УЧЕБНИКИ N 79
Леонид АШКИНАЗИ,
Московский институт электроники и математики
О зуде реформаторства
«Обычно начинают так: “Как это
происходит?”, а следовало бы выяснить: “А
происходит ли?»
Мишель Монтень
Под реформой мы понимаем относительно
быстрые и серьезные изменения какой-то системы,
выполняемые сознательно, по какому-то плану.
Реформы требуют дополнительных усилий, работы
или – в нормальном обществе это то же самое –
денег. Поэтому первый вопрос разумного
гражданина: “Как тратятся деньги
налогоплательщиков?”. А первый вопрос реформы
образования: за счет чего? Что нам нужнее – чтобы
в районной поликлинике сверлили зубы с
анестезией? Или чтобы тюрьмы перестали быть
рассадником туберкулеза? Или чтобы суды
рассматривали дело о банке огурцов не пять лет?
Или изменить систему экзаменов в школах?
Пятая часть населения связана со школой. В
образовании занято больше, чем в армии, больше,
чем в медицине, больше, чем в тюрьмах – судах –
лагерях. Может быть, имеет смысл начать с чего-то
менее глобального? Реформа, охватывающая пятую
часть населения, не может быть дешевой (если это
не просто способ немного заработать). Нужна ли
она за те деньги, которые стоит?
Итак, что в России сегодня в большем кризисе –
медицина или образование? Мне кажется, что уж
никак не образование. Данные о продолжительности
жизни известны? В больнице лежать приходилось?
Что даже в лучших больницах сегодня в России
заставляют подписывать перед операцией отказ от
претензий, слышали? Ситуацию в школе и в армии
сравнивать будем?
Вы только поймите меня правильно, лично мне
реформа школы как раз интереснее. Но давайте
скажем честно: людям, похоже, не она нужна в
первую очередь.
Не слишком ли много мы вообще разговариваем о
реформах? Откуда эта идея, что все надо
реформировать и немедля? Не от желания ли
изобразить бурную деятельность, поощрение
начальства заслужить, бюджет на “проект”
подоить? Беда наша в том, что кипучая
деятельность, все эти авральные почины
поощрялись лучше, чем нормальная методичная
работа. По той же причине, когда поощряет не
жизнь, не законы экономики, а начальство, система
неминуемо сползает к показухе.
Зарплата учителя, директора, нянечки и школьного
сторожа должна зависеть от результата работы
школы. Тарифную сетку отменить, школьным
бюджетом должен распоряжаться директор или
совет попечителей, а деньги школе платят все, кто
принимает ее работу: вуз – за каждого
поступившего, завод – за каждого принятого на
работу, водочный ларек – за грузчика. Чем такая
система хороша? Ее можно плавно вводить,
регулируемо, ничего не ломая. Например, со
следующего года за каждого выпускника школы,
принятого на работу, отчислять маленький процент
конкретной школе. И посмотреть, что получится.
А государство должно школе платить? Да, но только
за решение государственных проблем. Например,
если у России задача побеждать на международных
олимпиадах школьников, то вот за победителей
олимпиад и платить. Потому что ни вузу, ни заводу
они не нужны. За социализацию, наверное, тоже
государство платить должно, чтобы школьник при
слове “наркотики” брезгливо морщился, а мяч по
двору с упоением гонял... Потому что это
государственные задачи, до поддержания бизнесом
культуры мы не скоро доживем.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|