все науки о природе – биология, физика, химия – словно оторвались от своей естественной основы. Ведь по своему замыслу это предметы естество-
знания. Значит, в основе изучения этих наук должны лежать исследовательские проекты...
А.Б. Физики шутят, что школа застряла в «меловом периоде» – это когда все дается через доску и мел. А как иначе, если в школах нет никакого оборудования?
А.Л. Но разве только в оборудовании дело? Ведь как бывает – у школы есть замечательная физическая или химическая лаборатория, а учителя не знают, как распорядиться имеющимся богатством. Любая лаборатория – это эксперименты, наблюдения, которые не укладываются в жесткую сетку уроков. Они требуют совсем иных взаимоотношений с учебным временем. И когда вы эти взаимоотношения выстраиваете, получается, что ученики становятся настоящими естествоиспытателями, «естествознателями».
А.Б. Основа образования – исследовательская деятельность. Вот и все. Это то, что я отстаиваю на протяжении всей своей педагогической практики. Если человек занимается исследовательской работой, он все равно пройдет все, что полагается по школьной программе... Но только по-своему, через реальные проблемы. И совсем не в той последовательности, которую предлагает учебник. У меня ребята постоянно делают какие-то собственные открытия. Например, предложили процедуру определения угловых размеров фотографического кадра и процедуру синхронизации времени. Когда фотографируешь явление, нужно его очень точно зафиксировать – с точностью до секунды. А часы на фотоаппарате фиксируют не реальное время события, а время с запозданием в несколько секунд. Только дети могут такое сделать!
А.Л. Да это просто мечта – то, что вы делаете... А как вам кажется, возможно, чтобы все школьное естественно-научное образование было построено на живом исследовании окружающего мира?
А.Б. У такой школы, как наша, есть большое преимущество – мы более свободны. Имеет значение и то, что мы – Чукотка, и то, что мы – сельская школа. Здесь проще экспериментировать, проще заниматься реальным делом. А на «материке» учитель должен все-таки давать в первую очередь стандарт, а исследовательской деятельностью можно заниматься только в дополнение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru